USD/KZT 477.62  +0.17
EUR/KZT 527.67  +0.56
 KAZAKHSTAN  №6, 2016 год
 Нефтяные хроники. Газовый минимализм Тенгиза
АРХИВ

Газовый минимализм Тенгиза
В Атырауской области приступили к реализации самого крупного за последние годы инвестиционного проекта – созданию на месторождении Тенгиз нового энергетического добывающего, сбытового и инфраструктурного комплекса. Это дает Казахстану шанс преодолеть негативный тренд падения нефтедобычи. Вместе с тем тенгизское расширение может иметь неоднозначные последствия для нефтегазовой отрасли страны.

Открытое в 1979 году месторождение Тенгиз сегодня обеспечивает треть ежегодной нефтедобычи Казахстана и имеет самую низкую в республике – около $25 за баррель – себестоимость добычи. В минувшем году разрабатывающее его СП ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) достигло рекордного производственного показателя, добыв 27,16 млн т. Компания остается лидером и по выплаченным налогам – 725 млрд тенге в 2015 году, даже несмотря на рекордное падение этого показателя – на 53% по сравнению с 2014 годом. 

Теперь в ТШО намерены довести ежегодную добычу сырья до 39 млн т, что позволит до конца действия контракта (к 2033 году) дополнительно произвести более 250 млн т нефти. С этой целью начались работы по дальнейшему развитию месторождения, а именно реализация двух интегрированных проектов: Проекта будущего расширения (ПБР) и Проекта управления устьевым давлением (ПУУД).

ПБР предусматривает строительство нового завода по получению дополнительной нефти в объеме 12 млн т в год и объектов закачки газа в пласт. В свою очередь, ПУУД должен обеспечить поддержание текущей загрузки перерабатывающих мощностей существующих на Тенгизе заводов путем создания новой системы сбора скважинной продукции, инфраструктурных и вспомогательных объектов, а также объектов системы повышения давления на входе шести действующих комплексных технологических линий.

Это уже третье расширение активов Тенгизского проекта, участниками которого являются Chevron (50%), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), Республика Казахстан через НК «КазМунайГаз» (20%) и российско-американское СП LUKArco (5%).

Необходимость реализации ПБР-ПУУД обусловлена тем, что за время эксплуатации Тенгиза давление в его пластах с первоначальных 900 МПа (атмосфер) упало почти вдвое. И если не предпринять специальных технологических мер, оно продолжит снижаться, объем извлекаемой нефти станет стремительно сокращаться и тогда добычу нефти на месторождении придется закрывать. Сегодня для поддержания давления обратно в пласт закачивается около трети добываемого на Тенгизе газа, однако этого уже не хватает.

В свою очередь, ПБР и ПУУД позволят закачивать в нефтяные пласты весь, вместе с сернистыми соединениями, объем сырого газа, полученного в процессе нефтедобычи. Поэтому технологический процесс не включает установки обработки газа и производства серы. Наряду с наращиванием объемов закачки будет продолжено бурение новых скважин: их число достигнет 114 – почти столько, сколько добывающих скважин действует сегодня.

Длительные и трудные переговоры между властями Казахстана и иностранными инвесторами по условиям реализации проектов завершились обещанием последних отдать на освоение местным подрядчикам 32% от всего объема заказов ТРУ (против прежних 9%), а также согласованием общей суммы инвестиций в ПБР-ПУУД на уровне $36,8 млрд. И это при том, что в 2010 году их размер оценивался в $16 млрд, а в 2013 году проект подорожал до $24 млрд. С другой стороны, иностранным инвесторам невыгодно экономить на расширении разработки Тенгиза, ведь по условиям контракта капитальные вложения акционеров ТШО компенсируются с 16% надбавкой.

Финансирование проектов будет осуществляться в основном за счет заемных средств, которые ТШО привлечет размещением облигаций на западных финансовых рынках и получением кредитов от коммерческих банков. Окончательным сроком ввода новых объектов после неоднократных переносов (с 2011-го на 2013 год, потом на 2015 год, затем – на 2016-й) обозначен 2022 год.

Необходимо отметить, что расширение Тенгиза происходит на фоне резкого – практически на $1 трлн – сокращения инвестиций ТНК в мировую нефтяную отрасль. В частности, в конце прошлого года тот же Chevron заявил об урезании в 2016 году расходов на разведку, бурение и новые проекты по всему миру на 24% – до $26,6 млрд. Исключением стал инвестиционный проект на месторождении Тенгиз, который эксперты американской компании IHS охарактеризовали как «бычачью ставку на то, что спрос на нефть будет продолжать расти». И это понятно: Тенгиз дает практически пятую часть всей мировой добычи Chevron Corp.

Необходимо отметить, что расширение Тенгиза становится решающим фактором и для эффективной работы приоритетной для Казахстана нефтетранспортной системы Каспийского трубопроводного консорциума, поскольку нефть Кашагана пока является сомнительным источником для заполнения трубопроводного профицита КТК. Дополнительные объемы тенгизской нефти не только повысят доходность этого трубопровода, но и реанимируют проекты дальнейшей транспортировки казахстанской нефти на другие рынки. Действительно, большая часть действующих в стране месторождений уже прошли пик добычи, а новых проектов, способных в среднесрочной перспективе прийти им на замену, не видно.

Как отметил генеральный директор «Тенгизшевройла» Тед Этчисон, «ТШО уверен в том, что реализация этих проектов мирового уровня будет строиться на долгосрочных партнерских отношениях с Республикой Казахстан для обеспечения стабильной и надежной добычи на Тенгизском месторождении, плодами которой будут пользоваться будущие поколения казахстанцев».

Вместе с тем реализация ПБР-ПУУД несет с собой и ряд угроз. Так, по расчетам международного агентства Fitch Ratings, проект расширения ТШО в среднесрочной перспективе приведет к снижению дивидендного потока для обремененной долгами нацкомпании «КазМунайГаз» (на сегодня ее внешний долг оценивается в $11 млрд), которая недополучит свыше $3 млрд дохода. Однако, несмотря на то что предстоящие потери дивидендов от ТШО являются проблемой не только для КМГ, но и для республики, они почему-то правительством даже не озвучиваются. 

Есть и другая проблема. В настоящее время на Тенгизе ежегодно производится почти 7 млрд м3 сухого и 1,3 млн т сжиженного газа, при этом увеличение мощностей по обратной закачке сократит объемы товарного газа до 3–4 млрд м3. Такая «газовая минимизация» Тенгиза резко осложнит и без того тянущуюся уже более 10 лет реализацию проекта Атырауского нефтегазохимического комплекса. Предполагается, что он ежегодно будет перерабатывать 7 млрд м3 газа, но проект расширения ТШО лишает его таких объемов сырья. В итоге планы по производству 400 тыс. т полипропилена, 800 тыс. т полиэтилена и изделий из них рискуют остаться лишь на бумаге. А ведь полимерная промышленность является наиболее динамично развивающимся сектором мировой экономики. Объемы производства пластмасс уже превышают показатели выпуска таких традиционных конструкционных материалов, как сталь, стекло, керамика.

 ТШО подвел итоги первого полугодия

В октябре руководство ТОО СП «Тенгизшевройл» провело традиционную встречу с представителями СМИ, которая была посвящена итогам производственной деятельности за первую половину 2016 года. Как сообщил генеральный директор компании Тед Этчисон, с начала года объем добычи сырой нефти составил 14,4 млн тонн (114,8 млн баррелей). При этом было реализовано 673 тыс. тонн сжиженного газа, 3,67 млрд м3 сухого газа, а также 1,12 млн тонн серы.

Что касается вклада предприятия в бюджет страны, то с 1993 года по июль нынешнего года прямые финансовые выплаты ТШО Республике Казахстан составили $114 млрд, включая $2,6 млрд по итогам первой половины 2016-го. Сюда вошли заработная плата местных сотрудников, закупки товаров и услуг отечественных товаропроизводителей и поставщиков, платежи государственным компаниям, выплаты дивидендов казахстанскому партнеру по СП, а также налоги и роялти, перечисляемые в казну.

Только в январе–июне ТШО приобрел товары и услуги местных поставщиков на сумму более $800 млн. Доля штатных казахстанских сотрудников компании в целом достигла 86%, а в руководящем составе среднего звена приблизилась к 75%. Благодаря специальным программам обучения все больше работников из числа местных кадров выдвигаются на более ответственные должности. Начиная с 1993 года компания направила более $1,2 млрд на финансирование социальных проектов. При этом с 2000 года ТШО инвестировал $3 млрд в проекты по снижению воздействия на окружающую среду.

В завершение встречи с журналистами руководство компании напомнило, что в июле нынешнего года партнеры ТШО озвучили окончательное решение о финансировании Проекта будущего расширения – Проекта управления устьевым давлением, в рамках следующего этапа расширения производственных мощностей Тенгизского месторождения. Компания ставит своей целью увеличение производства примерно на 12 млн тонн в год.

РД КМГ отчитался за три квартала

Компания «Разведка Добыча «КазМунайГаз» опубликовала результаты операционной деятельности за 9 месяцев текущего года. С учетом долей в ТОО «СП «Казгермунай», CCEL и «ПетроКазахстан Инк.» (ПКИ) ею было добыто 9,13 млн т нефти (246 тыс. баррелей в сутки), что на 1% меньше аналогичного периода 2015 года. При этом 4,18 млн т (+2%) и 2,12 млн т (+1%) пришлось на ее основные добывающие подразделения – АО «Озенмунайгаз» (ОМГ) и АО «Эмбамунайгаз» (ЭМГ). Последними было реализовано 6,28 млн т сырой нефти и нефтепродуктов (3,75 млн т отправлено на экспорт), что на 3% выше прошлогоднего показателя.

В свою очередь, доля РД КМГ в добыче компаний CCEL, ТОО «СП «Казгермунай» и ПКИ, сократившись на 6%, составила 2,83 млн т. Причем наибольшее снижение объемов добычи нефти – на 14% пришлось на ПКИ, а «Казгермунай» и ССEL продемонстрировали уменьшение производства на 2% и 1% соответственно.

При этом поставки нефти изменились следующим образом: доля экспорта от общего объема производства увеличилась с 50% до 56%, а внутренние поставки выросли с 38% до 43%. Такая диверсификация направлений позволила сократить негативный эффект от Межправительственного соглашения о прекращении поставок в Россию (падение с 11% до нуля).

Что касается финансовых показателей РД КМГ, то чистая прибыль компании по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сократилась на 55%, составив 76 млрд тенге ($220 млн). Это падение в значительной мере обусловлено тем, что в прошлом году был получен доход от положительной курсовой разницы. Производственные расходы за отчетный период составили 195 млрд тенге ($568 млн), что на 22% выше, чем годом ранее. Это главным образом связано с ростом расходов по переработке нефти из-за перехода с апреля 2016 года на схему самостоятельного процессинга нефти. Таким образом, в целом итоги 9-месячной деятельность РД КМГ можно оценить как нейтральные.

Мировой рынок нефти

Осень отметилась резкими колебаниями нефтяных котировок на мировых биржах. На состоявшемся в конце сентября в Алжире Международном энергетическом форуме страны ОПЕК (доля которых в мировой добыче достигает 35%) впервые с 2008 года «вроде бы» договорились о сокращении объемов производства до уровня 32,5–33 млн б/с. Осталось определить лимиты для каждой из стран организации. На ожиданиях предстоящей заморозки стоимость фьючерса на нефть марки Brent, составлявшая $46 за баррель, резво рванула вверх.

Достигнув 10 октября уровня почти в $53, до конца месяца она держались в диапазоне $48–51 за баррель, затем котировки медленно заскользили вниз и во второй декаде ноябре уже колебались около $46 за баррель, нередко опускаясь в ходе торгов ниже $44. Рынок перестал верить заявлениям добывающих государств о предстоящей заморозке объемов. Дело в том, что все ключевые страны-экспортеры выражают поддержку этому решению лишь на словах.

И это понятно. Слухи о возможной заморозке периодически подталкивают цены вверх и позволяют экспортерам, не принимая на себя каких-либо обязательств по ограничению роста добычи и ничем не рискуя, получать солидные доходы и продолжать наращивать производство. Так, в октябре добыча картеля достигла нового исторического рекорда в 33,82 млн б/с. Это на 130 тыс. б/с больше, чем в сентябре, и на 800 тыс. баррелей превышает уровень, на котором страны картеля договорились на переговорах в Алжире заморозить производство. Пример Саудовской Аравии, по итогам октября снизившей производство на 20 тыс. б/с (на фоне добываемых ею 10,5 млн баррелей), никого не впечатлил.

По данным картеля, добыча нефти больше всего выросла в Нигерии (на 170,2 тыс. б/с), Ливии (на 167,5 тыс. б/с) и Ираке (на 88,3 тыс. б/с). И это не предел. В частности, Ливия планирует возобновить работу на ряде месторождений, что может поднять ежесуточную добычу с 300 до 700 тыс. баррелей. Нигерия ремонтирует свой основной трубопровод, что позволит увеличить производственные показатели на 200 тыс. баррелей в сутки. Иран против заморозки не возражает, но на условиях продолжения наращивания собственной добычи до предсанкционного (4,1 млн б/с) уровня и восстановления своей доли до 13% от общего объема экспорта нефти членами ОПЕК.

При этом за пределами картеля ни одна из стран-экспортеров не выразила намерения присоединиться к соглашению. Россия, являясь участником многих двусторонних переговоров и вроде бы готовая присоединиться к соглашению ОПЕК, также продолжает наращивать нефтедобычу и ставить рекорд за рекордом. Ее среднесуточная добыча по итогам октября достигла 11,32 млн баррелей, преодолев сентябрьский постсоветский рекорд в 11,1 млн. В итоге общий объем мировой нефтедобычи в октябре вырос на 0,97 млн – до 96,32 млн б/с.

Как результат, по оценкам ОПЕК, избыток нефти на глобальном рынке к началу ноября достиг 1,1 млн б/с, а зимой возрастет до 2 млн баррелей. Более высокие уровни картель фиксировал лишь предыдущей зимой, когда цена нефти обвалилась до 12-летнего минимума в $27,2 за бочку Brent.

Bloomberg отмечает, что «мир захлебывается от переизбытка нефти. Нефтекомпании забронировали танкеры для хранения 9 млн баррелей нефти на северо-западе Европы. Причина – наземные хранилища уже переполнены».

Воплотится ли окончательное решение о заморозке в жизнь – во многом зависит от того, смогут ли страны ОПЕК прийти к единому мнению по квотам на добычу нефти. Ирак, Иран, Нигерия и Ливия уже потребовали для себя исключения из плана по сокращению добычи. При этом, к примеру, Ливия к концу года намерена довести свое производство до 900 тыс. б/с, в 2017 году выйти на показатель в 1,1 млн баррелей, затем достичь 1,6 млн б/с – уровня, на котором нефтяная промышленность страны работала до ударов НАТО в 2011 году.

В начале октября руководитель Иранской национальной нефтяной компании Али Кардор порадовал сообщением, что страна достигла предсанкционного уровня нефтедобычи. Однако Иран вряд ли будет этим довольствоваться: для поддержания объемов производства его эксплуатационный фонд нуждается в обновлении. По данным Barclays, свыше половины действующих на иранских месторождениях скважин имеют солидный возраст и показывают высокие – до 11% темпы снижения производительности. Для компенсации этих потерь Ирану необходимо увеличивать добычной потенциал и активно обновлять скважины, а значит, повышать минимальный уровень добычи.

Между тем победа Дональда Трампа на выборах чревата наращиванием добычи углеводородов в США. В ходе своей президентской программы Трамп выступал за энергетическую независимость страны, строительство нефтепровода Keystone XL и другой нефтяной инфраструктуры, а также введение налоговых льгот для нефтяников. На этом фоне возможен ренессанс сланцевой добычи в США.

Очевидно, уступать части своих экспортных долей, соответственно теряя доходы, никто не захочет, что делает подписание соглашения о замораживании маловероятным. Как результат, цена барреля может упасть до $40 и даже ниже.

С другой стороны, если страны ОПЕК все же договорятся о какой-либо схеме фиксации объемов добычи, то это, безусловно, приведет к росту нефтяных котировок. Однако стоимость барреля даже в следующем году вряд ли поднимется выше среднегодовых $60. Такой ценовой эффект будет обусловлен как практикой членов ОПЕК превышать установленные квоты, так и ростом добычи сланцевой нефти в США, что, в свою очередь, снизит цены, и далее по кругу.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в январе–сентябре 2016 года в Казахстане добыто 47,85 млн т нефти, что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча газового конденсата за девять месяцев упала до 9,03 млн т (–5,6%), а природного газа – до 33,46 млрд м3 (–0,8%).

Что касается нефтепереработки, то отечественными НПЗ в январе–октябре было переработано 11,37 млн т нефти (исполнение плана – 100,22%) и произведено 10,51 млн т продукции (на 50,75 тыс. т больше плана). Из них автобензинов – 2,34 млн т, дизельного топлива – 3,42 млн т, авиакеросина – 219,44 тыс. т.

  Сергей Смирнов



Список статей
ПАРЫЗ. Социальный актив бизнеса  Биржан Нурымбетов 
Выбор года 2016. Выбирая лучших.  Редакционный обзор 
Турецкие цитрусовые – всему миру  Восточно-Черноморская Ассоциация Экспортеров 
Мягкая Греция  Балжан Букеева 
Правовые аспекты евразийской интеграции  Юридическая фирма «Unicase» (Республика Казахстан) 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem