Рынок цветных металлов: вчера, сегодня, завтра…
Прошедший год для мировой цветной металлургии вновь оказался временем разочарований. Улучшение ценовой конъюнктуры, начавшееся весной 2014 года, для большинства металлов сменилось очередным падением, которое продолжилось в нынешнем году. Свою роль здесь сыграло замедление китайской экономики, укрепление доллара США к остальным валютам, а также бегство инвесторов из сырьевых товаров, вследствие падения нефтяных котировок.
Алюминий
В 2014 году ситуация на мировом рынке крылатого металла кардинально изменилась и характеризовалась переходом к состоянию дефицита (вне Китая), укреплением цен и рекордным ростом премий. По итогам года за исключением показателей КНР дефицит алюминия сложился на уровне в 1,2 млн т. Если же включить в расчеты Китай, то по данным Мирового бюро статистики металлов (World Bureau of Metal Statistics, WBMS), этот показатель составил 849 тыс. т.
Превалирование спроса над предложением привело к долгожданному снижению запаса алюминия на складах. По данным Metal Research, на крупнейших биржах металлов с начала года их объемы снизились на 18% и продолжают уменьшаться, что является переломом прежней долгосрочной тенденции увеличения запасов алюминия на фоне перепроизводства, которая наблюдалась с 2007 году.
На этом фоне низкая рентабельность и высокие издержки на электроэнергию заставили крупные компании, такие как «РУСАЛ», Alcoa, RioTinto и др., закрыть или сократить мощностина более чем 50 предприятиях по всему миру. В итоге объемы производства (без учета КНР) в 2014 году упали более чем на 1,3 млн т до 25,6 млн т. Что касается Китая, то выпуская почти 48% всего алюминия в мире, он сохранил позитивную динамику, нарастив свое производство на 7,7% до 24,38 млн т. Вместе с тем запрет экспорта необработанных руд из Индонезии заставил КНР перейти на импорт сырья из Австралии, что привело к увеличению себестоимости.
Как результат цены на алюминий выросли на 10,8%. Если еще в январе его стоимость на Лондонской бирже металлов (LME) составляла $1726,4 за тонну, то уже к декабрю она дошла до $1913,2.
По оценкам аналитиков в текущем году компании продолжат оптимизацию. К примеру, Alcoa Inc. изучает возможность закрытия в течение 2015 года до 500 тыс. т мощностей по выпуску алюминия и до 2,8 млн т по производству глинозема.
С учетом сокращения предложения и ожидаемого активного спроса со стороны потребителей физического металла из Китая, Индии и Ближнего Востока, эксперты японской компании Marubeni, прогнозируют увеличение стоимости алюминия на LME во второй половине текущего года до $2300 за тонну.
В свою очередь крупнейших банков дают следующие оценки средней цены крылатого металла: Morgan Stanley– $1987, Barclays – $1838, BNP Paribas– $1825, Societe Generale – $1900, Danske Bank– $2175.
Медь
Согласно подсчетам WBMS, мировое производство меди в 2014 году составило 23,01 млн т, при объеме потребления в 22,905 млн т. В результате на рынке наблюдался избыток красного металла в размере 105 тыс. т, что почти в 3 раза меньше чем годом ранее. В Китае – крупнейшем потребителе меди спрос на нее по итогам прошлого года вырос на 13,5%, а чистый импорт увеличился на 14%. Вместе с тем если исключить фактор Поднебесной, то мировой спрос поднялся всего на 3%.
По оценкам аналитиков, в 2015 году будет введено 100 тыс. т новых медных мощностей и если китайская экономика не начнет набирать обороты, то на мировом рынке возникнет устойчивый профицит меди в размере 522 тыс. т. Сегодня на Китай приходиться около 40% мирового спроса, а потому замедление темпов его роста может существенно сказаться на общем объеме потребления. Некоторые эксперты ожидают, что в этом году спрос на красный металл в Китае вырастет всего на 6%, что существенно ниже среднегодового уровня в 14% наблюдаемого с начала 2000-х.
Почти половина потребления меди в КНР приходится на строительную отрасль, а на втором месте находиться автомобилестроение. Однако сегодня цены на жилье падают, а рост продаж автомобилей замедляется. При этом в предыдущие годы именно китайский драйвер стимулировал горнодобывающие компании к разработке новых месторождений. Сейчас предложение по-прежнему увеличивается, тогда как экономика Поднебесной уже не может обеспечить соответствующий прирост реального потребления.
По прогнозам японской компании PPC в 2015 году потребности КНР в меди увеличатся на 500 тыс. т (это примерно равно потреблению целой страны – Тайваня) и достигнут нового рекорда в 9,24 млн т. Тем не менее, в процентном выражении прирост будет не таким большим. К примеру, в 2007 году потребление в КНР увеличилось на 34%, а в 2010 году – на 21%. На этом фоне 6-процентный рост 2015-го выглядит более чем сдержанным.
Между тем медные котировки на LME намерены обновить минимумы 2011 года – только в прошлом году красный металл потерял около 14% своей биржевой стоимости и может продолжить дешеветь в следующем.
Расклад ожиданий аналитиков на 2015 год выглядит следующим образом: UBS – $6350, BNP Paribas – $6500, Credit Suisse – $6400, Societe Generale – $6600, Morgan Stanley – $5945.
Свинец
По данным WBMS, в 2014 году на мировом рынке свинца наблюдался небольшой избыток в размере 30,5 тыс. т, против 86 тыс. т. дефицита в 2013 году. Согласно подсчетам экспертов Международной группы по изучению рынков свинца и цинка (International Lead and Zinc Study Group, ILZSG), глоабльное производство этого металла за этот период составило 11,274 млн т, а потребление – 11,279 млн т. Отметим, что стоимость свинца на LME находится под влиянием падения его производства в Китае, который одновременно является крупнейшим потребителем этого металла (41% от мирового). По итогам 2014 года оно сократилось на 5,5% до 4,22 млн т, при одновременном снижении китайского спроса на 268 тыс. т до 4,199 млн т.
В целом мировой рынок цветных металлов претерпевает не лучшие времена из-за того, что большая часть предприятий Европы останавливается или начинает работать не на полную мощность. Первые проблемы поставок цветных металлов и, в частности, свинца появились уже два года назад, когда закрылись несколько российских месторождений, а также перестали добывать свинец в ЮАР. Через некоторое время работы по добыче свинцовой руды возобновились уже в других точках мира, что несколько стабилизировало ситуацию, правда, цены, которые до этого уже успели подняться остались статическими. В 2014 году, начались новые проблемы, связаны уже с геополитическими разногласиями России и большинства стран ЕС. Запрет или ограничения на ввоз продукции, сильно ударившие по российской экономике, одновременно сделали уязвимой металлургию ЕС, которая испытывала нехватку сырья.
Как результат к началу 2015 года все прогнозы показывали, что следует ожидать резкого повышения цен на свинец. По оценке ILZSG по его итогам на мировом рынке будет наблюдаться дефицит рафинированного свинца в размере 17 тыс. т. При этом спрос на металл увеличится на 1,1%, до 11,05 млн т, а его производство – на 1,1% до 11,03 млн т.
Как считают аналитик Credit Suisse, в долгосрочной перспективе поддержку рынку свинца будут оказывать трудности, связанные с предложением. «Мы полагаем, что в среднесрочном периоде свинец обладает наилучшими перспективами среди всех основных металлов». Закрытие ряда рудников станет серьезным вызовом расширяющемуся мировому производству свинца и, как ожидается, приведет к образованию на этом рынке дефицита металла.
Со своей стороны эксперты Australia & New Zealand Banking Group (ANZ) понизили прогноз цен на свинец на 17% до $1850 за тонну.
В целом расклад ожиданий инвестиционных банкиров по свинцовым ценам в 2015 году выглядит следующим образом: BNP Paribas – $2365, Societe Generale – $2000, Citigroup– $2060 за тонну.
Цинк
По итогам 2014 года на мировом рынке цинка образовался дефицит – объемы его производства составили 13,51 млн т, а потребления – 13,80 млн т.
В Китае выпуск рафинированного цинка увеличился на 6,9% до 5,82 млн т, при опережающей динамике внутреннего спроса – на 11,7%. Рост потребления также наблюдался в США, Корее и Мексике. Коммерческие запасы цинка в конце 2014 года составили 1,55 млн т против 1,88 млн т годом ранее.
Как результат этот металл подорожал в среднем на 6% на волне спекуляций о том, что предложение будет отставать от потребления.
В частности, по оценке ILZSG, в нынешнем году мировой спрос на цинк увеличится на 2,9%, в том числе в Китае – на 4,8%, а в остальном мире – на 1,3%. Китайское доминирование в поставках цинка на рынок будет только усиливаться по мере запуска новых добывающих проектов и роста инвестиций в сектор, в частности со стороны таких компаний, как MMG, China Investment Corp. и др. Сегодня на Поднебесную приходиться около 26% мировой добычи цинка, а с учетом вложений в проекты за рубежом, Китай контролирует 46% глоабльных поставок этого металла.
Вместе с тем по прогнозам аналитиков CHR Metals, рост спроса на цинк в Китае в ближайшее время будет более скромным, поскольку строительство инфраструктуры проходит пик на фоне трансформации экономики страны.
Реакцией на возможное снижение китайского потребления стала остановка многих новых цинковых проектов еще с октября 2014 года. К тому же планируется закрытие некоторых крупных действующих предприятий, таких как рудники Century и Lisheen, принадлежащие, соответственно, компаниям MMG и Vedanta.
Как считают аналитики Bloomberg Intelligence предложение в ближайшие пять лет расти не будет, в 2015 году дефицит цинка увеличится практически вдвое – до 584 тыс. т, а рекордного уровня нехватка предложения достигнет в 2017 году на фоне остановки работ на месторождениях в Австралии и Ирландии.
Логично предположить, что в перспективе цинк существенно подорожает, хотя с июля прошлого года цены на него упали на 16%. Некоторые эксперты предрекают колоссальный рост стоимости уже к концу 2015 года, когда котировки могут достигнуть $3000, побив исторический рекорд.
Прогнозы средних цинковых цен от крупнейших банкиров выглядят несколько скромнее: Morgan Stanley – $2348, BNP Paribas – $2348, SocieteGenerale – $2200, Danske Bank – $2575.
Олово
По данным WBMS в 2014 году при общем спросе в 379 тыс. т на мировом рынке олова наблюдался избыток в размере 7,3 тыс. т. Как результат, начавшийся было рост котировок к середине года сменился на затяжное падение.
Ситуацию не спасает даже то, чтоиз-за ужесточения правил вывоза сырья, экспорт олова из Индонезии, крупнейшего в мире поставщика этого металла, сократился на 17% до самого низкого уровня за последние восемь лет.Напомним, что по новым правилам все зарубежные поставки металлов из Индонезии осуществляются через биржу ITRI. С ноября прошлого года было введено дополнительное ограничение, запрещающее одному и тому же производителю торговать и металлом, и продукцией из него. Однако все эти меры пока никак не влияют на котировки. Как отмечает аналитик Capital Economics Каролина Бейн, хотя Индонезия и позиционирует себя в качестве «тяжеловеса» в секторе производства олова, запрещая экспорт сырья на фоне низких цен, однако слабая реакция мировых рынков заставляет думать, что доминирование страны в данной отрасли может быть под угрозой. «Экономические и политические процессы позволили Мьянме увеличить экспорт олова в Китай в последние месяцы, могут появиться и другие поставщики, чтобы бросить вызов позициям Индонезии в сфере экспорта сырья, если последняя продолжит противопоставлять себя рынку».
И все же «быки» делают ставку на нынешний год. На 25 апреля около 40% из 20 компаний, входящих в ассоциацию производителей олова Индонезии, полностью остановили работу, а мощности оставшихся производителей загружены менее чем на 50%. При этом китайские аналитики в сотрудничестве с ITRI и Greenfield Research ожидают, что потребление олова в текущем году увеличится на 4% до 369 тыс. т. Беспокойство инсайдеров вызывают нарастающие противоречия между ростом потребления олова со стороны технологичного сектора при стагнации объемов его производства в юго-западном Китае, где большинство предприятий из-за неэффективного менеджмента, устаревшего оборудования и частых ударов стихии уже второй год подряд несут убытки.
В целом мировой рынок олова отличается устойчивым спросом, что вызвано стабильностью потребностей мировых предприятий в этом мягком металле. В частности, в первое десятилетие нового тысячелетия мировое потребление олова росло, опережая темпы добычи, со среднегодовым показателем в 4%.
Учитывая все эти факторы индонезийская компания Timah повысила прогноз средней цены на рафинированное олово на 2015 год до $23 000 за тонну. А на индонезийской бирже металлов и вовсе рассчитывают на рост котировок до $26 000. Учитывая, что сейчас цена составляет около $15000 и находиться вблизи пятилетних минимумов, такие ожидания могут оказаться чрезмерно завышенными.
Никель
Ситуация на рынке никеля во многом повторяет картину с котировки олова. Стремительный рост после объявления решения Индонезии об остановки экспорта руды (+37% до 19800 за тонну), сменился падение цен, которое с пиковых майских к концу 2014 года превысило 30%. Отрасль неожиданно быстро адаптировалась к выпавшим индонезийским объемам. Запасы продолжают расти и рынок несбалансирован. По данным WBMS, к концу прошлого года в мире наблюдался избыток никеля в размере 197 тыс. т. При этом его глобальное производство составило 1 903 млн т, а потребление – 1 706 млн т.
По оценкам International Nickel Study Group (INSG) в текущем году объем выпуска первичного никеля может снизиться на 1,5% до 1 950 тыс. т. При этом в результате улучшения экономической ситуации, будет наблюдаться опережающий рост потребления в странах Азии и Америки. С таким прогнозом соглашаются и аналитики DeutscheBank, которые ожидают умеренное (-3%) снижение объемов мирового производства, при 3-процентном росте спроса.
В «Норильском никеле» также уверены, что в будущем интерес к никелю будет только увеличиваться, так как многие автомобильные компании, например, Tesla Motors, достаточно амбициозны в своих планах на будущее.
В целом «быки» по никелю уже не столь воодушевлены в своих прогнозах на этот год. Скорее всего на фоне снижения производства чушкового чугуна в Китае и уменьшения запасов латерита, рынок которого ушел в дефицит вследствие запрета на экспорт руды из Индонезии, рост никелевых котировок будет достаточно умеренным. Так, по оценкам аналитиков Natixis, стоимость этого металла на LME поднимется на 13% до $19 000.
Что касается прогнозов от ведущих инвестиционных банков, то они варьируются от пессимистичных $14 815 у Morgan Stanley, до оптимистичных $19 346 у BNP Paribas.