Глубинные привилегии
Участники консорциума «Евразия» получат от государства преференции и льготы
Два года назад на форуме KAZENERGY правительством был впервые анонсирован проект создания международного нефтяного консорциума «Евразия», который нацелен на разведку глубинных залежей Прикаспийской впадины. О том какая работа ведется сегодня мы попросили рассказать главного координатора проекта Балтабека Куандыкова.
Балтабек Муханович, насколько может увеличиться добыча нефти в Казахстане в связи с реализацией проекта?
Хочу сразу пояснить, что «Евразия» — это стратегический проект, нацеленный на дальнюю перспективу. Чтобы было понятно, приведу такие цифры. Сегодня республика добывает порядка 80–81 млн тонн нефти, причем половину от этого объема дают такие месторождения, как Тенгиз и Карачаганак. Остальные 50% добываемой нефти приходятся на старые месторождения, которые давно прошли пик добычи. Через 20–30 лет на Тенгизе и Карачаганаке, а потом (если запустят в будущем году) и на Кашагане также начнется падение добычи. Это естественный процесс, любое месторождение имеет свой период подъема, затем пика и спада. И мы, казахстанские геологи, также должны идти на опережение, чтобы восполнить нашу ресурсную базу. По результатам проведенных работ будут выявлены новые перспективные направления и объекты для поисков, которые дадут возможность к 2030–2050 годам удвоить существующие извлекаемые запасы УВС. Это позволит обеспечить нефтегазовую отрасль страны стабильной ресурсной базой на долгие годы вперед и тем самым избежать падения добычи, которое ожидаемо может наступить уже через 20–25 лет.
Считаете ли Вы, что «уход» на большие глубины является вызовом времени?
По данным Международного энергетического агентства, к 2030 году ежегодное потребление нефти увеличится более чем на треть. В дальнейшем темпы роста замедлятся, однако доминирующая роль углеводородов в глобальном энергетическом балансе сохранится. Другими словами, спрос на нефть будет еще очень долго. При этом эра «легкой нефти» уходит в историю. Мировая практика показывает, что поиски крупных и гигантских залежей углеводородов переместились на большие глубины, свыше 5–6 км. Ярким подтверждением этого факта может служить знаменательное обнаружение залежей УВС в Мексиканском заливе на глубине более 10 км (месторождение нефти Тайбер). Новые данные говорят о возможности присутствия нефти и газа и в более плотных слоях земной коры.
Если говорить о Казахстане, то основной потенциал глубокозалегающих горизонтов сосредоточен в Прикаспийской впадине, входящей в главный нефтегазоносный пояс Земли. В пределах этой впадины находится 75–80% ресурсной базы нашей страны. Именно в данном районе открыто 5 гигантских месторождений углеводородов (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, Астраханское, Оренбургское). Еще один из главных факторов перспективности Прикаспийской впадины заключается в ее мощном осадочном чехле (порядка 25–30 км).
По данным зарубежных геологов, Прикаспийская впадина обладает значительными ресурсами углеводородного сырья — порядка 40–50 млрд тонн условного топлива, причем 90% этих ресурсов, по их мнению, залегают на глубинах более 7 км.
Ранее сообщалось, что проект «Евразия» оценивается примерно в $500 млн. Как Вы считаете, окупятся ли такие денежные вложения?
Необходимо отметить, что «Евразия» не является коммерческим проектом и, следовательно, прямого возврата от его реализации не будет. Однако если говорить об эффекте и выгодах в целом, то для Казахстана это, во‑первых, прирост доказанных извлекаемых запасов, как минимум, в два раза (в настоящее время они оцениваются в 3,9 млрд тонн), во‑вторых, создание ресурсной базы в качестве своеобразной «подушки безопасности» на случай возможных экономических потрясений, в‑третьих, долгосрочная поддержка высокого уровня добычи нефти в мировом рейтинге, в‑четвертых, создание до 30 тысяч новых рабочих мест. И в‑пятых, создание новых наукоемких технологий и производств (инновационных разработок нового типа оборудования для строительства глубоких и сверхглубоких скважин как основы для бурения разведочных и добычных скважин при последующем освоении новых глубокозалегающих месторождений), позволяющих увеличить местное содержание.
Здесь уместно отметить аналогичный удачный пример вложения иностранных инвестиций для изучения казахстанского сектора Каспийского моря. Привлекая на слабо изученный шельф Каспия порядка $225 млн, мы сегодня имеем уникальное месторождение Кашаган с его сателлитами. Для их освоения уже вложено более $50 млрд, созданы тысячи рабочих мест, внедрен большой объем инновационных технологий и оборудования. Именно такой механизм предполагается использовать для реализации проекта «Евразия».
Учитывая сложные условия освоения больших глубин, по опыту других стран (таких, как США, Канада, Россия, Китай, Норвегия и др.), для будущих участников консорциума будут предусмотрены значительные объемы преференций и льгот не только при реализации проекта «Евразия», но и в рамках их последующей работы в нефтегазовой сфере Казахстана.
Некоторые казахстанские и зарубежные эксперты относятся к «Евразии» с откровенным скепсисом и считают, что это больше научный проект. Что Вы думаете по этому поводу?
Действительно, этот проект в первую очередь имеет научное значение. В то же время полученные данные позволят изучить региональное глубинное строение возможных зон нефтегазонакопления и установить параметры для сейсморазведки. Кроме того, глубокое и сверхглубокое (опорное) бурение призвано изучить основные черты глубинного строения малоисследованных крупных регионов для определения общих закономерностей стратиграфического и территориального распределения отложений, благоприятных для нефтегазонакопления.
Полученные в результате бурения данные позволят дать ответ на вопросы, связанные не только с нефтяной геологией, но и с глубинным строением Земли, а также историей ее формирования. Эта информация может быть использована при планировании аналогичных работ в других частях света.
Является ли проект «Евразия» конкурентом глубинной скважине «Каспий-1», где, по данным некоторых СМИ, ведет разведку АО «НК «КазМунайГаз»?
Я думаю, здесь речь идет об одной и той же скважине. Поскольку проектное название планируемой к бурению глубокой скважины в рамках проекта «Евразия» — ОП «Каспий-1». По крайней мере, в настоящее время, насколько мне известно, НК «КазМунайГаз» не бурит и не планирует бурить глубокую скважину под названием «Каспий-1». Вместе с тем следует отметить, что эта компания станет полноправным участником проекта «Евразия» — под эгидой КМГ будет создано специальное ТОО для управления и координации указанным проектом.
Какие компании уже проявили заинтересованность к проекту? Удалось ли убедить инвесторов в его перспективности?
Несмотря на сложность освоения глубин 7–10–20 км, многие страны проявляют повышенный интерес к совместным геолого-геофизическим исследованиям в высокоперспективных осадочных бассейнах мира, принимая участие в финансировании подобных работ. Не исключение здесь и Прикаспийская впадина, которая, как известно, является одной из крупнейших в мире нефтегазовых провинций. Однако парадокс в том, что, на фоне уже открытых гигантских месторождений в прибортовой зоне (уже упомянутые Тенгиз, Карачаганак, Кашаган и Астраханское), ее глубокозалегающая центральная часть до сих пор слабо изучена. И это, конечно, создает определенные стимулы для потенциальных участников.
Что касается интереса инвесторов, то сейчас мы работаем над тем, чтобы компаниям, которые примут на себя основные технические и финансовые риски, при последующей разведке и добыче были гарантированы льготы и преференции как фискального, так и не фискального характера. Эта работа уже практически завершена, и в ближайшее время у нас будет полностью сформирован и утвержден весь перечень преференций и льгот. Уверен, что после этого количество потенциальных инвесторов увеличится.
В свою очередь, хочу отметить, что, принимая во внимание сложность проекта, при определении его будущих участников предпочтение будет отдаваться компаниям, имеющим технические и финансовые ресурсы, а также опыт работ в сфере глубокого бурения.
Опыт, накопленный за последние 20 лет, показал, что без объединения усилий ведущих международных нефтяных компаний, обладающих передовыми технологиями и материальными ресурсами, реализация такого масштабного проекта крайне сложна. Поэтому я считаю, что в рамках проекта «Евразия» нам необходимо создать максимально благоприятные инвестиционные условия.
Проект «Евразия» предусматривает бурение скважины глубиной до 15 км. На стадии его подготовки распоряжением Премьер-министра создана межведомственная рабочая группа под председательством первого вице-министра энергетики, в состав которой входят представители всех ключевых министерств. Создана проектная группа, финансируемая НК «КазМунайГаз», основная задача которой – изучение мирового опыта реализации подобных проектов, проведение переговоров и подготовка предложений по условиям партнерских отношений.
Балтабек Куандыков
Доктор геолого-минералогических наук. Является первооткрывателем ряда месторождений нефти и газа в Казахстане. Академик Международной Академии минеральных ресурсов, член-корреспондент Международной экономической академии Евразии, член Американской ассоциации нефтяников-геологов.
Работал замминистра геологии РК, замминистра энергетики и топливных ресурсов РК. С 1993 г. – организатор и Президент «Казахстанкаспийшельф». С 1997 г. – Президент национальной нефтегазовой компании «Казахойл». В 1998–2001 гг. – главный консультант центрального офиса компании «Шеврон Оверсиз Петролеум» (Калифорния, США). С ноября 2001 по 2005 гг. – Президент канадской компании «Нельсон Рисорсис». С февраля 2006 г. – Президент ТОО «Меридиан Петролеум».
Награжден орденами «ПАРАСАТ» и «КУРМЕТ». Заслуженный работник промышленности Республики Казахстан.
Автор более 90 научных статей и трудов, в том числе 10 монографий.