Казахстанским инвесткомпаниям нужно повышать деловую репутацию и квалификацию своего персонала, поскольку в Международном финансовом центре «Астана» скидок для местных игроков не будет. Об этом нам расcказал Управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов.
Кайрат Нематович, расскажите, как пришла идея создания МФЦА?
Эта идея обсуждалась в Казахстане много лет. Первоначально планировалось развивать региональный финансовый центр в Алматы (РФЦА). Но случился кризис 2008–2009 годов, и необходимые законодательные инициативы, к сожалению, так и не были реализованы. В прошлом году со стороны нашего государства было принято беспрецедентное решение: создать Международный финансовый центр в Астане, где будет действовать английское право, а спорные вопросы будет решать независимый суд. При этом деловым языком станет английский, а работа независимого регулятора будет основана на передовых международных принципах. Такие изменения долгое время обсуждались во всех странах Центрально-Азиатского региона, но нигде не получили предметного продолжения. И для Казахстана это большой шаг вперед.
Давайте сравним модели РФЦА и МФЦА с точки зрения льгот, предложенных государством для их участников.
Мы совместно с Boston Consulting Group очень детально разбирались, почему опыт РФЦА не был до конца успешным. Но я бы не стал все отрицать – все-таки много хорошего было сделано, проработано, наступило понимание по многим вопросам. МФЦА отличает от РФЦА другая стратегия, более прагматичный бизнес-подход. Сегодня в МФЦА создаются все благоприятные условия. Даются налоговые послабления, приближенные к таким, как в Дубае. Внедряется английское право, создается независимый суд, который будет обеспечивать прозрачность и справедливость для инвесторов. Конституционным законом облегчен визовый режим для работников органов и участников МФЦА, а также членов их семей. Поскольку есть серьезная поддержка со стороны государства по созданию МФЦА, то нам бы хотелось получить ее и со стороны нашего финансового сообщества. Мне кажется, поддержав друг друга, мы просто обречены на успех.
Мировая экономика не в лучшем состоянии, и интерес к развивающимся рынкам снижается. Насколько удачное время выбрано для реализации этой идеи?
Наша страна уже давно интегрирована в глобальную экономику, которая, в свою очередь, живет своими циклами. Ждать, что все будет идеально для того, чтобы открыть финансовый центр, – не совсем верная стратегия. Центральная Азия – это большая кладовая ресурсов. И не важно, мало они стоят или много: эти ресурсы будут нужны мировой экономике еще долгие годы. Кроме того, программа индустриально-инновационного развития и «Нурлы жол» очень тесно коррелируют с китайской инициативой «Один пояс, один путь», что только усиливает интерес к нашему региону. Создать лучшее законодательство и безупречную правовую основу – это та возможность, к которой мы давно стремились и которая действительно появилась сегодня. У нас есть политическая воля и человеческий капитал. Есть молодежь, которая уже закончила или обучается в лучших зарубежных вузах. Почему же пока они не могут работать вместе с представителями международных финансовых институтов? Ответ очевиден: нужен опыт. И этот опыт даст создание финансового центра.
Какие направления деятельности МФЦА?
Центр будет работать по пяти стратегическим направлениям. Основное из них – развитие рынка капитала (capital markets), в том числе и с учетом масштабной приватизации, которую запланировало правительство вместе с ФНБ «Самрук-Казына». В его рамках планируется вывод компаний фонда национального благосостояния на IPO на биржевой площадке МФЦА.
Второе направление – это развитие рынка и экспертизы по управлению активами (asset management). Сегодня у Казахстана есть резервы Нацбанка и правительства, Национальный фонд, есть пенсионные накопления, которые также находятся под госуправлением. Это благосостояние государства и граждан страны, составляющее свыше $100 млрд, и конечно, оно требует эффективного менеджмента.
Третьим направлением деятельности МФЦА станет развитие рынка управления благосостоянием частных лиц (private banking). В рамках четвертого направления мы планируем стать крупнейшим хабом услуг исламского финансирования (Islamic finance) на бывшем советском пространстве. И последняя, но не менее важная сфера, – это развитие рынка финансовых технологий.
Смогут ли наши инвестиционные компании и специалисты на равных конкурировать с зарубежными фирмами и экспертами?
Смогут, если докажут, что они к этому готовы. Чтобы управлять большими финансовыми средствами, нужно иметь высочайшую квалификацию и, что не менее важно, определенную деловую репутацию. К примеру, наши пенсионные активы уже составляют свыше 5 трлн тенге, и сейчас часть этих средств нужно отдать в управление. Возможно, их будут вкладывать в зарубежные инструменты, при этом есть общепризнанные мировые специалисты, которые знают, как управлять такими бумагами. Такие же требования предъявляются и к управляющим средствами Нацфонда. Хотя, конечно, здесь есть маневр и для отечественных игроков. Никаких ограничений по территориальному принципу для участников МФЦА нет, имеются только требования к квалификации. У нас есть планы по локализации услуг, которые будут производиться на территории финансового центра. Потому уже сегодня надо задаться вопросами: готовы ли к этому наши специалисты? сколько в нашей стране людей, которые могут работать в центре и имеют, например, степень CFA? сколько их зарегистрировано в международных ассоциациях переподготовки? Их явно недостаточно. Мы предполагаем, что в центре будут работать 15–20 тыс. специалистов. И какую долю в их числе будут занимать казахстанские эксперты, зависит от нас самих. Да, это бизнес не только для зарубежных компаний, но и для местных. Но здесь нет и не будет никаких скидок. Ты или конкурентоспособен – или нет.
Говоря о МФЦА, некоторые экономисты называют его обычным налоговым офшором. Так ли это?
Думаю, что это скорее новое правовое пространство. Это юрисдикция, где будет работать английское коммерческое право, а все инвестиционные диспуты будут вестись в его рамках. Давайте посмотрим на Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Сингапур – все эти крупные финансовые центры работают согласно английскому праву. У МФЦА будет свой независимый суд – а это значит, что он не станет частью казахстанской судебной системы. Одной из льгот является упрощенное трудовое законодательство. С 1 января следующего года граждане практически всех развитых стран могут приезжать без визы на 30 дней, а работникам центра будут предоставляться пятилетние долгосрочные визы. Сейчас мы совместно с Министерством иностранных дел работаем над тем, чтобы все было организовано по системе «одного окна». Другая часть льгот – это налоговые преференции. Предполагается освобождение от КПН и ИПН, земельного налога и налога на имущество сроком на 50 лет.
Во сколько обойдется государству создание центра?
После проведения «ЭКСПО-2017» здания, построенные в рамках проведения выставки, будут переданы МФЦА. То есть затрат на строительство инфраструктуры у нас не будет. Возможно в последующие годы, когда мы привлечем экспертов, судей, понадобится какой-то бюджет. Но тот же Дубайский финансовый центр за очень короткое время вышел на самоокупаемость, в том числе сдавая помещения в аренду. Государство в любом случае вернет все свои вложения.
Планируете ли Вы привлекать к работе МФЦА зарубежных партнеров?
В первую очередь очень важно наладить отношения с партнерами и регуляторами тех государств, на которые будут в основном ориентированы услуги нашего финансового центра. Безусловно, это наши соседи – страны Евразийского экономического союза и Центральной Азии, а также Китай. Мы ведем переговоры с Лондоном, Гонконгом и Шанхаем о создании новой, высокотехнологичной биржевой площадки, основанной на принципах лучшей мировой практики. До конца этого года будет определен стратегический партнер. Параллельно ведутся переговоры с крупнейшими инвестиционными банками.
Какие задачи предстоит решать МФЦА в ближайшие годы?
В качестве KPI для себя мы поставили войти до 2020 года в топ-10 азиатских финансовых центров. Это достаточно амбициозная задача. МФЦА также станет драйвером роста финансовых и сервисных услуг со стороны казахстанских компаний. В течение ближайших 7–10 лет будет создано порядка 18 тыс. рабочих мест, из которых, как мы надеемся 2–3 тыс. будут наши, казахстанские финансисты, юристы, консультанты и другие специалисты.
Мы планируем, что вклад центра в экономический рост составит не менее 1% от ненефтяного ВВП. Полноценно функционировать МФЦА начнет ближе к 2018 году. Но определенные услуги для тех инвесторов, которые будут готовы инвестировать через нашу площадку в экономику Казахстана и других стран Центральной Азии, мы сможем оказывать уже к концу этого года. В этом направлении уже проделана конкретная работа. Принят Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана», создано АО «Администрация МФЦА». Сейчас ведется подготовка правовой базы для создания суда МФЦА и международного арбитражного центра. В скором времени появится и независимый регулятор.
Кайрат Келимбетов
Родился в 1969 г. в Алматы. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, НВШГУ при Президенте РК и Джоржтаунский университет (США).
Работал в Высшем экономическом совете при Президенте РК, Администрации Президента РК, возглавлял Агентство стратегического планирования РК, был первым вице-министром финансов РК. С 2002 г. – министр экономики и бюджетного планирования РК. C 2006 г. – Председатель Правления Фонда устойчивого развития «Казына». С января 2008 г. – руководитель Администрации Президента РК. С октября 2008 г. – Председатель Правления ФНБ «Самрук-Казына». С апреля 2011 г. – министр экономического развития и торговли РК. С января 2012 г. – заместитель Премьер-министра РК, курировал вопросы макроэкономики, бюджетной политики, управления госактивами и финансового сектора, налоговой и таможенной политики, был Председателем Совета ЕЭК от Республики Казахстан.
С 1 октября 2013 г. – Председатель Национального банка РК.
С 24 декабря 2015 г. – Управляющий Международного финансового центра «Астана».