USD/KZT 495.2  -2.06
EUR/KZT 522.34  -2.87
 KAZAKHSTAN  №3, 2016 год
 НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ. Как прирастить запасы
АРХИВ

Как прирастить запасы

От своевременного восполнения разведанных запасов основных полезных ископаемых, добыча которых за годы независимости Казахстана велась экстенсивным путем, во многом зависит ближайшее будущее отечественной экономики. Амир Гинатулин, ведущий геолог ТОО «Геоинцентр» анализирует фактическое положение дел в этой сфере.

Не секрет, что на протяжении многих лет нефтегазовый и горнорудный секторы в Казахстане являются бюджетообразующими. Так, только в 2014 году налоговые поступления от них составили почти 1,2 трлн тенге. При этом в условиях падения мировых цен на углеводороды и многие металлы потерю доходов от их продаж обычно пытаются компенсировать увеличением объемов добычи. Однако сегодня такая возможность затруднена тем, что многие действующие предприятия (особенно добывающие руды цветных металлов) начинают испытывать сырьевой голод, т. е. обеспечены конкурентоспособным сырьем лишь на короткий промежуток времени.

В таких условиях обеспеченность страны полезными ископаемыми, являющимися основными статьями ее экспорта, имеет определяющее значение для «здоровья» экономики.

В советское время, когда краеугольным камнем государственной политики в геологической сфере было обеспечение необходимого восполнения минерально-сырьевой базы, существовало золотое правило: добыл тонну – нарасти три. В рыночных же условиях, даже в период высоких цен на сырье, это правило не соблюдалось. Тому есть множество причин, но результат один…

Как видно из таблицы 1, в 2014 году по 13 полезным ископаемым (из 24 наиболее важных ПИ, рассматриваемых в данной статье) прироста запасов не произошло, а вышеупомянутое правило было соблюдено и вовсе только по четырем – газу, урану, меди и молибдену. Между тем, по данным Комитета по статистике, суммарная выручка от экспорта 24 основных ПИ в том же году составила более $62 млрд. При этом инвестиции в геологоразведку не превысили $105 млн (то есть всего 0,17% от того, что заработано от продаж за рубеж), чего совершенно недостаточно для государственного финансирования геологической отрасли.

Еще более тревожная картина вырисовывается при сопоставлении объемов добычи и прироста запасов за десятилетний период (2005–2014 годы). Как показано в таблице 2, восполнение на должном уровне имеет место только по железным рудам. Приближается к ним показатель марганцевых руд, конденсата и урана. По остальным же ПИ необходимого восполнения нет.

Наиболее сложная ситуация сложилась по меди, цинку, свинцу, алюминию, серебру, бариту, хрому и асбесту. Их запасы, при нынешних темпах добычи, очень скоро будут исчерпаны. Такое положение дел по цветным металлам (особенно по меди, свинцу и цинку) усугубляется еще и тем, что на смену таким богатым месторождениям, как Жезказган, Орловское, Малеевское и Жаман-Айбат скоро придут месторождения с бедными рудами (Актогай, Айдарлы, Коксай и др). К примеру, среднее содержание меди в ныне отрабатываемых запасах Орловского месторождения, которое эксплуатируется около 40 лет, составляет 4,66%, а в руде месторождения Айдарлы – всего 0,38%. Нетрудно понять, что ожидаемая себестоимость добычи меди при этом увеличится в разы, особенно с учетом того, что руды Орловского месторождения включают более широкий комплекс элементов (медь, свинец, цинк, золото, серебро), чем у того же Айдарлы (медь, молибден).

Впечатляет количественный анализ изменения объемов добычи и балансовых запасов основных ПИ за минувшие 10 лет (таблица 2). За это время запасы по конденсату увеличились на 38%, золоту – 9,6%, марганцевым рудам – 8,8%, газу –6,3%, железным рудам – 5,1%, меди – 1,8%, урану – 1%, а по нефти – на 0,2%. Вместе с тем уменьшились запасы по цинку (на 17,4%), алюминию (12,4%), серебру (11,3%), свинцу (10,1%), хрому (9,4%) и углям (2,6%). За этот же период объемы добычи урана выросли на 442,9%, газа – на 97,3%, золота – на 63,8%, нефти – на 35,3%, угля – на 22,9%, железных руд – на 19%, хромовых руд – на 17,3%, меди – на 10,1%), цинка – на 10% и свинца – на 9,2%. Одновременно наблюдалось существенное сокращение добычи конденсата (23,1%), серебра (22%) и алюминия (9,9%).

Сопоставление приведенных данных однозначно указывает на внушительный рост объемов добычи по большинству видов ПИ и на отсутствие адекватного восполнения запасов практически по всем наиболее значимым для экономики Казахстана полезным ископаемым. Возникают извечные вопросы: кто виноват и что делать?

Резкое сокращение в постсоветское время объемов геологоразведочных работ, финансируемых государством, привело к тому, что период перевода прогнозных ресурсов ПИ в промышленные запасы затянулся на неопределенные сроки. В результате геологическая отрасль оказалась в состоянии системного кризиса, когда она не в силах обеспечить необходимое восполнение МСБ по многим ПИ, чтобы удовлетворить растущие потребности предприятий надежной сырьевой базой.

Значительная часть поискового задела, созданного в 70–80-х годах ХХ века, исчерпана. Это проявляется прежде всего в нарушении баланса между локализацией прогнозных ресурсов и приростом запасов, которые за последние 15–20 лет получены главным образом в результате доразведки ранее известных месторождений.

Учитывая высокую изученность поверхности и приповерхностной части всей территории Казахстана, наиболее вероятно открытие новых месторождений на более глубоких горизонтах, в том числе перекрытых чехлом рыхлых отложений. Одно это уже предполагает необходимость выполнения значительных объемов буровых работ. Поэтому рассчитывать на легкое обнаружение новых месторождений, как об этом мечтают многие иностранные специалисты, не приходится.

В сложившихся экономических условиях и с учетом положительного опыта первого в Казахстане открытого аукциона на объекты недропользования с целью восполнения разведанных запасов полезных ископаемых предлагается реализовать ряд мероприятий.

Во-первых, необходимо подготовить и выставить на аукцион известные объекты нераспределенного фонда (НФ), которые в прежние годы были не востребованы недропользователями из-за низкого качества руд или их небольших запасов, а также техногенные минеральные образования. Это относится прежде всего к таким ПИ, как золото, медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, хром, титан, барит и асбест. Кроме того, в нераспределенном фонде находятся объекты свободного и растворенного газа с суммарными запасами 25,7 млрд м3 и 71 объект с суммарными запасами нефти 56,2 млн т. По предварительной оценке, на доразведку и (или) добычу различных ПИ на аукцион может быть выставлено не менее 400–500 объектов НФ.

Во-вторых, на аукцион может быть выставлен ряд объектов по твердым полезным ископаемым, выявленных впервые или переоцененных уже в ХХI веке в ходе выполнения современных региональных и геолого-съемочных работ масштаба 1:200 000, а также поисковых и поисково-оценочных работ за счет республиканского бюджета.

К примеру, в Алматинской области в результате обработки новейшей геолого-геохимической информации, полученной в 2009–2011 годах в ходе поисково-оценочных работ на рудном поле свинцово-цинкового рудопроявления Кастек, известном с 50-х годов ХХ века, обнаружены ранее не известные золоторудные зоны. Объект признан высокоперспективным на выявление коммерческих запасов золота.

В-третьих, к концу прошлого века в Казахстане был создан значительный фонд прогнозных ресурсов по всем наиболее важным ПИ. Львиную долю в нем составляют ресурсы, оценка которых сделана советскими специалистами, а меньшая часть сформирована в последние годы. В начале ХХI века (2001–2004 гг.) выполнены обобщения под одним углом зрения всех ранее существовавших прогнозных работ, в том числе по золоту, серебру, платиноидам (Институт геологических наук им. К.И. Сатпаева), железным, хромовым и марганцевым рудам (Академия минеральных ресурсов РК), нефти, газу и конденсату (ТОО «Центрконсалтинг»), а также меди, свинцу, цинку, олову и танталу (ТОО «Геоинцентр»). В результате разработаны рекомендации, которые должны быть использованы при формировании перечня наиболее перспективных для выставления на аукцион объектов (участков, зон минерализации, рудопроявлений и т. п.).

Фактором, осложняющим восполнение запасов твердых полезных ископаемых, является период низких цен на минеральное сырье. Естественно, в это время объемы инвестиций в геологоразведочные работы сокращаются, а часть инвесторов покидает рынок. Особенно остро это ощущается в нефтегазовой отрасли и, безусловно, отражается на недропользовании ТПИ.

От цены нефти зависит многое, и в том числе цены металлов, составляющих вторую по значимости экспортную составляющую Казахстана. В связи с этим особое значение приобретает прогнозирование ожидаемых цен на минеральное сырье и продукты его переработки.

Проведенный нами анализ тенденций в ценообразовании, сложившихся за последние 30 лет, свидетельствует о наличии статистически значимой зависимости мировых цен металлов от цены на углеводороды (см. диаграмму 1). Установленную закономерность можно кратко сформулировать так: чем дороже нефть – тем выше стоимость металлов, и наоборот.

Тренд существует и, как говорится, он неумолим. По крайней мере, установленная тенденция свойственна для 30-летнего периода, и в настоящее время нет фундаментальной причины для того, чтобы такая зависимость перестала существовать в краткосрочном периоде. Вероятно, ситуация кардинально изменится только после того, как использование альтернативных источников получения энергии приобретет решающее значение в ведущих экономиках мира.

В марте–апреле 2016 года цена нефти колебалась около $40 за баррель, т. е. сократилась примерно в 2,8 раза по сравнению с 2012 годом ($111,67) и на $14 – относительно прошлого года. Что касается прогнозных среднегодовых цен на нефть, то сейчас в экспертном сообществе по этому вопросу нет единого мнения. Тем не менее резкого скачка вверх не ожидается не только в текущем, но и в ближайшие годы. Напротив, возможно дальнейшее снижение цен в связи с перенасыщением рынка нефти. В пессимистическом варианте прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2016 год, утвержденном в феврале, среднегодовая цена нефти заложена на уровне в $30 за баррель.

В связи с вышеизложенным и учитывая наличие ценовой зависимости, рассчитывать на резкий взлет цен на металлы в 2016–2017 годах не приходится. Возможен лишь небольшой прирост.

Вместе с тем, если говорить о необходимой компенсации финансовых потерь в связи с существенным сокращением поступлений в бюджет от сырьевого сектора, то уместно заявить, что резервы для этого есть. В общем объеме экспортной продукции ГМК необходимо резко сократить долю концентратов и исходного сырья, ценность которых на один-два порядка ниже, чем у готовой продукции второго-четвертого переделов. Возможно, даже узаконить запрет на экспорт руды и увеличить поставки за рубеж продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того доходы Казахстана, часть которых может быть использована на воспроизводство минерально-сырьевой базы, могут быть увеличены путем бережного отношения к богатству недр. В настоящее время многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах, углях, не извлекаются и уходят в отходы производства. Между тем, как видно из таблицы 3, стоимость единицы массы некоторых сопутствующих элементов несопоставимо велика в сравнении со стоимостью основного полезного ископаемого.

Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3, Графики.

Амир Минуллович Гинатулин

В 1960 г. окончил Казахский горно-металлургический институт по специальности «геология и разведка месторождений полезных ископаемых».Трудовую деятельность начал участковым геологом Северо-Западной ГРП ВКТГУ. В 1965 г. назначен главным геологом Орловского колчеданно-полиметаллического месторождения. С 1972 г. – главный геолог, начальник партии Казахстанской опытно-методической экспедиции. В 1995–1997 гг. – заведующий лабораторией и отделом компьютеризации КазИМСа. В 1997– 1998 гг. – ученый секретарь ГКЗ РК. С 2000 г. – ведущий геолог ТОО «Геоинцентр». С 2003 г. – ответственный исполнитель по разработке нормативно-технических документов нового поколения для ГКЗ РК. Кандидат геолого-минералогических наук. Автор 3 монографий, более 80 научных статей и более 15 отчетов по геологическим исследованиям. Награжден медалями «За доблестный труд», «За заслуги в разведке недр», «Ветеран труда». Дважды награжден нагрудным знаком «Отличник разведки недр», «Почетный разведчик недр РК».

Для справки. ТОО «Геоинцентр» по заданию Комитета геологии и недропользования МИР РК, начиная с 2009 года, выполняет аналитическую работу, результатом которой является ежегодный Справочник «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Республики Казахстан». В 2015 году такой справочник выпущен по 40 видам полезных ископаемых (т. н. G40). При этом главным источником информации являлся Государственный баланс запасов по состоянию на 01.01.2015 г. Основной раздел Справочника содержит анализ состояния и использования минеральных ресурсов по конкретным видам ПИ. Список G40 включает УВС, твердые полезные ископаемые и подземные воды. В группе твердых полезных ископаемых рассмотрены уголь, уран, благородные, цветные, черные и редкие металлы, а также наиболее важные неметаллические полезные ископаемые.

 



Список статей
АЭФ 2016. Дилемма диверсификации  Редакционный обзор 
СИИ. Финансовые ворота Евразии  Редакционный обзор 
БЛИЦ-ОПРОС. Стандарты CRIRSCO снижают риски  Базарбай Нурабаев, Галым Нуржанов, Гарри Паркер 
ФОРУМ. На связи с инвесторами  Редакционный обзор 
БЛИЦ-ОПРОС. Евразийский союз: потенциал полностью не раскрыт  Александр Яковлев, Анатолий Ничкасов, Ара Саакян 
ПРОГНОЗ. Металлургия на изломе  Турар Жолмагамбетов 
ЗОЛОТО. Крепкий орешек  Сергей Смирнов 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem