Насосы из города инженеров
«KARLSKRONA LC AB» возрождает в Шымкенте традиции машиностроения
ТОО «KARLSKRONA LC AB» – один из ведущих производителей машиностроительной продукции в Казахстане. В этом году предприятие получило первое место в номинации «Лучший товар производственного назначения в Южно-Казахстанской области». О том, каким был путь его команды к этой победе, нам рассказал генеральный директор компании Уалихан Ахметов.
Уалихан Бауржанович, последний раз мы с вами встречались в начале 2015 года. Расскажите о том, какие перемены произошли в компании за это время?
Большие изменения произошли с точки зрения производственного потенциала предприятия. Мы ввели в эксплуатацию два новых цеха: по производству консольных насосов и запорно-регулирующей арматуры. У нас появился стенд для проведения гидравлических испытаний насосного оборудования мощностью 750 кВт с ЧРП. Кроме того, запущен покрасочный цех, где осуществляется порошково-эпоксидная и спрей-покраска с контролем температуры и влаги. В этом году мы начали строить литейный цех и цех по производству нестандартного оборудования – сейчас там ведутся монтажные работы.
Параллельно расширяем рынки сбыта, предлагая новые отраслевые решения. К примеру, у нас уже есть первые контракты с нефтегазовыми предприятиями. Есть и проблемные вопросы, которые зачастую связаны с отсутствием опыта. Но мы стараемся и быстро учимся.
Насколько мы знаем, в связи с падением цен на нефть покупательная способность нефтяных компаний снижается. Сталкивались ли вы с этими проблемами?
Конечно, все симптомы, которые сегодня есть на рынке, нам не чужды. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо хеджировать свои риски. В контрактах применять индексацию в привязке к курсу Нацбанка по отношению к резервным валютам, максимально заниматься локализацией. Зачем, скажем, нам сейчас нужна «литейка»? Чтобы увеличить долю казахстанского содержания. Благодаря этому мы можем увеличить конкурентоспособность и одновременно снизить свои валютные риски по исполнению контрактов с заказчиками.
Какова доля компании на рынке и какие его сегменты являются для вас приоритетными?
На самом деле по сравнению с прошлым годом у нас наблюдается спад порядка 40%. В то же время доходы наших иностранных конкурентов вообще упали в разы. За счет казахстанского содержания мы на их фоне смотримся очень хорошо. Здесь все просто: если еще два года назад доллар стоил 150 тенге, то сегодня – более 300 тенге. То есть у наших коллег, которые предлагают импортное оборудование, цены в национальной валюте, с учетом девальвации и инфляции, выросли в два раза. Мы же пока исполняем свои долгосрочные контракты с увеличением стоимости только на уровень инфляции. Что касается портфеля наших продуктов, то насосное оборудование – это приоритетный сегмент. Мы начали поставки этого оборудования в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. То есть проводим диверсификацию не только за счет увеличения локализации, но и путем выхода на новые рынки.
Каковы, на ваш взгляд, основные преимущества насосов, которые предлагает KARLSKRONA?
Раньше мы работали как дистрибуторы и сервисный центр – оказывали услуги. Сейчас наша компания является отечественным производителем. Это дает солидные преимущества для клиентов. Так, недавно к нам обратилась одна горнорудная компания. У них вышел из строя немецкий насосный агрегат. Как выяснилось, повело вал. Мы выточили новый, починили рабочее колесо и отбалансировали его. Благо, сейчас у нас есть такая возможность – точность нашей балансировочной машины составляет порядка 0,1 грамма на один кубический миллиметр. После запуска агрегата выяснилось, что его энергоэффективность значительно повысилась. Заказчик получил экономию в 10 кВт/час, и это при номинальной мощности двигателя в 75 кВт.
Чтобы выполнить аналогичные работы на заводе в Германии, понадобились бы огромные затраты на транспортировку. К тому же нашим заказчикам пришлось бы проходить таможенные процедуры, организовывать сложную логистику в еврозону и обратно и т. д. На все это ушло бы 4–5 месяцев. Мы же сделали эту работу за неделю и взяли за нее в четыре раза меньше, чем в немецкой фирме. В общей сложности получилось раз в 15 дешевле и быстрее. К тому же мы дали своему клиенту гарантию.
Вообще, закупая импортное оборудование, компании вынуждены сразу же приобретать запасные части к нему. В нашей сфере есть такой стандарт: если, к примеру, в эксплуатации находится три насосных агрегата, то на складе должны лежать вал, рабочее колесо, кольцевое уплотнение. То есть, по сути дела, еще один агрегат в разобранном виде. Оборудование, которое лежит на складе, – это деньги, которые не работают. Мы же – завод-производитель и все эти запчасти можем сделать в течение одной рабочей смены. Это в любом случае быстрее, чем везти деталь из-за рубежа.
Почему вы разместили производство именно в Шымкенте?
На самом деле, если смотреть исторически, Шымкент никогда не был тем, с чем он ассоциируется сегодня. Это сейчас он известен как большой базар и агропромышленный центр, а раньше это был город инженеров. К примеру, на нашем предприятии работают ветераны машиностроения – бывшие сотрудники Чимкентских машиностроительных заводов. Более 20 лет назад, во времена Советского Союза, машиностроительная продукция, которая производилась в этом городе, импортировалась в 60 стран мира – в том числе в Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Южную Африку. Мы хотим вернуть былую славу Шымкента и те традиции, которые здесь создавались.
Отчасти именно поэтому большое внимание мы уделяем кадрам, обучаем своих сотрудников. Вводим дуальную систему образования – учебный план, по которому ребята будут полгода учиться и полгода проходить практику. Думаю, что такие специалисты будут востребованы не только на нашем предприятии, но и на любом машиностроительном заводе. Недавно мы получили лицензию на создание «Бэби клуба», где используем японскую систему образования «Бережливое развитие интеллекта» для детей от года до семи лет. Кстати, как показывает статистика, если ребенок в возрасте до 6 лет не возьмет в руки конструктор, то вероятность того, что он станет инженером в будущем, – менее 7%.
То есть вы собираетесь готовить сотрудников буквально с пеленок?
Сейчас самому молодому специалисту KARLSKRONA всего 20 лет, а срок службы наших станков составляет 50 лет. Мы не можем думать и планировать на год, два или три. Исходя из того, что сейчас каждый четвертый ребенок в Казахстане рождается в Южном Казахстане, готовить специалистов нужно именно здесь. У нас есть выбор: либо эти ребята станут продавцами на базаре, либо квалифицированными инженерами и управленцами.
Ваша компания получила первое место в номинации «Лучший товар производственного назначения в ЮКО». Что означает для вас это признание?
Стать региональным победителем – это своеобразный вызов. Участвуя в конкурсе, мы хотели доказать, что можно добиться успеха, даже если начать производство с нуля. Важно, что в этом году конкурс проводила Национальная палата предпринимателей. По сути, мы получили приз не от государства, а от бизнеса. Не хочу унизить достоинства государственных наград, и все же признание со стороны себе подобных – имеет значение.
Намерены ли вы корректировать планы на будущее в связи с кризисом?
Любой кризис – это время перемен. Именно в 2008–2009 годах мы начали организовывать производство, сейчас – строим литейный цех. На экономические потрясения нужно отвечать не словами, а делами. Это нормальный эволюционный процесс. Если в компании нет движения вперед, то ее ждет «старость» и неизбежная «смерть». Для бизнеса, который развивается, кризис – это всего лишь дождь после весеннего солнца. Наш Президент в своем выступлении привел пример: «В той же Америке каждый день банкротится миллион компаний и столько же приходит им на смену». А мы почему-то решили, что бизнес в Казахстане должен только процветать. Что касается будущего, то мы свои планы уже реализовываем, и только время покажет, насколько хорошими экономистами, финансистами и технологами мы являемся.
www.karlkrona.asia