Новый уровень партнерства
После снятия с Ирана санкций торгово-экономические отношения между нашими странами получили новый импульс. О перспективах развития делового партнерства мы попросили рассказать Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ в Республике Казахстан Моджтаба Дамирчилу.
Господин Посол, каковы текущие показатели взаимной торговли между нашими странами?
В настоящее время объем торговли между Ираном и Казахстаном составляет около $600 млн. По сравнению с предыдущим годом он снизился примерно на 4%. Основная причина – падение мировых цен на сырьевые товары. Ожидается, что из-за снятия санкций и ограничений в текущем году мы станем свидетелями повышения уровня товарооборота между двумя странами. На мой взгляд, весьма востребованными на нашем рынке могут быть железо и сталь, машиностроительная продукция, химические вещества, зерно, масличные семена и некоторые виды промышленного сырья.
Может ли спрос со стороны иранских компаний компенсировать снижение экспорта казахстанской металлургической продукции в Китай?
Здесь все диктуют законы рынка, а, как известно, основными элементами его механизма являются спрос, предложение, а также цена и качество товара. Это, конечно же, справедливо и для продукции металлургической и сталелитейной промышленности, где очень важны качество и цена. Металлопрокат и стальную продукцию в Иране покупают частные компании. Они независимы и сами принимают решение с учетом интересов своего предприятия.
Снятие санкций с Ирана открывает новые условия для сотрудничества с Казахстаном.Какие договоры между иранскими и казахстанскими компаниями будут заключены?
В течение последних нескольких месяцев Иран посетили делегации многих стран. Наше правительство, промышленные и торговые компании стараются действовать согласно принципам международной торговли. Поэтому в ходе переговоров наиболее обсуждаемыми темами являются устранение препятствий и реализация договоренностей в рамках экономического взаимодействия.
Учитывая потенциал наших стран, сферы сотрудничества Ирана и Казахстана станут расширяться. Ожидается, что будут достигнуты соглашения в таких направлениях, как партнерство в банковской и финансовой сфере, совместные инвестированные проекты в горнодобывающей промышленности, индустрии туризма, пищевой и перерабатывающей промышленности, инженерно-технических услугах, строительстве, нефти и нефтехимии, а также по своп-операциям. Недавний визит Президента Нурсултана Назарбаева в Исламскую Республику Иран уже запустил этот процесс, став важным шагом в продвижении отношений и интересов двух стран.
Какие проблемы и неблагоприятные факторы сдерживают дальнейшее развитие партнерства между бизнесменами Ирана и Казахстана?
В настоящее время конкретных проблем в отношениях между двумя нашими странами не существует. Приоритетными задачами сторон должны быть развитие государственно-частного партнерства, проведение бизнес-форумов, деловых встреч, специализированных выставок, создание торговых центров и совместных финансовых институтов.
Как Вы оцениваете развитие инфраструктуры для транспортировки казахстанских товаров в Иран?
Конечно, для увеличения товарооборота между двумя нашими странами необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Новые возможности в сфере транспорта и транзитных перевозок открыла железнодорожная линия Казахстан – Туркменистан – Иран. При этом повысить эффективность этого транспортного коридора могут введение единых тарифов и унификация правил железнодорожных перевозок. Кроме того, для расширения доступа к региональным рынкам необходимо создавать соответствующую инфраструктуру, строить логистические центры и многофункциональные склады.
Помимо новой железной дороги, была запущена судоходная линия между портом Актау и северными портами Ирана. Также открыто прямое авиасообщение между Алматы и Тегераном, по которому каждую неделю выполняются два рейса. Планируется, что авиакомпания «Эйр Астана» в июле запустит авиарейсы в Иран, которые будут осуществляться три раза в неделю. Развитие транспортной инфраструктуры для грузовых и пассажирских перевозок, несомненно, повлияют на углубление отношений между двумя странами.
В январе этого года Вы заявили, что Иран намерен вернуться на свое место на нефтяном рынке, даже если стоимость барреля нефти будет ниже $29. Насколько вероятно такое снижение цены на нефть со стороны Ирана?
Вопрос ценообразования нефти связан с мировым рынком, международным спросом и предложением. На самом деле, падение цен на нефть началось с июня 2014 года, и пока крупнейшие производители углеводородного сырья не предприняли никаких действий, чтобы остановить снижение его стоимости. Напомню, 40% глобального предложения нефти контролирует Организация стран – экспортеров нефти. Кроме того, влияние на снижение нефтяных цен оказали замедление мирового экономического роста, сокращение потребления, увеличение стратегических резервов УВС, а также некоторые политические вопросы. Как видите, стоимость «черного золота» упала еще до договоренностей между Ираном и «шестеркой», и одного нашего желания вернуть все на прежнее место недостаточно. Конечно, Иран заинтересован в повышении цен на нефть, для того чтобы привлечь больше инвестиций в этот сектор.
Между тем в данный момент рассматриваются вопросы сотрудничества между Ираном и Казахстаном в области нефтяной промышленности. В связи с этим были достигнуты предварительные договоренности и сделаны определенные шаги. Важное направление сотрудничества – развитие своп-операций и, конечно, такие сделки будут серьезно рассматриваться руководством соответствующих ведомств.
Моджтаба Дамирчилу
Родился в 1968 г. Окончил бакалавриат по специальности «международные отношения», магистр международного права.
В 1994–1996 гг. – работал в отделе по делам Организации Экономического сотрудничества в МИД ИРИ.В 1996–2000 гг. – первый секретарь Посольства Исламской Республики Иран в Азербайджанской Республике.
В 2000–2002 гг. – Советник в Департаменте стран СНГ МИД ИРИ.
В 2002–2006 гг. – Заместитель руководителя Секретариата, Руководитель Секретариата по вопросам Каспийского моря МИД ИРИ.
В 2006–2010 гг. – Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Грузии.
С 2010-го по 2014 год – Руководитель Секретариата по вопросам Каспийского моря МИД ИРИ.
С мая 2014 года – Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Республике Казахстан