Взаимодополняя друг друга
Директор Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс рассказал журналу Kazakhstan о мерах государственной поддержки бизнеса, условиях инвестирования в экономику Латвии и ее уникальном транзитно-логистическом потенциале.
Директор Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс рассказал журналу Kazakhstan о мерах государственной поддержки бизнеса, условиях инвестирования в экономику Латвии и ее уникальном транзитно-логистическом потенциале.
Латвийское агентство было создано 23 года назад как государственная структура поддержки. Сегодня LIAA действует по трем важным направлениям.
Первое – это привлечение инвестиций. Мы, в Латвии, осознаем, что состязаемся за привлечение иностранных компаний и инвестиций. Однако мы, прежде всего, боремся за вторичный эффект от зарубежных капиталов, а не просто за деньги ради денег. Ведь вместе с иностранными инвестициями в страну приходят новые технологии, а порой – и новые стандарты качества.
Второе направление – поддержка экспорта. И здесь наши клиенты – исключительно латвийские компании (импорт за счет государственных средств мы не поощряем, он развивается самостоятельно).
Основная задача LIAA – выравнивание структуры нашей внешней торговли. У Латвии сегодня отрицательный торговый баланс: мы больше покупаем, чем продаем. А потому концептуальная задача, которая сейчас стоит перед государством – значительно нарастить объемы экспорта.
В отличие от Казахстана, который славится богатыми недрами, основу природных ресурсов Латвии составляет древесина (более половины ее территории покрыто лесами). Деревообрабатывающая промышленность играет в нашей экономике очень важную роль, поэтому мы стремимся производить продукцию с большей добавленной стоимостью. Так, если в первые годы независимости Латвии мы продавали в основном кругляк, то сегодня экспортируем строительные материалы, ДВП, ДСП, фанеру. Понятно, что это гораздо выгоднее, чем экспортировать древесину, например, в ту же Швецию. Да и уровень качества нашей продукции уже достигает мировых стандартов.
Другой отличительной чертой латвийской экономики является особая роль сферы услуг. Важно отметить, что к традиционной сфере экспортных услуг относятся не только транзит и логистика, но и туризм, банковские услуги и информационные технологии. То есть, продуктом становятся сами услуги.
Третье направление – администрирование европейской системы финансовой поддержки. После вступления Латвии в ЕС в 1994 году мы получили сотни миллионов евро для поддержки наших предпринимателей. Эти средства мы не даем в кредит, это – грантовая схема распределения, своего рода покупка государством экономической активности латвийских предприятий. Например, строя завод, они могут получить до 40% поддержки из еврофондов. И деньги эти им возвращать не надо.
Мне довелось быть свидетелем обмена опытом во время встречи на высшем уровне Президента Казахстана и Премьер-министра Латвии. Обсуждалась концепция системы государственной поддержки предприятий. На мой взгляд, хотя наши страны и отличаются источниками ее финансирования (в Казахстане оно осуществляется за счет государственного бюджета), вызовы, которые стоят перед ними, одинаковы: как поддержать перспективные предприятия, производства с большей добавленной стоимостью, разработку новых технологий.
Другой аспект, которым во время дискуссий интересовался г-н Назарбаев, был связан с принципами, по которым Латвия отбирает отрасли и компании для оказания им дополнительной поддержки со стороны государства.
В рамках LIAA мы создали Агентство технологий. Цель – содействие разработке передовых информационных технологий, под которую подстраиваются соответствующие инструменты поддержки. В Латвии в приоритетных отраслях экономики создаются Центры компетенций, задача которых – разрабатывать новые экспортно ориентированные продукты для европейского и даже мирового рынка, которые Латвия может произвести по конкурентоспособной цене.
Вопрос – в том, как мотивировать специалистов работать и процветать в Латвии в условиях, когда размер зарплат в стране постепенно подтягивается к европейскому уровню, а многие латвийцы иммигрировали в Великобританию, Ирландию, Германию (у нас свободное перемещение не только капиталов, но и рабочей силы). И здесь очень важное значение приобретает специализация компании. После вступление Латвии в ОЭСР классический рецепт, согласно которому богатые страны производят и продают товары, характерные для богатых стран, становится в большой степени вопросом выбора: что выпускать и на чем специализироваться?
Многие наши отрасли уходят с рынка или специализируются в конкретных нишах. Так, например, текстильная промышленность Латвии традиционно специализировалось на производстве нижнего белья и кружев. Предприятия покупали технологии, развивались. Однако состязание – кто дешевле пошьет – мы определенно проигрываем Индии и другим странам. Между тем, специализация всего Евросоюза концептуально иная, и Латвия не может себе позволить такую роскошь, как не следить за мировыми тенденциями.
Возвращаясь к теме государственной поддержки бизнеса, хочу особо подчеркнуть, что мы поддерживаем латвийские компании, вне зависимости от того, кто их учредители. К примеру, если корпорация или частное лицо из Казахстана создало в Латвии свою фирму, то, по нашему законодательству, эта компания или гражданин могут быть ее 100% владельцами. Мы не навязываем партнерство с местным предпринимателем. Эта фирма будет иметь те же льготы, что и любая латвийская компания, будь то производство или услуги.
В настоящий момент в Латвии действуют 206 компаний с казахстанским капиталом. Объем накопленных казахстанских инвестиций в нашу страну составляет порядка 40 млн евро. С одной стороны – это не так уж много. Однако здесь присутствует мультипликативный эффект, а потому, как я считаю, реальная лепта в нашу и вашу экономику куда больше.
Наиболее значительный по масштабам вклада сектор – транзит, логистика, терминалы. И это логично, ведь здесь мы действительно взаимодополняем друг друга. Что касается мотивации, то для казахстанцев она очевидна – это и прибыль, и контроль над процессом, и ценовая политика в портах. Ведь, если вы владелец терминала, то сами можете определять условия. В свою очередь, для латвийцев – это гарантия того, что раз уж казахи вложились в портовую или транзитную инфраструктуру, то они будут заботиться и о том, по какому транзитному коридору отправлять грузы из Казахстана.
В настоящий момент Казахстан занимает 23-е место по объему экспорта латвийских товаров и услуг. И это вполне логично – и у нас, и у вас есть свои соседи, с которыми ведется более активная торговля. Поэтому я бы рекомендовал не концентрироваться на Латвии, с ее двумя миллионами жителей, как на конечной цели поставок. Важно, что через нашу страну Казахстан может выйти на гораздо более крупные рынки.
В качестве примера хочу привести наше сотрудничество с Беларусью, у которой, как известно, нет своих портов и для которой Латвия сегодня выполняет важнейшие транзитные, логистические и торговые задачи.
И еще один аргумент, почему я призываю ваших бизнесменов активно выходить на скандинавские и немецкие рынки, создавая свои опорные точки (хабы) здесь – в Латвии.
Латвия – это наиболее русскоговорящая страна Евросоюза: 80% ее населения понимает и свободно общается на русском языке. В ЕС такого феномена больше нет. Кроме того, мы достаточно близки ментально, хорошо чувствуем и понимаем друг друга, нас объединяет и общий исторический опыт. И это – не только моя точка зрения, так думают и наши предприниматели.
Со своей стороны хочу сказать, что мы гостеприимны не на словах, а на деле. И потому готовы оказать поддержку всем казахстанским предпринимателям, действительно заинтересованным в деловом сотрудничестве с Латвией. Ведь цель и у нас, и у вас одна – взаимодополнить возможности друг друга.
Андрис Озолс
В 1989 г. окончил факультет физики и математики Латвийского университета, в 2002 г. – Школу делового администрирования Университета Turiba.
В 1989–1997 гг. занимался предпринимательской деятельностью. В 2000–2003 гг. – основатель и исполнительный директор студии архитектуры и дизайна Dizainanames. В 2003–2004 гг. – эксперт по внешним рынкам, директор отдела стимулирования внешних инвестиций Латвийского агентства по развитию.
С 2004 г. по настоящее время Директор Латвийского Агентства по инвестициям и развитию.
Член Экономического совета Латвийской Республики, член Координационного совета Латвийской Республики по крупным стратегически важным инвестиционным проектам, член Совета по координации внешнеполитической политики Латвийской Республики, член Комиссии по оценке инвестиционных проектов Министерства экономики, член Совета по информационным и коммуникационным технологиям Министерства экономики, член Правления Лиепайской Специальной экономической зоны.
Список статей
Индустриализация. Вторая пятилетка: перезагрузка Римма Ивахникова
АЛТЫН САПА. Золотой стандарт качества. Римма Ивахникова
ПАРЫЗ. Социальный актив бизнеса Биржан Нурымбетов
ИНТЕГРАЦИЯ. Требования к безопасности в ЕАЭС должны быть едиными Галымжан Дугалов
Выбор года 2016. Выбирая лучших. Редакционный обзор
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. Когда плюсы уходят в минус. Сергей Гахов
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. Девальвационный провал. Редакционный обзор
DOING BUSINESS 2017. Дотянуться до топ тридцати! Сергей Зелепухин
Палата предпринимателей. В центре внимания новые инвесторы Юрий Тлеумуратов
Алматы. Город больших возможностей Ганибет Аубакиров
Палата предпринимателей. Улучшаем климат, повышаем рейтинг Ляззат Чинкисбаева
Форум АГМП. Повестка новой реальности Сергей Гахов
ELCOS. Производство под знаком EXPO ТОО «ELCOS»
KIOGE 2016. Мелких отстаивали по-крупному Римма Ивахникова
Кашаган. Возвращение надежды? Сергей Смирнов
Нефтяные хроники. Газовый минимализм Тенгиза Сергей Смирнов
Банки. Дальше в лес – больше дров! Сергей Зелепухин
Реформа АПК. Из крайности в крайность? Ауезхан Даринов
Турецкие цитрусовые – всему миру Восточно-Черноморская Ассоциация Экспортеров
ЛАТВИЯ. Наш балтийский партнер Юрис Стинка
ЛАТВИЯ–КАЗАХСТАН. Взаимодополняя друг друга Андрис Озолос
Мягкая Греция Балжан Букеева
Правовые аспекты евразийской интеграции Юридическая фирма «Unicase» (Республика Казахстан)