USD/KZT 443.85  -0.46
EUR/KZT 474.3  +0.97
 KAZAKHSTAN №4, 2012 год
 Казахстанское зерно. Из огня да в полымя
АРХИВ
Казахстанское зерно. Из огня да в полымя
 
Редакционный обзор

Небывалый урожай, свалившийся на голову казахстанских агрочиновников в прошлом году, лишний раз продемонстрировал их неспособность обеспечить стабильную и системную работу отрасли. Для того чтобы решить эту проблему нужно двигаться сразу в трех направлениях: модернизировать старые и строить новые зернохранилища, закупать зерновозы и сельхозтехнику, а также научиться грамотно планировать экспорт. В противном случае страна и дальше будет терять зерно при богатом урожае или испытывать его дефицит в менее урожайные годы.

В 2011 году аграрии Казахстана собрали рекордный за последние 20 лет урожай зерновых – почти 27 млн т в чистом весе. Правда победа эта, что называется, со слезами на глазах: «вдруг» оказалось, что у нас нет достаточных инфраструктурных мощностей для хранения зерна. Дело дошло даже до того, что некоторые чиновники предлагали часть урожая хранить на полях, а глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков вообще поставил под сомнение целесообразность такого объема производства. Действительно, сегодня внутренние потребности Казахстана составляют около 6 млн т пшеницы, при этом емкость наших традиционных и наиболее выгодных с точки зрения логистики экспортных рынков не превышают 6–7 млн т. Рентабельность же черноморского и балтийского направлений обеспечивается только за счет государственных субсидий. По словам г-н Мамытбекова, в такой ситуации выращивать свыше 13,5 т зерна наши аграрии просто не должны.

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что наши сельхозпроизводители дружно внимут призыву главы Минсельхоза и добровольно откажутся от приносящей валюту пшеницы в пользу выращивания других культур с менее ясными перспективами сбыта. При этом тренд последних лет свидетельствует, что даже в условиях зоны рискованного земледелия наши аграрии сумели добиться постоянного роста урожайности: если в 2003–2005 годах она в среднем составляла 9,9 центнеров с гектара, а в 2006–2008 – 11,7 ц/га, то в 2009–2011 годах это показатель достиг 12,5 ц/га. Так, что исходя из динамики прироста урожайности, налаживать в Казахстане эффективную систему хранения зерновых все же придется.

И речь здесь идет не только о дефиците имеющихся мощностей. Согласно официальной статистике, в настоящее время в республике насчитывается 221 лицензированное хлебоприемное предприятие (ХПП) с общей емкостью хранения 13,9 млн т. Еще 9 млн т способны хранить элеваторы сельхозформирований. Таким образом, емкости единовременного хранения зерна по стране составляют 22,9 млн т. Другое дело, что большинство зернохранилищ частных компаний давно устарели и требуют капитального ремонта, а их владельцы не имеют достаточных средств для его финансирования.

Решить проблему государство намерено путем расширения имеющихся и строительства новых предприятий, что позволит увеличить мощности ХПП еще на 1,5 млн т. Соответствующее предложение Минсельхоза было одобрено на заседании Государственной комиссии по модернизации экономики состоявшемся 18 мая текущего года. В частности, национальному холдингу «КазАгро» рекомендовано увеличить мощности АО НК «Продкорпорация» по хранению зерна на 700 тыс. т. Сделано это будет за счет финансирования из республиканского бюджета и привлечения заемных средств. Кроме того, предусматривается строительство и модернизация частных зернохранилищ емкостью 800 тыс. т, финансирование которых будет осуществлено из Национального фонда через АО «КазАгроФинанс».

Расширение мощностей «Продкорпорации», в том числе путем строительства ХПП на основных экспортоориентированных направлениях, позволит решить и проблему перегруженности зернохранилищ северного региона, которые уже к осени должны быть высвобождены для приемки нового урожая. По состоянию на 1 мая на казахстанских ХПП хранилось, в общей сложности, около 9,3 млн т зерна при их загруженности в 66,8%, в том числе 7,8 млн т приходилось на ХПП трех зерносеющих областей (70,3% соответственно).

Пока же в целях разгрузки элеваторов Северного Казахстана было принято решение о перемещении зерна на более свободные ХПП других регионов, при одновременном субсидировании транспортных расходов. Так, с сентября прошлого года по настоящее время уже перевезено 3,4 млн т, в том числе 0,5 млн т зерна, принадлежащего «Продкорпорации». В 2012 году на внутренние зерновые перевозки планируется выделить дополнительные бюджетные средства в размере 2,2 млрд тенге. Соответствующий проект постановления Правительства уже проходит процедуру согласования в заинтересованных государственных органах. Как ожидают в Минсельхозе, после его подписания с элеваторов Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей будет вывезено еще не менее 500 тыс. т зерна.
 
 
Проблемы перевозок

Необходимость перераспределения зерна между ХПП внутри Казахстана в очередной раз продемонстрировала, что у нас так и не решена проблема развития логистической инфраструктуры и нехватки вагонов-зерновозов. На данный момент их парк насчитывает лишь 5 266 единиц, имея при этом значительную степень износа, достигающую по некоторым оценкам 83%. Вместе с тем, только для того, чтобы полностью реализовать наш экспортный потенциал необходимо обеспечить вывоз за рубеж не менее 1 млн т зерна в месяц, а это требует наличия порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов. Что уж тут говорить о внутренних перевозках. Чтобы хоть как-то выйти из положения, НК «Казахстан темир жолы» в текущем сезоне даже была вынуждена прибегнуть к дополнительному переоборудованию полувагонов путем надстройки крыш с люками, а также использовать для внутренних перевозок крытые вагоны.

При этом перипетии с урожаем 2011 года показали, что надеяться на помощь извне в решении вопроса обеспечения зерновозами нам вряд ли стоит. Казалось бы, в конце сентября прошлого года Россия и Казахстан договорились о том, что недостающие зерновозы нам предоставит российская сторона, а КТЖ и «Русагротранс» создадут СП «Астыктранс» для их производства. Однако уже в начале октября Минсельхоз РФ заявил, что российские зерноперевозчики смогут передавать вагоны-зерновозы в аренду казахстанским компаниям только после того, как обеспечат потребности своих производителей и начнется спад пиковых перевозок зерна внутри РФ. Правда в конце октября свою помощь нам предложила Грузия, пообещав 600 зерновозов. Однако по оценкам управляющего директора КТЖ Каната Альмагамбетова, общая потребность Казахстана в дополнительных вагонах на тот момент составляла до 5,7 тыс. вагонов, так что грузинские зерновозы погоды бы не сделали. Что же касается идеи по созданию казахстанско-российского вагоностроительного СП, то не так давно ответственный секретарь Минсельхоза Евгений Аман заявил, что этот вопрос остается открытым и «мы не видим пока его решения».

В этой связи, Минсельхоз предлагает создать собственное специализированное совместное предприятие на базе АО «Казтемиртранс» и АО «НК «Продкорпорация». В случае одобрения данного предложения на уровне правительства отечественный парк будет увеличен на 5 тыс. вагонов-зерновозов, а координация перевозок всеми имеющимися и планируемыми к приобретению вагонами будет передана в компетенцию нового СП. При этом чиновники обещают, что доступ к вагонному парку будет предоставляться на равных условиях всем участникам рынка.

Похоже, что покупать новые зерновозы Казахстану придется за рубежом, поскольку отечественные машиностроители пока не способны закрыть потребности «Казахстан Темир Жолы». Так, например, в середине марта пресс-служба Национального инновационного фонда сообщила, что АО «ЗИКСТО» в текущем году поставит КТЖ всего 200 вагонов собственного производства общей стоимостью в 2,7 млрд тенге. Странная получается картина – локомотивы «madein kz» уже экспортируются в Таджикистан, а потенциал собственного рынка мы освоить не можем.
 
Нам любые дороги дороги?

Чтобы нормализовать ситуацию на зерновом рынке Казахстану, прежде всего, нужно научиться планировать и расширять свои экспортные возможности. Наши внутренние потребности настолько не значительны, что иной альтернативы, чем продажа зерна за рубеж просто нет.

На первый взгляд с этой проблемой мы более менее справляемся. Так, по данным Минсельхоза, с 1 июля прошлого по настоящее время уже экспортировано 12 млн т зерна (с учетом муки в зерновом эквиваленте), а до начала новой уборочной кампании общий уровень отгрузки будет доведен до 14 млн т. Как отмечают агрочиновники, данный показатель для нас является рекордным – для сравнения в 2007–2008 маркетинговом году было отгружено 9,1 млн т, что в полтора раза меньше нынешнего уровня. Другой вопрос, какой ценой будет поставлен этот рекорд. Судите сами, значительная часть проданного зерна, уходит в черноморском и балтийском экспортном направлении. При этом, реальная средняя выручка (за вычетом транспортных расходов) составляет всего $150 при цене $270 за тонну, которую платят в портах Черного моря. Таким образом, даже если взять в расчет минимальную себестоимость, прибыль от экспорта не превышает $20. Получается, что государство выделяет огромные субсидии, только для того, чтобы просто избавиться от рекордного урожая.

Изменить ситуацию могли бы СВОП-операции с Россией в рамках предлагаемого зернового пула. Однако эта вполне жизнеспособная идея пока не реализуема поскольку, по словам того же Асылжана Мамытбекова, на данный момент у российской стороны нет такого же крупного игрока, как наша «Продкорпорация», способного выступить для нее надежным контрагентом.

Гораздо выгоднее Казахстану продавать зерно в центрально-азиатском регионе – Узбекистану, Туркменистану и Таджикистану, у которых другого источника зерна, кроме Казахстана, нет.

Кроме того, с введением в эксплуатацию новой железной дороги на Иран, объемы экспорта в данном направлении могут увеличиться до 5 млн т. Иранская сторона приняла решение ежегодно поставлять в страны Ближнего и Дальнего Востока около 300 тыс. т казахстанской пшеницы через порт Шахид Реджаи. В конце апреля 2012 года на пресс-конференции в Астане заместитель министра иностранных дел ИРИ по странам Азии и Океании г-н Сейед Аббас Аракчи подтвердил, что Иран будет продолжать закупать казахстанское зерно, однако объемы этих закупок он напрямую увязал с предлагаемыми ценами. Вместе с тем планы транзита могут быть и более весомыми. В середине мая генеральный директор Государственной торговой организации Ирана Аббас Губади сообщил СМИ, что Иран закупил у Казахстана около 5 млн т зерна. Часть останется для собственных нужд, часть – пойдет транзитом в район Персидского залива.

Еще один выгодный покупатель – Афганистан, однако его потенциал, который в прошлом году был довольно высоким, в 2012-м может серьезно уменьшиться. Напомним, что в этой стране из-за засухи большая часть урожая пшеницы 2011 года погибла на неорошаемых полях. Поэтому для того, чтобы пережить зиму и весну, Афганистану понадобилось дополнительно 2 млн т зерна. Четверть этого объема экспортировал Казахстан. Вместе с тем, по сообщению аналитического центра «УкрАгроКонсалт» в текущем году производство пшеницы в Афганистане увеличится на 52% и если эти прогнозы оправдаются, ее импорт снизится на 24%. Одновременно сузится и рынок сбыта для Казахстана.

Впрочем, похоже, что в 2012 году объемы производства у нас могут заметно снизиться. Как заявила директор департамента земледелия Минсельхоза Анна Буць, «сейчас сложно судить, но исходя из сложившихся погодных условий, мы рассчитываем на средний урожай – порядка 15 млн т». Еще менее оптимистичны прогнозы эксперта ТОО «Аналитический центр инвестиционной политики» Минсельхоза Сагынтая Жумажанова, который считает, что урожай зерновых 2012 года составит 14 млн т зерна в чистом виде.
 
Технику – селу!

Пока чиновники корпят над экспортной головоломкой, агропром Казахстана активно готовится к новому маркетинговому сезону. Так, яровой сев зерновых в северных областях страны начался 15 мая, а уже к 5 июня было засеяно порядка 99,7% всех запланированных площадей.При этом соблюдение сроков посевной было обеспечено за счет крупных хозяйств, которые, как правило, оснащены высокопроизводительной техникой.

Гораздо хуже в этом вопросе обстоят дела у мелких сельхозпредприятий, а потому перевооружение их технического парка по-прежнему остается острой необходимостью. Так, согласно новой программе развития агропромышленного комплекса, которую в настоящий момент разрабатывает Минсельхоз, к 2020 году нам будет нужно заменить 92% из имеющихся 155 тыс. тракторов. То же самое касается комбайнов и других сельхозмашин.

Программа начнет действовать только с 2013 года, а пока Минсельхоз настоятельно рекомендует сельхозпроизводителям сделать все, чтобы провести уборочную кампанию в оптимальные агротехнические сроки. Дело в том, что из-за отсутствия средств на покупку комбайнов, постоянной практикой для наших мелких хозяйств стала аренда уборочной техники у крупных компаний. Понятно, что те отдают комбайны только после завершения собственных уборочных работ. Как результат, мелкие игроки снимают свой урожай уже во время осенних дождей и в дальнейшем испытывают большие проблемы с хранением влажного зерна.

Для того чтобы поддержать небольшие сельхозпредприятия Минсельхоз обещает им возможность приобретения недорогой зерноуборочной техники через холдинг «КазАгро», используя льготную лизинговую схему: без залога и софинансирования, по низкой процентной ставке. В текущем году в рамках данной программы планируется поставить как минимум 760 недорогих комбайнов. Кроме того, мелким фермерам на аналогичных условиях предлагают купить зерносушильное оборудование и профинансировать строительство недорогих быстровозводимых зернохранилищ ангарного типа.

Кроме того, как стало известно в июле Евразийский банк развития (ЕАБР) предоставил 5-летнюю гарантию на сумму $10 млн в подтверждение обязательств АО «КазАгроФинанс» перед компанией Deere Credit Inc по кредиту в объеме $20 млн на покупку сельскохозяйственной техники под маркой John Deere, предназначенной для ее последующей передачи в лизинг агропромышленным предприятиям Казахстана.

Что ж, готовы ли наши хлеборобы взять на себя новые процентные выплаты, мы увидим уже нынешней осенью.
 


Список статей
Вагонный дефицит  Редакционный обзор 
Союз транспорта и логистики  Юрий Лавриненко 
Сохранить статус лидера   Куанышбек Есекеев 
Быстрый и щедрый  Александр Васильев 
Коэффициент компромисса   Редакционный обзор 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem