Словом и делом!
Как государство должно лоббировать интересы инновационых предприятий
Одним из проектов, реализованных в Казахстане с участием инвестора из Германии, является ТОО «Бёмер Арматура», выпускающее шаровые краны. Что необходимо сделать, чтобы таких примеров было больше и с какими трудностями приходится сталкиваться молодому предприятию, рассказывает его генеральный директор Андрей Кефер.
Андрей Карлович, насколько мы знаем, немецкие фирмы очень осторожно инвестируют в создание производств за пределами Германии. Как компания Böhmer GmbH принимала решение о строительстве завода в Казахстане?
Да, это действительно так. В нашем случае сначала был достаточно долгий период прямых поставок продукции с заводов Böhmer GmbH в Германии. Лишь спустя 2–3 года, когда мы уже добились определенных успехов на местном рынке запорной арматуры для систем теплоснабжения, мы задумались о том, чтобы наладить ее производство на территории Казахстана. Я лично убеждал в этом главу компании доктора Томаса Бемера, который сам неоднократно приезжал в Казахстан для изучения рынка. Принять окончательное решение помогли постановления казахстанского правительства о поддержке инвесторов, а также перспективы работы в рамках широкомасштабных государственных инициатив, таких, например, как программа ФИИР.
На наш взгляд, курс руководства страны на инновации — это единственно правильное решение, поскольку технологическую революцию можно осуществить только с передовыми технологиями. Доктор Бемер поверил в Казахстан и в те условия, которые были созданы.
Как проходил этап реализации задуманного, с чем Вам, как иностранному инвестору, пришлось тогда столкнуться?
Окончательное решение о строительстве завода было принято в ноябре 2011 года. В это время указом Президента страны была создана СЭЗ «Сарыарка» в г. Караганде и наш выбор остановился именно на этом регионе. Конечно, тогда многое представлялось несколько иначе, царил общий эмоциональный подъем, начиналось новое дело, мы были одними из первых. Тогда возможность реализации своих проектов на территории СЭЗ рассматривали, если я не ошибаюсь, более 50-ти предприятий. В итоге в настоящее время работают только три, два из них — немецкие заводы. Сам этот факт уже говорит о непростом времени для нас. Понятно, что реализация таких проектов была новым делом для всех. Во многом сказывалась нехватка опыта, не отработанная на практике законодательная база, недостаточно скоординированная работа государственных структур, призванных помогать инвесторам. Принцип «одного окна» практически не работал. Знаете, когда инвестор, находясь в чужой стране, оказывается в сложной ситуации, бегает по различным инстанциям и кабинетам, но конкретной помощи так и не получает, мотивация пропадает. Сегодня для нас это уже в прошлом. Но очень хочется, чтобы тем, кто приходит сейчас, было проще. Я знаю, что многое поменялось в лучшую сторону, на практике заработал Принцип «одного окна», все набрались опыта. Желаю всем успехов в этом важном для страны проекте.
С какими проблемами Вам приходится сталкиваться сегодня, теперь уже как отечественному производителю?
Конечно, проблем, как, наверное, у каждого предприятия, хватает и у нас. Основная — недостаточная загруженность завода. Оборудованное по последнему слову техники предприятие, сотрудники которого прошли обучение за рубежом, сегодня загружено только на 25%. Мы всё понимаем — период нашего становления пришелся на начало мирового кризиса, свидетелями очередного этапа развития которого мы стали в эти дни. Тяжело всем, и только все вместе мы сможем это преодолеть. В этом я не сомневаюсь. Сегодня я бы хотел выделить несколько системных проблем, решение которых, на наш взгляд, помогло бы инвесторам, да и вообще отечественным товаропроизводителям, окрепнуть и стабильно развиваться в условиях любого кризиса.
Первое — это поддержка уже запущенных инвестиционных проектов и создание льготных условий для их вхождения на рынок в первые два года. Такие проекты — это всегда новое, более дорогое, это — ломка старых стереотипов, и не каждому предприятию удается убедить в этом рынок. Нужна четкая, исполняемая законодательная поддержка! Ведь крепкие предприятия малого и среднего бизнеса — это основа стабильности любого государства. Казалось бы, всем понятно, что нет смысла покупать то, что давно устарело. Однако зачастую при выборе той или иной продукции все сводится не к новейшим технологиям, которые мы предлагаем, а к цене. Возможно, это вызвано условиями кризиса, которого никто не ожидал. К примеру, наши краны пытаются сравнивать по стоимости с продукцией прошлого века. И с этой проблемой сталкиваются все местные товаропроизводители.
Немецкие предприятия привыкли работать в жестких условиях рынка, но, когда законы конкуренции искажаются – нужно ужесточать стандарты и технические требования. Я считаю, что ограничения по применению устаревшего, низкоэффективного оборудования нужно закладывать на уровне СНИПов, ГОСТов и т. д. Нужно создавать новую нормативную базу — с учетом перспектив дальнейшего развития экономики, модернизации.
Во-вторых, при проведении государственных тендеров необходимо вывести закупки оборудования отдельной статьей из общего конкурса на работы. И при этом учитывать не только цену, но и то, сколько это оборудование прослужит. Пока же подрядчик, победивший в тендере, имеет возможность самостоятельно решать, у кого он будет покупать оборудование, во многих случаях не считаясь с условиями проекта. И основную роль здесь зачастую играет только цена, а не качество.
Есть еще одна проблема — заключение долгосрочных договоров. Об этом много говорится с самых высоких трибун, но на практике данная программа не работает. По крайней мере для нас, новых предприятий. На сегодняшний день, несмотря на то, что мы занимаемся этим вопросом уже почти год, мы не заключили ни одного долгосрочного договора с национальными компаниями, хотя прекрасно знаем, что оборудование, аналогичное нашему, ежегодно закупается ими в огромных объемах. От нас требуют представить информацию по наличию нашего оборудования в проектах, но получить ее, несмотря на все наши усилия, мы не можем. В общем, искусственно созданный тупик! Как результат, мы не можем планировать свою деятельность и развивать смежные производства комплектующих.
Имея уже заключенные договоры, мы были бы защищены при вступлении в ВТО. Конечно, мы не теряем оптимизма, у нас есть наметки сотрудничества с российским «Газпромом», есть возможности выхода на рынок Центральной Азии. Однако развивать экспорт и при этом не быть востребованными на собственном рынке — ситуация, согласитесь, ненормальная!