Все начинается с торговли
Для немецких бизнесменов налоговые послабления – не главное!
Германия, которая славится своими инновационными технологиями и высокоразвитым машиностроением, является перспективным и важным партнером для Казахстана. О том, насколько продвинулось экономическое сотрудничество наших стран за последние годы, нам рассказал г-н Йорг Хетч, глава Представительства германской экономики в Центральной Азии.
Каковы текущие показатели внешней торговли между нашими странами?
Германия по-прежнему остается главным европейским торговым партнером для Казахстана. По итогам прошлого года 5,5% всех товаров, импортированных в вашу страну, было поставлено из ФРГ. В свою очередь на долю Казахстана приходится 85% внешнеторгового оборота Германии с пятью государствами Центральной Азии, что также делает его нашим основным партнером в данном регионе. Если рассматривать ситуацию в динамике, то в 2008–2009 годах наблюдался большой спад взаимного товарооборота, обусловленный главным образом экономическим кризисом. Затем нисходящий тренд сменился ростом. Уже в 2013 году объем нашей торговли достиг 6,7 млрд евро, что на 20% больше, чем годом ранее. Произошли и качественные изменения. Не секрет, что большую часть в структуре товарооборота между нашими странами традиционно занимал сырьевой экспорт из Казахстана, поэтому тот факт, что именно в 2013 году его объем в том числе вырос за счет импорта из Германии, не может не радовать. Мы поняли, что у вашей страны есть и потребности, и средства для приобретения наших высокотехнологичных товаров.
К сожалению, в прошлом году в связи с февральской девальвацией тенге и падением цен на сырье картина вновь изменилась. Товарооборот снизился до 6,16 млрд евро, причем в основном из-за сокращения спроса на немецкую продукцию.
Как ситуация сложится дальше, пока неизвестно. Совсем недавно мы испытали шок от новой корректировки курса тенге, и это, скорее всего, негативно повлияет на реализацию инвестиционных проектов и, как следствие, товарооборот между нашими странами. У населения Казахстана и бизнеса, который получает свои доходы в тенге, снизится покупательная способность. С другой стороны, я надеюсь, что основная цель, преследуемая правительством Казахстана этим шагом, – повысить конкурентоспособность ваших ориентированных на экспорт предприятий, действительно будет достигнута.
Аналогичная ситуация наблюдается в Германии, за последнее время евро значительно ослабел по сравнению с долларом США и это позитивно отразилось на наших экспортных возможностях.
Какая именно немецкая продукция пользуется особым спросом в нашей стране?
Прежде всего это, конечно, самое разнообразное машиностроительное оборудование, которое поставляется в Казахстан в рамках реализации инвестиционных промышленных проектов. Если углубляться в подробности, то важную роль здесь играет появление новых сегментов в вашей экономике и политика государства, направленная на повышение энергосбережения и энергоэффективности. Сегодня все больший интерес в Казахстане проявляют к оборудованию в сфере ВИЭ. В последние два-три года наше Представительство организовывало несколько деловых мероприятий с участием немецких производителей по этой тематике. Последняя конференция состоялась в июле этого года в Астане, а в ноябре аналогичное мероприятие будет проведено в Алматы. Немецкие предприниматели не привыкли встречаться просто для того, чтобы поговорить. Достаточно сказать, что мы как организация, оказывающая поддержку такого рода встречам для каждой компании-участника делегации должны найти и организовать переговоры, как минимум, с шестью потенциальными партнерами. И по итогам уже проведенных встреч мы видим, что казахстанские бизнесмены действительно готовы к реальному сотрудничеству.
Немецким фирмам интересны секторы, связанные с медицинской техникой и сельским хозяйством. Казахстан испытывает достаточно серьезные проблемы с технологиями транспортировки, обработки и хранения сельхозпродукции. Очень много фруктов и овощей пропадает, а на прилавках в супермаркетах лежат в основном импортные продукты. И здесь я вижу очень хорошие перспективы для немецкого бизнеса, имеющего соответствующие технологии. Также есть возможность поставок оборудования по переработке хлопка в южные регионы Казахстана. Как видите, все это – опять же машиностроение.
Как Вы оцениваете инвестиционный климат Казахстана для немецких компаний?
Самая большая проблема не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии заключается в том, что на каждого иностранного партнера, здесь смотрят как на потенциального инвестора, готового сразу же вкладывать в производство. Но это миф. Давайте, к примеру, возьмем немецкие компании, работающие в Казахстане. По нашей информации (хотя точную статистику сложно получить) их насчитывается 350–400 фирм. И в основном это малый и средний бизнес. Это компании, заинтересованные в первую очередь в том, чтобы найти местных партнеров и вместе с ними продавать свои товары и услуги. Как правило, они не располагают возможностью для крупных инвестиций.
И на это нельзя повлиять предоставлением льгот или преференций. Для наших фирм налоговые послабления – это самый последний довод для принятия инвестиционных решений. Для немецкого бизнесмена прежде всего важно, чтобы были наработанный рынок и спрос, сырье, образованная рабочая сила, доступ к электроэнергии, газу, инфраструктуре. Только когда он видит, что изготовить продукт в той или иной стране действительно получается дешевле, начинает всерьез рассматривать возможность размещения здесь своего производства.
Если же немцам просто скажут: «Инвестируйте деньги в интересный проект, и мы освободим вас от налогов», – они будут лишь из вежливости кивать головой. Самый главный аргумент – это наличие стабильного спроса на самом рынке и возможность развития своего бизнеса в течение минимум 3–4 лет.
Конечно, компании из Германии рассматривают Казахстан прежде всего как базу для продвижения своих товаров в Центрально-Азиатском регионе. Мало кто будет организовывать здесь производство, чтобы возить товары, скажем, в Москву. Немецкие фирмы, которые работают в России, уже давно это делают напрямую. Основными рынками для наших предприятий в Казахстане (помимо собственно казахстанского) являются ваши центрально-азиатские соседи.
И в этом плане, с учетом платежеспособности и экономического потенциала, Ваша страна является наилучшим плацдармом. Даже тот факт, что здесь, как я уже говорил, зарегистрировано намного больше немецких компаний, чем в Узбекистане, Туркменистане, в Таджикистане, Кыргызстане свидетельствует о более привлекательном инвестиционном климате в Казахстане.
У нас есть хорошие примеры фирм, реализовавших инвестиционные проекты в вашей стране – «Метро», «Хайдельберг Цемент», «Кнауф», «Тиссен Крупп», «Изоплюс», «Бемер» и др. Если немцы разместили свои предприятия здесь, значит, в Казахстане можно работать. Другое дело, что они тоже являются представителями малого и среднего бизнеса. И объемы их вложений не сопоставимы с инвестициями, которые идут в сырьевые секторы вашей экономики.
Как изменилась деловая среда в нашей стране в связи с реализацией программы индустриализации?
Безусловно, произошли изменения в лучшую сторону. Во-первых, немецкие бизнесмены уже больше года могут приезжать сюда на 14 дней без визы, а это весьма облегчает налаживание деловых связей. Раньше наше Представительство как организация, имеющая право выписывать приглашение гражданам ФРГ для получения деловой визы, обрабатывало много запросов о такого рода поддержке. С прошлого года их число резко сократилось.
Во-вторых, казахстанский малый и средний бизнес, пусть не быстро, но все больше развивается, многие местные предприятия окрепли и имеют устойчивые связи с потребителями. В партнерстве с такими компаниями работать гораздо легче – предприниматели одного уровня всегда быстро находят общий язык.
Что касается участия в госпрограммах, больших проектах, то немцам они прак-тически недоступны. Иностранные инвесторы получают особые привилегии, если инвестируют свыше $30 млн. Кто из немцев вложит такие деньги? С другой стороны, для малых и средних компаний эти программы интересны тем, что позволяют понять, в развитии каких секторов заинтересовано государство. И на основании этого оценивать потребность в своих товарах.
Какие проблемы и неблагоприятные факторы сегодня сдерживают развитие партнерских отношений между бизнесменами наших двух стран?
В первую очередь – бюрократия. К примеру, немцам очень сложно получить разрешение на работу в вашей стране. Да, в казахстанском законодательстве есть пункты, в которых четко прописано: кому, как и в какие сроки выдают такие разрешения. Но, к сожалению, в разных областях страны к этому вопросу подходят по-разному, интерпретируя законы. С предпринимателя могут потребовать дополнительные документы, затянуть сам процесс получения разрешения.
Второй момент, который характерен не только для Казахстана, – возможность защиты своих прав инвесторов. К примеру, если международный арбитражный суд вынес решение о том, что немец был прав и ему нужно вернуть деньги, это не всегда означает, что в Казахстане такое решение исполнят.
Радует то, что наши партнеры готовы рассматривать эти и другие проблемы довольно открыто. Мы говорим об этом в рамках межправительственной рабочей группы по экономике и торговле с вице-министром Альбертом Рау, на встречах с Министерством экономики и энергетики Германии. Но есть вещи, которые по приказу одного министерства не изменишь. Мы чувствуем со стороны казахстанских партнеров желание облегчить нам жизнь, но некоторые вопросы они пока не могут решить. С другой стороны, сами иностранцы порой забывают, что они работают в другой стране и должны соблюдать ее правила и законы. Иногда нужно быть более объективными. Другое дело, если государство меняет правила игры, которые были определены изначально.
Какую роль играет правительство Германии в поддержке экспортеров? Как, на Ваш взгляд, Казахстан мог бы использовать немецкий опыт?
У нас существует строгое разделение промышленности, и в целом экономики, от государства. Другое дело, что правительство может и должно оказывать определенную помощь предпринимателям. Задача государства – облегчить предпринимателям доступ к новым рынкам. И в том числе на политическом уровне. В Германии действуют различные программы финансовой поддержки участия немецких предприятий на выставках внутри страны и за рубежом как на федеральном, так и на региональном уровне.
К примеру, на сайте ассоциации выставочно-ярмарочной деятельности Германии AUMA можно найти программы организации коллективных экспозиций немецких предприятий на зарубежных выставках под единым брендом «Made in Germany». При этом финансирование аренды стендов берет на себя государство.
Кроме того, при Министерстве экономики и энергетики Германии работает Germany Trade and Invest – ведомство по торговле и инвестициям, задача которого состоит в том, чтобы собирать и анализировать маркетинговую информацию о всех рынках мира, отслеживать новые возможности в тех или иных странах. Обратившись туда, предприниматель может бесплатно получить данные о том, какие изменения в законодательстве были в той или иной стране, какие товары, оборудование или технологии там необходимы. Поэтому, как правило, немецкие бизнесмены выезжают за границу уже очень хорошо подготовленными. Они не тратят время на поиск информации.
Еще один пример деятельности нашего Представительства. Хотя мы входим в структуру Союза торгово-промышленных палат Германии (DIHК), на 80% наш бюджет обеспечивается финансированием со стороны государства. Основная наша задача – это практическая работа, направленная на то, чтобы экономические контакты между казахстанскими и немецкими предпринимателями действительно состоялись. Я принимаю участие во всех двусторонних заседаниях и советах, защищая интересы немецких предприятий. И это тоже одна из форм поддержки бизнеса.
Какие задачи сегодня стоят перед Представительством германской экономики в Центральной Азии?
Впереди у нас большая практическая работа – на ближайшие месяцы запланировано сразу несколько деловых мероприятий. С 7 по 11 сентября в Казахстане будет находиться делегация немецких предпринимателей в рамках программы поддержки предпринимательства. 8 октября в Алматы состоится IV Казахстанско-Германский форум по логистике «Казахстан: Мост между Азией и Европой», а 9 октября мы проведем традиционный, уже 17-й, День Германской экономики в Казахстане. В этот раз мы выбрали тему «Зеленые технологии» и инвестиционный климат в Казахстане». В сентябре сюда приедут еще две бизнес-делегации из Германии. В ноябре, также в Алматы, запланирован трехдневный проект по энергоэффективности. Я надеюсь, что благодаря этим мероприятиям немецкие предприниматели найдут в Казахстане новых надежных партнеров.
ЙОРГ ХЕТЧ
Родился в 1962 году. В 1986 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета и работал в качестве журналиста.
В 1998 году возглавил Представительство Германской экономики в Узбекистане, в 2004 году перешел в Представительство Германской экономики в Российской Федерации. С 2008 года – Глава Представительства Германской экономики в Центральной Азии. В 2008–2012 годах являлся управляющим членом Правления DWK. С декабря 2012 года является председателем VDW.