USD/KZT 449.3  +0.72
EUR/KZT 489.69  +1.14
 KAZAKHSTAN  №1, 2016 год
 ТЕЛЕКОМ. Голодные игры операторов
АРХИВ
Голодные игры операторов

Для сотовых операторов прошедший год стал одним из самых насыщенных и, в то же время, одним из самых сложных за всю историю мобильной связи. На фоне ужесточения конкуренции главным условием выживания для них будет внедрение инноваций.

 

Согласно данным Комитета по статистике, по итогам 2015 года казахстанскими предприятиями было оказано услуг на сумму 684,253 млрд тенге, что всего на 1,6% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2014 году рынок увеличился на 4,64%, в 2013-м – на 7,6, в 2012-м – на 9,6, 2011-м – на 18,7%. Налицо устойчивая динамика замедления роста. Чтобы понять, почему это произошло, дадим картину по отдельным видам услуг. Среди аутсайдеров услуги междугородной и международной телефонной связи, доходы от которых в прошлом году упали на 17% – до 34,4 млрд тенге, местной телефонной связи – на 7,2% (до 47,9 млрд тенге), а также мобильной связи – на 12,62% (до 249 млрд тенге).

Учитывая, что обычная связь сейчас обеспечивает всего 12% общей выручки телекома, а на долю мобильного сегмента пришлось 36,45%, можно констатировать, что снижение темпов – это прежде всего «заслуга» сотовой связи. Тем более что остальные компоненты рынка либо росли, либо сохраняли стабильность.

Над мобильными операторами Казахстана довлеют те же самые «черные лебеди», что и над всем мировым телекомом. Доходы от «голоса» падают уже третий год, конкуренция растет, а традиционный голосовой биллинг замещается разнообразными интернет-мессенджерами, среди которых у нас наиболее популярны WhatsApp и Viber. Как результат, по сравнению с 2012 годом, когда был достигнут пик в 307,31 млрд тенге, в прошлом году выручка от сотовой связи сократилась уже почти на 20%.

Существенно более благоприятная ситуация сложилась с доходами от доступа в Интернет. За 5 лет этот рынок вырос с 50 млрд тенге до 194 млрд тенге. Еще несколько лет назад предположение, что доходы от доступа в Интернет догонят голосовую связь, вызвало бы вполне обоснованный скепсис, однако в 2015 году мы вплотную подошли к этому событию – сейчас на них приходится уже 28,37%. Угол тренда, с которым растет этот сегмент рынка, очень высокий, и есть все основания полагать, что тенденция эта продолжится еще не один год.

Именно на этом поле развернется наиболее жесткая конкурентная борьба между мобильными операторами. Эффективный инструмент для этой конкуренции в виде 4G компаниям уже вручили. (Стоит отметить, что пиковые значения скорости передачи данных в сетях четвертого поколения почти в 30 раз выше, чем у 3G, –100 Мбит/с против 3,6 Мбит/с.)

Отчасти это подтверждают и результаты опроса, проведенного сайтом Computerworld.kz. Его респондентов попросили выделить 5 самых важных технологических трендов в 2016 году. За 4G было отдано 54% голосов, «Мобильные платежи» выбрали 20%, на третьем месте с 11% оказалась «Сервисная ИТ-модель в госорганах», а на четвертом с 8% – «Национальная платежная система». Замыкает пятерку с 7% тренд на так называемую «уберизацию бизнеса» (под этим термином подразумевают крайне распределенную модель аутсорсинга). Таким образом, по мнению опрошенных казахстанцев, текущий год для телекоммуникаций Казахстана можно смело назвать «Годом 4G».

 

Прибыли и убытки

Если рассматривать телеком Казахстана на уровне финансовых результатов отдельных игроков, то можно отметить, что прошлый год операторы закрыли смешанно. Например, «Казахтелеком» отчитался очень позитивно: выручка отраслевого флагмана увеличилась по сравнению с 2014 годом почти на 2% (до 198 млрд тенге), а валовая прибыль – на 13,7% (до 66,5 млрд тенге). Рекордным выглядит показатель общей совокупной прибыли, которая после уплаты налогов составила почти 28,4 млрд тенге, что примерно на 65% больше, чем годом ранее.

KazTransCom также зафиксировал рост выручки – до 17,7 млрд тенге (+14,6%), а прибыль компании после налогообложения увеличилась в 2,4 раза – до 3,83 млрд тенге.

Компания «Tele2 Казахстан» 2015 год закончила с положительной EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации). Составив 1,37 млрд тенге, этот показатель уже второй год подряд демонстрирует положительную доходность.

Вместе с тем ведущий мобильный оператор Казахстана – Kcell – сообщил о том, что в 2015 году его чистая прибыль сократилась на 20% – до 46,6 млрд тенге.

В целом ситуация с финансами и маржинальностью у крупнейших операторов телекоммуникационного сектора выглядит весьма хорошо. Мало того, она вызывает зависть у представителей многих других секторов.

 

Купить, нельзя продать

В условиях рыночной турбулентности 2015 год для мировых фондовых бирж прошел под знаком сдувания переоцененного хай-тек пузыря. Акции телеком-компаний не остались в стороне и также попали «под раздачу». Тем интереснее проанализировать, что происходило с ценными бумагами наших операторов.

Компаний, на которые мы можем посмотреть, всего две, и обе они – лидеры рынка. Первая – «Казахтелеком» с капитализацией почти 100 млрд тенге, вторая – Kcell – чуть меньше 230 млрд тенге (по состоянию на момент написания материала).

Акции «Казахтелекома» весь прошлый год провели в довольно узком диапазоне – 7 000–13 000 тенге. Стартовав с отметки 9 500 тенге, минимум бумага зафиксировала в феврале, а максимум – июле. Финишировала цена акции «Казахтелекома» на уровне примерно 9 000 тенге, таким образом подешевев на 5,5%. Еще более явная негативная динамика заметна на большом временном горизонте: если бы гипотетический частный долгосрочный инвестор купил бумаги оператора в 2007 году (а они тогда стоили 30 тыс. тенге), то в начале 2016-го ему пришлось бы зафиксировать убыток в 27 тыс. тенге с каждой акции.

В «Казахтелекоме» неоднократно выказывали недовольство недооценкой рынком своих ценных бумаг, а также стимулировали спрос на них высокими дивидендами. Однако коренным образом эти шаги ситуацию так и не изменили. Возможно, свой вклад в исправление положения может внести предстоящее «большое IPO» оператора, о котором уже говорят некоторые эксперты. Правда, время для этого не самое подходящее: мировая экономика больна, и врачи пока не готовы дать прогноз, когда пациент пойдет на поправку.

Картина с Kcell вполне в тренде с тем, что происходит с «Казахтелекомом», с той лишь разницей, что волатильность бумаги крупнейшего мобильного оператора Казахстана повыше. Прошлый год акции начали с отметки 1 700 тенге, а закончили примерно на 1 350 тенге (-21%). Если бы тот же частный инвестор купил бумаги Kcell в конце 2012 года по 1 600 тенге, то, продав их в январе текущего года за 1 150 тенге, он потерял бы примерно 28% своих инвестиций. Впрочем, у бумаги Kcell были и хорошие времена, когда она достигала отметки почти 2 900 тенге.

Повторим, что все, что происходит с бумагами казахстанских операторов, – это не что-то особенное и присущее исключительно нам. Как отмечает отраслевой эксперт, управляющий партнер компании ACM Consulting Михаил Алексеев: «Рынок ушел на траекторию снижения. И это уже глобальная тенденция».

 

Сотовое M&A

Одна из наиболее сильных интриг 2016-го – это объединение операций «АЛТЕЛ» и «Tele2 Казахстан». Главная идея этого совместного предприятия – синергия, получаемая за счет сложения двух элементов – 4G со стороны «АЛТЕЛ» (до недавних пор эта компания была эксклюзивным обладателем лицензии), а также развитой сети и опыта управления, имеющихся у «Tele2». О том, что СП будет опираться на технологии менеджмента «Теле2 Казахстан» свидетельствует и тот факт, что его руководителем сначала был назначен Пиетари Кивикко, проработавший в Казахстане шесть лет, а затем Роман Володин, сменивший г-на Кивикко на посту генерального директора этой компании. Амбиции у нового совместного предприятия большие. Как минимум – получить 30% доли отечественного рынка мобильной связи, а как максимум – сместить со второй позиции «Beeline Казахстан». Впрочем, как считают скептики, для этого СП придется решить целый ряд сложных задач. От объединения инфраструктуры до биллинга и вложения инвестиций в развитие 4G. Кстати, в кулуарах отраслевых форумов Пиетари Кивикко не раз задавали вопрос, есть ли другие причины слияния. Существует мнение, что одна из них – это желание «Теле2 Казахстан» избежать расходов на приобретение частот для 4G (к слову, Kcell заплатит за это 22 млрд тенге). Кроме того, некоторые эксперты считают, что совместное предприятие стало неким компромиссом неудавшегося поглощения «Tele2 Казахстан» со стороны «АЛТЕЛ» и «Казахтелекома». Г-н Кивикко прокомментировал эти версии таким образом: «Не верна ни первая, ни вторая. Слияния – это вполне нормальная ситуация для телекома. Таким образом (через СП) появляется возможность оптимизировать расходы и сократить издержки».

 

Отмена «мобильного рабства»

Еще один тренд, который нельзя не упомянуть, – это внедрение MNP (Mobile Number Portability), подразумевающее возможность для абонентов целиком сохранить свой телефонный номер, включая префикс, после смены поставщика услуг связи. Процесс стартовал в начале 2016 года, после того как юридическое обоснование данной процедуры было закреплено в соответствующем указе Президента Казахстана. На момент написания обзора этой возможностью уже воспользовалось около 30 тыс. абонентов. Большая часть из них (примерно 20 тыс.) сделала свой выбор в сторону «Тele2 Казахстан» и «АЛТЕЛ».

Впрочем, не стоит рассчитывать, что практика «переноса номеров» будет иметь масштаб, способный кардинально изменить распределение базы среди основных игроков. Так, эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Василий Калабин отмечает, что наиболее выдающиеся показатели MNP были достигнуты на неразвитых мобильных рынках, где отмечалась низкая конкуренция. Например, в Турции возможностью перенести свой номер к другому оператору воспользовались 29 млн человек, а это почти 40% всей абонентской базы. В развитых странах эти цифры были на порядок меньше. Мало того, даже на постсоветском пространстве речь идет об очень скромных показателях (в Азербайджане, например, 0,2%, а в России – менее 1%). По оценкам эксперта, в Казахстане наиболее интересные события с точки зрения MNP произойдут в течение года с момента введения. При этом доля лидеров рынка вряд ли сильно изменится. Таким образом, видеть в «переносе номеров» причину для существенного изменения позиционирования операторов было бы опрометчиво.

 

Мобильные платежи и мультимедиа

Начало 2016 года ознаменовалось еще двумя интересными новостями. Во-первых, операторы выходят на рынок мобильных платежей. Событие долгожданное и архиважное, а подготовка к нему заняла несколько лет. Впрочем, его значение для доходов операторов пока не стоит переоценивать. Известно, что компании сейчас активно прорабатывают это направление в сотрудничестве с банками и карточными гигантами. Так, в середине января «Beeline Казахстан» представил первый peer2peer платежный сервис. Теперь абоненты данного оператора могут с баланса своего телефона совершать покупки на сетевых и купонных сервисах, зачислять средства на букмекерские и игровые счета, производить регулярные платежи за коммунальные услуги, Интернет, телевидение и образование.

Еще один тренд, мимо которого нельзя пройти, – это выход Kcell на рынок мультимедийных сервисов. До сих пор попытки операторов в Казахстане продавать контент носили вялый характер и давали предсказуемый результат – вспомнить хотя бы один подобный успешный кейс будет, вероятно, очень тяжело, если не невозможно. Однако в случае с последними анонсированными проектами, кажется, все будет иначе. Во-первых, сегодня сети технически уже готовы для того, чтобы передавать потоковый мультимедийный контент, а во-вторых, пользователи привыкли к платному контенту, во многом благодаря Apple. И наконец, смартфоны стали ключевыми устройствами в жизни казахстанцев. Продажа мультимедийных потоковых сервисов для этих гаджетов выглядит делом весьма многообещающим. В этой новой парадигме Kcell предложил пользователям мобильное телевидение, музыкальное приложение и электронную библиотеку книг. И все же глава компании Арти Отс довольно сдержанно оценивает перспективы сервисов в части выручки: «Мы не ждем, что уже завтра начнем получать весомый доход. Но возможно, через несколько лет он таковым станет».

 

Еще немного о будущем

Разумеется, все эти события задают высокую планку для телекома уже в начале 2016 года. И планка эта очень неблагоприятно коррелирует с доходами игроков. Некоторые эксперты говорят о том, что в текущих условиях для того, чтобы выстроить 4G сети, мобильные операторы Казахстана, возможно, прибегнут к внешним заимствованиям. Действительно, логика в этом есть, учитывая, что доходы компании получают в тенге, а технологическая составляющая отрасли почти на 100% является импортозависимой. При этом, по разным оценкам, в модернизацию сети придется инвестировать более $100 млн. Неудивительно, что операторы рассматривают варианты, которые помогли бы снизить их издержки. Например, в виде совместной 4G-инфраструктуры.

Вместе с тем, как считает Михаил Алексеев, «сладкая пилюля» для отечественных игроков в том, что в Казахстане потенциал расширения рынка далеко не исчерпан. «У операторов есть возможность продлить цикл роста. И мы сейчас это наблюдаем. Например, в области передачи данных». Действительно, сегодня операторы получают 45% своих доходов от «голоса». Остальное, соответственно, приносит передача данных и другие источники. К 2025 году на каждого жителя планеты будет приходиться примерно по три SIM-карты. Кроме того, мир стоит на пороге Интернета вещей. «Несомненно, все эти устройства будут подключаться беспроводным образом», – прогнозирует г-н Алексеев. Таким образом, рост трафика в сетях, количества подключенных устройств – это мощный драйвер для операторов.

При этом управляющий партнер ACM Consulting не видит легких путей на пути к такой трансформации: «Для казахстанских операторов это будет очень болезненный процесс. Если раньше конкуренция замыкалась на цене и на качестве услуг, то теперь она переместится в сферу IТ. Кто обладает лучшими практиками и экспертизой, тот и впереди».  

Ну а следующий крупный источник доходов операторов, по мнению эксперта, как это ни парадоксально, уже не будет напрямую связан с телекоммуникационными услугами. «Это могут быть мобильные платежи, Big Data или еще что-то… Я уверен, что Казахстан на пороге масштабных инвестиций в операторскую инфраструктуру», – резюмировал он. Трудно что-то добавить к сказанному.



Список статей
АГРОПРОМ. Курс на отечественное!  Асылжан Мамытбеков 
ПИЩЕПРОМ. Проблемы под этикеткой   Айжан Наурзгалиева 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem