USD/KZT 523.86  -0.15
EUR/KZT 544.34  -0.85
 KAZAKHSTAN №5, 2012 год
 Нефтесервис по-казахстански
АРХИВ
Нефтесервис по-казахстански
 
Интервью Председателя Союза сервисных компаний Казахстана Алмаса Кудайбергена

Не могли бы Вы охарактеризовать текущее состояние казахстанcкого рынка нефтесервисных услуг? Какова его структура и специфика?

Наш сервисный рынок является неоднородным и не имеет четких границ. Однако, если упростить ситуацию, его условно можно разделить на три сектора по технологической сложности.

Первый – выполнение базовых работ: строительство зданий, дорог, транспортировка несложных грузов, организация питания. Здесь рынок более или менее освоен местными компаниями, а иностранные игроки, если и присутствуют, то не так активны, как в 1990-е.

Второй – строительство береговых промысловых объектов, перевозка тяжеловесных грузов, прокладка трубопроводов, проведение буровых работ и т.п. На данном уровне наблюдается явное доминирование зарубежных компаний, но есть и такие успешные казахстанские предприятия, как «ТенгизСервис», «Каспиан Оффшор Констракшн» и «Тенгизнефтестрой».

Третий – выполнение таких трудных и наукоемких работ, как проектирование и строительство (EPC-контракты), глубоководное и горизонтальное бурение, проектирование и строительство буровых платформ и другие. Здесь основная доля услуг и продукции приходится на иностранные компании, такие как Schlumberger, Haliburton, Saipem, GATE, ENKA и т. д.

Стоит отметить, что чем выше технологичность вопроса, тем выше маржа. Согласно данным Агентства по статистике, в целом нефтесервисный рынок Казахстана в 2011 году оценивался на уровне 800 млрд тенге, из которых на услуги по установке, ремонту и демонтажу буровых вышек, а также соответствующие услуги, связанные с добычей нефти и газа, приходилось около 130 млрд тенге, на услуги по бурению – более 250 млрд тенге, а на остальные – свыше 400 млрд тенге.

На наш взгляд, эти цифры можно смело умножить на два, так как сюда не включены данные по транспортировке нефти, а также не отражена реальная ситуация по трем мегапроектам Кашагану, Тенгизу и Карачаганаку, бюджет которых превышает вышеуказанную сумму.

Есть и другие данные. Так, согласно рейтингу «National Business 500», из полутысячи крупнейших компаний Казахстана более 80 представляют сервисный сектор с долей вклада в ВВП республики, превышающей 6%.

Благодаря таким проектам, как освоение Кашагана и сооружение завода второго поколения ТШО, казахстанские сервисные компании и производители оборудования показали, что могут на равных конкурировать с зарубежными игроками. Более того, работы на данных месторождениях являются одними из наиболее технологически сложных. К ним предъявляются высокие требования по безопасности и экологии, и наши компании вполне соответствуют этим стандартам. 

Какие факторы оказывают сдерживающее влияние на дальнейшее развитие рынка? Не могли бы Вы обозначить пути их устранения? 

В первую очередь, это вопрос кадров. Для быстрой и качественной реализации проектов очень важно иметь достаточное количество профессиональных специалистов. А что у нас?

В основном это неквалифицированные рабочие, которым необходимо проходить процедуру переподготовки, чтобы соответствовать жестким стандартам качества, безопасности и экологии. Это то, что касается «синих воротничков». Другой аспект – подготовка технического состава. К сожалению, основные казахстанские вузы выпускают кадры, которые нужно затем еще несколько лет переучивать.

Следующий фактор казахстанской специфики в том, что нефтесервис у нас зависит не столько от общей ситуации в экономике, сколько от реализации отдельных крупных проектов. К примеру, когда строился завод второго поколения в ТШО, практически весь сектор бурно развивался. А когда он завершился, многие компании значительно снизили деловую активность.

Нивелировать цикличность нефтесервисного сектора помогает то, что с начала 2000-х годов в Казахстане реализуются несколько крупных проектов, которые по времени практически следуют друг за другом. Сейчас, например, идет активная фаза Кашаганского проекта, в котором участвует много местных компаний.

Однако после 2012 года можно ожидать определенный спад, поскольку появится временной лаг до таких новых крупных проектов, как вторая фаза Кашагана, завод будущего роста компании ТШО, третье расширение Карчаганакского проекта.

Более того, непонятна ситуация с реализацией оффшорных проектов на Каспии: хотя месторождений открыто немало, срок их освоения неясен. 

Какую помощь в этом плане могло бы оказать государство?

В последние 2–3 года правительство всерьез взялось за повышение казахстанского содержания. Можно сказать, оно повернулось лицом к этой проблеме. Между тем принятая правительством программа ФИИР не предусматривает практически никаких схем развития местного нефтесервисного сектора. В ней говорится о строительстве заводов и фабрик, чья продукция будет экспортироваться на международные рынки. Но ведь за эти рынки еще нужно будет бороться! За рубежом никто с распростертыми объятиями казахстанскую продукцию и услуги не ждет. Другое дело – ресурсы. Итак, зачем строить эти новые предприятия для экспорта, когда есть гарантированный рынок на западе Казахстана, который оценивается примерно более чем в $10 млрд в год? Это даже не импортозамещение, а просто удовлетворение того спроса, который сегодня покрывается иностранными производителями.

Возьмем, к примеру, металлоконструкции, которые поставлялись или будут поставляться на новые нефтегазовые проекты. Насколько я знаю, они были изготовлены или планируются к изготовлению в различных странах, в то время как в Казахстане есть собственные отличные предприятия, такие как Ерсай, Кеппель, КСОИ, которые готовы обеспечить выпуск такой продукции. Я не говорю уже о том, что это тысячи новых рабочих мест и миллиарды тенге уплаченных налогов.

Я считаю, что рост нефтесервисного рынка будет выше, чем рост экономики в целом. Так, если государство планирует к 2015 году увеличить ВВП Казахстана на 50%, то наш сегмент при условии реализации намеченных крупных проектов может вырасти более чем в два раза.

Сейчас госорганы проводят работу по увеличению местного содержания, в основном с нефтяными компаниями. Но на самом деле последние задачу создания новых производств перед собой не ставят.

На мой взгляд, по крупным проектам государству, наряду с нефтяными компаниями, необходимо урегулировать вопросы увеличения местного содержания с генеральными подрядчиками, так как именно они (за исключением лишь некоторых) получают всю прибыль и выводят ее из Казахстана, не инвестируя в обучение, модернизацию, оборудование и организацию локальных производств. 

Какие практические задачи стоят перед Вашим Союзом в настоящий момент и на перспективу?

Мы отличаемся от других объединений тем, что созданы специально для отстаивания и продвижения интересов сервисных компаний. Коллектив нашей организации состоит из 10 человек, а членами Союза являются более 50 крупных и средних сервисных предприятий, которые работают на конечный результат и хотят внести вклад в развитие сектора.

Союз обладает опытом, идеями и информацией о проблемах непосредственно из первых рук. Мы проводим ежедневную системную работу с министерствами, нефтяными компаниями, институтами развития, налаживаем взаимоотношения с правоохранительными органами. Нами подписан ряд меморандумов с аналогичными зарубежными ассоциациями, благодаря чему члены Союза легко могут выйти на иностранных поставщиков и партнеров. Также Союз оказывает содействие компаниям во время тендеров посредством информирования, презентаций, обращений и жалоб.

Одно из крупных мероприятий, которые мы запланировали на ближайшее время, – это проведение 14–15 февраля 2013 года конференции «Казнефтегазсервис-2013», которая должна стать площадкой для обсуждения перспектив развития сектора, а также знакомства сервисных компаний с потенциальными заказчиками.

www.kazservice.kz

 


Список статей
5 лет без права на экспорт  Редакционный обзор 
Nabucco: точка невозврата  Сергей Смирнов 
Нефтесервис по-казахстански   Алмас Кудайберген 
Сила мечты в Казахстане  Сергей Никонов 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem