Ангус у нас в тренде!
ТОО «SC Food», созданное восемь лет назад как новое бизнес-направление холдинга «Строй-Контракт», сегодня превращается в крупный вертикально-интегрированный сельскохозяйственный холдинг. О том, как удалось наладить отечественное производство высококачественной говядины, реализуя высокорискованный агропроект, нам рассказал генеральный директор этой компании Максут Бактибаев.
Максут Бахтжанович, почему было принято решение инвестировать именно в животноводство?
Компания была создана в декабре 2008 года специально для реализации данного инвестиционного проекта в рамках диверсификации основного строительного бизнеса. Разразившийся мировой финансовый кризис послужил для корпорации «Строй-Контракт» толчком к поиску новых направлений инвестирования. Как раз в это время холдинг «КазАгро» запустил программу льготного кредитования по приоритетным направлениям сельского хозяйства.
На протяжении двух лет мы изучали и перенимали опыт передовых стран с развитой отраслью мясного скотоводства – США, Канады, Австралии, государств Европейского союза. В итоге мы выбрали и адаптировали к нашим условиям североамериканскую технологию разведения КРС мясных пород, которая отличается низкими затратами и высокой производительностью человеческого труда. Она предполагает содержание скота на свободновыгульных площадках, без капитальных строений, а также максимальную автоматизацию всех процессов. В 2011 году мы ввели в эксплуатацию современный животноводческий комплекс на 5 500 голов КРС, построенный с нуля в Аккольском районе Акмолинской области. Обучили собственные кадры за рубежом, параллельно, на первое время, привлекли для работы в Казахстане иностранных специалистов.
Особое внимание мы уделили вопросу выбора породы, которая бы оптимально подходила к нашим климатическим условиям. Среди «претендентов» были казахская белоголовая, шароле, ангусская и герефордская породы. Первая отпала по причине серьезных трудностей с приобретением такого количества племенного скота в нашей стране. Вторая из-за сложностей с отелами, связанными с высоким весом плода. Это потребовало бы в дальнейшем значительного увеличения штата сотрудников для сохранения приплода. В итоге остались два претендента – ангус и герефорд, соревнование между которыми продолжается во всем мире. Но ангус взял верх ввиду легкости отелов, скороспелости и комолости (скот безрогий). В итоге в 2011–2012 годах мы завезли авиатранспортом племенной скот: из США 569 нетелей и 49 быков-производителей, из Австралии 404 телочки, а из Канады – 499 телок.
Общая стоимость проекта составила более 3 млрд тенге, или $21 млн. Для его реализации получили кредит на сумму чуть более 2 млрд тенге, а остальное составили собственные средства компании. Со своей стороны, акимат области выделил 50 000 га земли в аренду на 49 лет и подвел наружные коммуникации к объекту по программе «Дорожная карта бизнеса-2020».
На каком этапе Вы находитесь сейчас? Как идут продажи ангусов – ведь это новая порода для Казахстана?
Сейчас проект стабильно работает, скот прижился благополучно. Больше всех мы переживали за австралийских телок, ведь они прилетели в октябре, а на Зеленом континенте в это время весна. Скот сбрасывает зимнюю шерсть и готовится к летнему периоду. А здесь, в Казахстане, вместо яркого солнца и зеленой травы их встретили осенние морозы. Но благодаря усиленному полноценному кормлению, буквально через месяц скот адаптировался, и его уже нельзя было отличить от американских собратьев. Сказалась сильная генетика.
Вообще, порода Ангус по-своему уникальна: она выведена в Шотландии, однако благодаря своим качествам сейчас занимает лидирующие позиции по всему миру. После первой успешной зимовки другие фермеры по нашему примеру начали активно покупать скот в Австралии. Ведь его себестоимость значительно ниже. В общей сложности за последние 5 лет в Казахстан завезли более 50 000 голов племенного скота, из них более 50% – с пятого континента.
Наше поголовье сейчас составляет около 2 500 голов, и уже четвертый год мы сами занимаемся реализацией акклиматизированных племенных быков и телочек. Первые годы спрос был очень низкий, люди практически ничего не знали об этой породе, как она себя поведет в наших условиях. Но практика показала, что скот очень вынослив и крепок. Быстро привык к нашим кормам и травам, набирает привесы лучше других пород: на выгуле – до килограмма в день, а на откорме – до 1,5 кг и выше.
Сейчас нет отбоя от покупателей на наших быков, ведь за счет их использования в воспроизводстве стада с беспородным скотом фермеры видят реальный результат и получают выгоду. Полученные от них телята имеют ярко выраженные мясные качества, быстро набирают вес, а коровы легко телятся. Вес теленка при рождении не превышает 25–27 кг. Поэтому мы планируем увеличить свое маточное поголовье еще на 1 000 голов. Сейчас ведутся работы по обеспечению кормовой базой и расширению животноводческого комплекса.
Как на проект повлияла девальвация?
Импортные запчасти к оборудованию и технике, а также семя, которое мы используем для осеменения наших коров, конечно же, подорожали в цене. Но так как основные компоненты себестоимости – отечественные, то сильного прессинга на экономику проекта мы не испытали. Цены на нашу племенную продукцию остались те же, стоимость мяса тоже не выросла. Для нас девальвация, скорее, играет положительную роль. Мы с нетерпением ждем открытия китайской границы для нашей продукции. Ведь там долларовая цена, а это даст нам возможность увеличить рентабельность и инвестировать новые средства в расширение объемов производства.
Что Вы можете в целом сказать о специфике своего бизнеса?
Главное, что выделяет бизнес в отрасли животноводства, – это режим работы, при котором надо трудиться 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. У животных нет выходных, а планировать свои операции фермер должен, как минимум, на год вперед. Тут нельзя просто взять и остановить производство, если, например, нет сбыта или ты просто захотел отдохнуть. У сотрудников, конечно, есть нормированный распорядок и выходные по плану.
Так как все животноводческие предприятия расположены в сельской местности, они несут значительный социальный эффект для населения, причем гораздо больший, нежели у зерновых хозяйств. В отрасли растениеводства основная работа осуществляется в теплое время года, а зимой люди предоставлены сами себе. И в такой ситуации шансы на то, что молодежь останется в селе, а не уедет в город, невелики.
Также критическое значение в сельском хозяйстве играет доступность финансирования. У агрария всегда должны быть в запасе средства для закупа семян, дизтоплива, запчастей и т. д. Если не вложишь весной 1 тенге, например в посев кормов, то осенью придется выложить все 10 за их приобретение у других хозяйств. А если и осенью не купить корма в полном объеме, работая на подвозе, то в итоге потеряешь и все 100 тенге, так как при этом страдает качество кормов и ухудшается здоровье животных, они будут болеть и давать меньше приплода. Отсюда вывод: если заниматься сельским хозяйством, не имея ресурсов, со старой техникой, результат будет, скорее, отрицательный.
Столкнулась ли ваша компания с нехваткой квалифицированных специалистов?
Можно с уверенностью сказать, что проблема профессиональных кадров в сельском хозяйстве – самая актуальная, но, к сожалению, никто всерьез не занимается ею. Отсутствие инвестиций в отрасль, продолжавшееся длительное время, сказалось на уровне подготовки кадров. Уже на этапе выбора профессии молодые выпускники школы предпочитают престижные, по их мнению, специальности – юристов, экономистов. На аграрные факультеты абитуриенты поступают зачастую по остаточному принципу, используя квоты и рассчитывая на гранты. Но нет худа без добра. С наступлением кризисных явлений в экономике отрасль сельского хозяйства стала более привлекательной. К нам пошли инвестиции, начали переходить хорошие, опытные менеджеры из других отраслей. Мы уже видим прогресс в этом вопросе. Плюс привлекаем выпускников не по принципу наличия диплома, а исходя из их интеллекта и кругозора, а также желания учиться новому и заниматься реальным делом. Благо, сейчас есть практические тренинги от производителей и поставщиков оборудования и техники, есть, в конце концов, Интернет. Любой потенциальный инвестор, приходя в сельское хозяйство, в первую очередь должен уяснить, что можно купить самую современную технику, построить лучшую ферму и купить лучшие корма, но без хороших кадров работа просто не пойдет.
Каковы текущие производственные показатели компании?
Наша ферма рассчитана на 5 500 голов КРС, из которых 2 400 – это маточное поголовье, коровы. Сейчас у нас около 1 500 коров, планируем довести их количество до 100% проектной мощности. Придется брать кредит на приобретение дополнительного поголовья. Ведь за счет собственного приплода его увеличить не получается – молодых телят приходится продавать для покрытия операционных затрат и выплат по кредитам.
Большим подспорьем здесь является то, что в прошлом году правительство по настоянию НПП «Атамекен» инициировало увеличение сроков займа по животноводческим проектам с 10 до 20 лет. Теперь автоматически уменьшится кредитная нагрузка, у фермеров будут оставаться средства для реинвестирования и роста предприятий, увеличения мощности.
Кормовая база у нас полностью собственная, поскольку в Казахстане еще не сформировался полноценный рынок кормов, нет хозяйств, занимающихся только их выращиванием.
Каковы дальнейшие планы развития компании «SC Food»?
Сейчас мы активно работаем над выстраиванием вертикально интегрированного холдинга. Это подразумевает создание откормочных площадок в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях, а также включение в мясной кластер мелких и средних фермеров, которые будут использовать наших племенных быков породы Ангус для производства телят для зернового откорма. Акиматы регионов уже выделили залежные земли для выращивания кормовой базы, и сейчас идет их подготовка к посеву в следующем году. Проектирование комплексов уже заканчиваем. При этом строительства мясокомбинатов в наших планах нет, поскольку в Казахстане их и так уже много построено. Сейчас они все недозагружены, простаивают без сырья. Мы будем работать с ними на аутсорсинге либо возьмем в доверительное управление.
Конечная цель нашего холдинга – производство и экспорт 7 000 тонн высококачественной говядины на рынок Китая. Все эти планы, конечно же, реальны, но при одном условии: сохранении действующих мер поддержки, которую государство оказывает отрасли, выделяя длинные и дешевые кредитные средства, инвестиционные субсидии и субсидии на племенное дело.
Максут Бактибаев
Родился 5 марта 1985 г. В 2007 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия) по специальности «Математика, Прикладная математика», а в 2008 г.– магистратуру в Imperial College London (Лондон, Великобритания) по специальности «Математика и Финансы». Стипендиат международной стипендии Президента РК «Болашак».
В 2008–2010 гг. – работал проектным менеджером, аналитиком в ТОО «SC Development». В 2009–2010 гг. – финансовый директор ТОО «Строй-реинжиниринг». В 2008–2012 гг. – Генеральный директор ТОО «SC Food».
В 2012–2014 гг. – заместитель директора, затем директор Департамента животноводства Министерства сельского хозяйства РК.
С сентября 2014 г. – по настоящее время Генеральный директор ТОО «SC Food». С июня 2011 г. – Председатель Совета Республиканской Палаты «Ангус Казахстана». С декабря 2014 г. – Председатель Правления ОИПиЮЛ «Мясной Союз Казахстана».