USD/KZT 524.58  +13.3
EUR/KZT 551.91  +11.8
 KAZAKHSTAN  №6, 2016 год
 Форум АГМП. Повестка новой реальности
АРХИВ

Повестка новой реальности
Успешное развитие ГМК требует согласованных действий государства и бизнеса. Прежде всего это относится к таким сферам, как совершенствование системы налогообложения, развитие социального партнерства и инвестиционных проектов. Именно эти вопросы оказались в центре внимания участников VIICъезда работников горно-металлургической промышленности Казахстана. 

Рентабельность падает

Организатором проводимого уже в седьмой раз съезда горняков и металлургов традиционно выступили Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) и отраслевые профсоюзы. В его работе приняли участие более трехсот делегатов, в том числе руководители отечественных предприятий ГМК, представители госорганов, депутаты Мажилиса Парламента, горняки, шахтеры и металлурги.

Открывая мероприятие, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отметил, что горно-металлургический комплекс играет важнейшую роль в экономике нашей страны. Отрасль занимает 5% ВВП, 17% от всего объема экспорта и почти 20% промышленного производства страны. При этом в последние 4–6 лет в ГМК наблюдается устойчивый тренд снижения рентабельности. Это связано с перепроизводством стали, снижением ее стоимости, усилением торговых барьеров на локальных и международных рынках. Министр напомнил, что в текущем году Комитет стали ОЭСР с участием ведущих стран-производителей обсуждал ситуацию, сложившуюся на глобальном рынке. Тогда были озвучены следующие выводы: ужесточается антидемпинговая пошлинная политика в отношении производителей стали, а государственная поддержка должна быть направлена преимущественно на трудоустройство высвобождаемых работников и усиление политики экологически чистых производств в рамках Парижского соглашения по климату. По словам г-на Касымбека, эти тенденции заставляют серьезно задуматься над модернизацией казахстанских производств, расширением ассортимента и улучшением конкурентоспособности нашей продукции.

Министр также акцентировал внимание на том, что казахстанский сектор черной металлургии по-прежнему выпускает и экспортирует в основном полуфабрикаты. При этом производство высокого передела не развито, и мы не можем удовлетворить потребности того же отечественного машиностроения. В цветной металлургии в последнее время также наблюдалось перепроизводство металла, снижение его потребления и, соответственно, стоимости. Тем не менее, благодаря упорному труду коллективов предприятий и государственной поддержке, отрасль завершает текущий год с неплохими показателями. Так, за январь–октябрь 2016 года объем добычи металлических руд вырос на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство металлургической продукции увеличилось на 7%.

Глава МИР подчеркнул, что металлургия по-прежнему будет играть роль базовой отрасли. «В сентябре глава государства подписал указ об актуализации Программы индустриально-инновационного развития на вторую пятилетку. Были значительно сокращены приоритетные отрасли экономки, но в то же время цветная и черная металлургия остались в рамках восьми приоритетных отраслей в новой программе».

За первую пятилетку ГПИИР в этой сфере реализовано порядка 60 проектов на сумму 644 млрд тенге, создано более 16 тыс. новых рабочих мест. В рамках второй пятилетки планируется реализовать еще 52 проекта. При этом в черной металлургии будет делаться упор на развитие малотоннажного производства высококачественных, высокопрочных видов стали, а также на выпуск готовых изделий. На предприятиях «АрселорМиттал Темиртау» объем производства вырастет до 6 млн тонн, расширится ассортимент и качество продукции. Новый горно-перерабатывающий комплекс Bapy Mining выйдет на проектную мощность передельного чугуна (400 тыс. тонн), завершится строительство завода по производству стальных труб большого диаметра. В цветной металлургии намерены выйти на проектную мощность Бозшакольский и Актогайский горно-обогатительные комбинаты (185 тыс. тонн меди в концентрате). Объем переработки на месторождении Коктасжал будет доведен до 3 млн тонн полиметаллической руды в год. Кроме того, продолжится работа по производству готовых изделий из алюминиевых сплавов, увеличится глубина переработки титана.

В заключение г-н Касымбек обратил особое внимание руководителей предприятий ГМК на необходимость обеспечения безопасных условий труда на производстве. По данным Министерства по инвестициям и развитию, с начала года 14 человек пострадали на производстве, 9 из них скончались. Основная причина несчастных случаев – значительное сокращение инженерно-технического персонала – специалистов, которые контролировали обслуживание оборудования, его монтаж и ремонт. Решить проблему могло бы внедрение новых технологий. Удаленные мониторинг и управление, автономные грузовые перевозки, использование систем предупреждения лавинных ситуаций, исправление коммуникаций – все это, по мнению министра, позволит уменьшить потери и повысить безопасность.       

Ворох проблем
В ходе съезда не раз поднимались вопросы налогового, таможенного, экологического и транспортно-логического характера, которые волнуют не только отраслевое сообщество. К примеру, Председатель Правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов заявил, что введение налога с продаж, объявленное Министерством национальной экономики, не устраивает крупный бизнес и губительно для малых и средних предприятий. По его мнению, такой налог неприемлем, и в дискуссиях на эту тему нужно поставить точку. При этом для того, чтобы инвесторы могли планировать свои проекты, в ближайшие полгода необходимо внести четкую ясность в этом вопросе. «До 1 января 2018 года есть такая возможность: экспертная группа создана, Ассоциация была первой, с кем мы встретились, и с крупными предприятиями «Казахмыс», «Казцинк» и ERG и договорились о том, что в новом Налоговом кодексе, безусловно, должна быть часть, четко учитывающая и стимулирующая инвестиции в отрасль для недропользователей, и должно быть поле для малого и среднего бизнеса. В этом ключе мы будем формировать техзадание, и с АГМП, с крупными предприятиями дальше двигаться и готовить наши подходы. И каскадный налог с продаж, наверное, не будет иметь места в нашем видении налогового поля, как и вопросы его администрирования», – предупредил он присутствующих чиновников.

То же самое касается и формирования тарифов, ведь при инвестиционном цикле отрасли, который в среднем занимает 5–7 лет, предсказуемость тарифной политики – это жизненная необходимость.

Говоря о тех мерах, которые НПП предпринимает для поддержки ГМК Казахстана, спикер также обратил внимание на то, что в последние годы сложился тренд на усиление защиты природы и здоровья граждан, предполагающий развитие «зеленой экономики» и ВИЭ. Однако здесь нужно учитывать баланс интересов, чтобы не нанести ущерб таким отраслям, как ГМК, которые являются базой нашей экономики. «Во-первых, мы остановили систему торговли квотами до 2018 года. Два дня назад мы обсуждали вопросы экологического регулирования, и эти торги ничего хорошего, по большому счету, не принесли. Тем более мы на себя взяли еще добровольные обязательства по внутренним торгам. Отменено десятикратное увеличение ставки за эмиссию в окружающую среду, и в Экологический кодекс мы просили год для понятия «временное хранение» отходов, но согласились на полгода».

Далее Аблай Мырзахметов предложил АГМП на основе обращений предприятий сформировать единый список системных проблем, аналогичный тому, что есть у НПП. «Мы создали реестр системных проблем, всего их поступило более 700, сейчас у нас в портфеле чуть больше 400, и 70% уже решены. В единый реестр вошли все обращения предпринимателей из регионов, отраслей, и этот реестр мы у первого заместителя Премьер-министра обсуждаем и смотрим – где нужны законодательные, нормативные изменения, где приказы министерства, где нужно какие-то коллизии снять или просто госорганы не исполняют».

Говоря о проблемах моногородов, г-н Мырзахметов заявил, что необходимо пересмотреть систему распределения средств, поступающих от крупного бизнеса. «По моногородам особую нагрузку несут наши градообразующие предприятия. Очень много средств направляется на спонсорские, социальные вещи, все компании выделяют деньги. Мы считаем, что эти деньги акиматы должны по пропорции делить. 50% могут быть направлены на областные нужды, а остальные 50% должны направляться реверсом в проблемы моногородов – обеспечение дорог, электроэнергетику, социальную сферу, где можно целевым образом отслеживать все. Мы сейчас предлагаем провести паспортизацию 27 моногородов, чтобы деньги, которые направляются крупными компаниями, целевым назначением были направлены на решение проблем моногородов. С ERG в этом году мы создали пилотный проект, компания выделила деньги, микрокредиты тем, кого сокращают, кто попал под сокращение или хочет уйти в другую сферу. Эти микрокредиты можно использовать и организовать бизнес».

Целый ворох наболевших вопросов выложил перед чиновниками Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец: «У нас очень проблемная ситуация в энергетике. Вообще, мы зашли в тупик, 5 тысяч мегаватт излишней мощности. При этом вопрос с переносом сроков введения рынка мощности до сих пор не снят. Рынок мощности по существующей схеме означает, что одни компании (я имею в виду прежде всего компании фонда «Самрук-Казына») будут реализовывать свои проекты за счет частных инвесторов в другом секторе, прежде всего в ГМК. Мы очень просим вообще отказаться от той модели рынка мощности, которая сегодня введена в законодательство. Она устарела и несовершенна. Мы не хотим строить новые мощности, потому что они не нужны, нам лучше осваивать то, что есть».

Вместе с тем г-н Радостовец попросил курирующее министерство разобраться с высокими тарифами на энергию ВИЭ. По его словам, сейчас многие компании ГМК заявляют, что будут вынуждены сами строить объекты «зеленой энергетики», чтобы не платить отчисления в расчетно-финансовый центр, а генерировать электроэнергию для собственного пользования. В эту ситуацию их загоняет действующее законодательство – механизм субсидирования ВИЭ за счет существующих мощностей угольной генерации. Учитывая, что эти станции зачастую принадлежат горно-металлургическим предприятиям, выплата компенсаций будет сильно влиять на удорожание себестоимости продукции ГМК.

Следующий вопрос – синхронизация введения Кодекса о недрах и налоговых изменений в законодательстве. «Мы очень просим серьезно обратить внимание на то, что происходит с разработкой Кодекса о недрах. Сейчас его текст, в принципе, Министерством по инвестициям и развитию подготовлен. Но мы собирались с руководителями компаний, и они очень убедительно показали, что кодекс в том виде, в котором он есть сейчас ничего не даст. У нас не просчитаны экономические модели, трансфертные модели, экологические модели. Если мы сейчас не подготовим одновременно с текстом Кодекса о недрах поправки в Налоговый, Земельный кодексы, в транспортное законодательство, трансфертное ценообразование, то мы ничего не решим. Потому что у нас получилось так, что все министерства по кодексу работают раздельно», – посетовал г-н Радостовец.

Он также заявил, что, по расчетам АГМП, в данный момент финансовая и налоговая нагрузка в целом на предприятия ГМК превышает 50%. «Мы туда относим и такие вещи, как заключение меморандумов, мы же градообразующие компании. Почему это тогда не относить на вычеты? Почему у нас так разнятся данные по социальной ответственности? Да потому, что многие вещи вообще не учитывают. Почему экологические платежи, которые мы платим, идут непонятно куда? Пора с этим разобраться. В Павлодарской области лишь 6% экологических платежей горно-металлургических предприятий используются акиматом на сами экологические мероприятия. И так по всем регионам. Мы находимся на этапе, когда нам нужно перезапустить весь налоговый, экологический, трансфертный механизм. У нас есть потенциал, у нас есть сильные специалисты, мы готовы это сделать. Нам нужно четкое понимание экологических и трансфертных моделей на будущее».     

Список вопросов, поднятых выступающими от лица предприятий отрасли, можно перечислять еще долго. Это и хроническая нехватка вагонов КТЖ для отгрузки продукции, и помощь в изъятии земельных участков у собственников под нужды недропользования, и угроза замораживания оборотных средств предприятий в банках и страховых компаниях для накопления фонда по ликвидации отработанных месторождений.

Между тем не все просьбы горняков и металлургов нашли одобрение со стороны представителей государства. Например, директор по ремонтам АО «АрселорМиттал Темиртау» Вадим Басин пожаловался, что высококвалифицированные кадры продолжают выезжать в Россию. Сейчас компания вынуждена привлекать руководителей подразделений из других стран, поскольку для подготовки собственных кадров необходимо время. Такое заявление вызвало негодование со стороны вице-министра по инвестициям и развитию РК Альберт Рау: «Как можно говорить о проблеме кадров, когда в компании существует программа увольнений? – спросил он. – Мы сокращаем кадры механически, поэтому возникают аварийные ситуации. Я вам два примера приведу. Руководителя угольного департамента («АрселорМиттал Темиртау». – Ред.) привезли из Украины, который толком никогда в жизни в забое не работал. Это что после этого – не последствия? А руководитель сырьевого департамента приехал из Бразилии – неужели ни одного горняка во всем Казахстане не нашлось, который мог бы возглавить не такой уж и сложный, в принципе, участок?» В этой связи г-н Рау потребовал от представителя «АрселорМиттал Темиртау» включить в решение съезда свое видение по подготовке кадров и поддержке инвестиционных проектов. 

Четыре пункта, которые могут изменить ситуацию
С более конкретными предложениями выступил заместитель Председателя правления по стратегии и развитию ТОО «Евразийская группа» Серик Шахажанов, который озвучил четыре пункта, способные изменить ситуацию в ГМК. 
Во-первых, предоставить инвестиционные преференции для действующих предприятий, также как для новых производств. Недропользование составляет основу экономики Казахстана, однако крупнейшие предприятия отрасли построены еще в советское время. По словам г-на Шахажанова, для того чтобы сохранить существующие мощности и выполнить все взятые обязательства – в частности, не снижать налоговые поступления, сохранить объем производства и рабочие места, – требуются значительные средства. К примеру, за годы своей деятельности одна только «Евразийская группа» инвестировала в создание новых и модернизацию действующих предприятий порядка $11 млрд. Например, сейчас компания занимается модернизацией и реновацией предприятий ТНК «Казхром», общая стоимость проекта превышает $310 млн. В результате «Евразийская группа» планирует увеличить производительность, внедрив новую технологию в производство феррохрома, тем самым повысить конкурентоспособность казахстанского экспорта.

«Казалось бы, можно было бы создать для подобных проектов отдельные юридические лица и получить льготы, но такое разделение невозможно без нарушения целостности технологического цикла, а значит нецелесообразно. Сегодня инвестиционный пакет не стимулирует инвесторов, которые вкладывают средства в обновление и развитие действующих предприятий. Государство поддерживает преференциями только новых инвесторов. Однако старые и проверенные партнеры также заслуживают доверия и поддержки».

Во-вторых, отменить налог на сверхприбыль для твердых полезных ископаемых. По словам г-на Шахажанова, такой налог снижает инвестиционные возможности недропользователей. Согласно международной практике, в большинстве случаев в странах-лидерах по добыче ТПИ налогообложение основано на системе применения роялти или НДПИ, а налог на сверхприбыль там попросту отсутствует.

В третьих, отменить норму, по которой налогом у источника выплаты облагаются только дивиденды, выплачиваемые инвестором-нерезидентом. Спикер напомнил, что в соглашениях о взаимной защите прав инвесторов, подписанных республикой практически со всеми странами мира, декларируется, что «Казахстан предоставляет справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций инвесторов другой договаривающейся стороны». Однако, к сожалению, до сих пор не все нормы налогового законодательства идут в унисон с недискриминационными подходами. «Сегодня облагаются налогом у источника только дивиденды недропользователя, выплачиваемые инвесторами-нерезидентами, от которых и ждут капиталовложений. Считаем, что отмена этой нормы значительно улучшит инвестиционный климат Казахстана, и эти средства можно будет дополнительно направить на развитие производства».

Дополнительным барьером, по мнению представителя ERG, сегодня является налогообложение доходов от прироста при продаже акций недропользователей. Инвесторы вынуждены применять более обременительные правила налогообложения, если у них в активах имеется контракт на недропользование, хотя он может и не являться основным источником дохода от производственной деятельности. В данном случае речь идет о тех компаниях, которые занимаются более глубокими переделами и реализуют продукцию с высокой добавленной стоимостью. Г-н Шахажанов предлагает отменить действие этой нормы в отношении инвесторов, в активах которых доля недропользования составляет менее 50%.

В качестве четвертой меры он предложил внести в Предпринимательский кодекс понятие «холдинга». Одна из приоритетных задач для промышленности сегодня – это снижение издержек и для ее достижения во всем мире создаются вертикально интегрированные компании, коммерческие организации объединяются в холдинги. Очевидно, что такого рода инвесторы, приходя в Казахстан, будут ожидать здесь тех же возможностей, которыми они обладают в других странах в рамках холдингового законодательства. «Однако действующее законодательство не раскрывает понятие холдинговой компании и не устанавливает норм правового регулирования. Решение этого вопроса повысит эффективность деятельности холдинговых компаний и позволит инвесторам получать преимущества, в том числе в части снижения издержек», – резюмировал спикер.

Сергей Гахов



Список статей
ПАРЫЗ. Социальный актив бизнеса  Биржан Нурымбетов 
Выбор года 2016. Выбирая лучших.  Редакционный обзор 
Турецкие цитрусовые – всему миру  Восточно-Черноморская Ассоциация Экспортеров 
Мягкая Греция  Балжан Букеева 
Правовые аспекты евразийской интеграции  Юридическая фирма «Unicase» (Республика Казахстан) 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem