В 2012 году на вершине рейтинга IMD (Международного института развития менеджмента) смог удержаться только один из двух прошлогодних победителей – Гонконг. Следом за ним разместились США, Швейцария, Сингапур и Швеция. Среди европейских стран высокую конкурентоспособность также продемонстрировали Норвегия (8), Германия (9) и Нидерланды (11), которым помогают экспортно ориентированное производство и строгая финансовая дисциплина. Весьма подготовленными к возврату экономической стабильности, по мнению IMD, выглядят Ирландия (20) и Исландия (26), в то время как Испания (39), Португалия (41) и Греция (58) продолжают «пугать» инвесторов (см. таблицу 1).
Надо отметить, что 2011–2012 годы оказались довольно тяжелыми с точки зрения сохранения конкурентоспособности развивающихся государств, которые пока не выработали иммунитет от влияния потрясений, происходящих в развитых странах мира. Как результат, большинство экономик Восточной Европы, Азии и Латинской Америки продемонстрировали спад. При этом Россия стала единственной из стран БРИК, которая улучшила свои позиции. И хотя другие партнеры по этому блоку по-прежнему ее опережают, их динамика в нынешнем рейтинге оказалась негативной: Китай опустился на 23-е место, Индия – на 35-е, а Бразилия – на 46-е. Примечательно, что лидером рейтинга IMD по динамике оказались ОАЭ, которые переместились сразу на 12 строчек вверх, заняв 16-е место.
Комментируя итоги исследования, директор Центра мировой конкурентоспособности, профессор Стефан Гарелли отметил: «Кризис сделал мировую экономику более фрагментированной и разнообразной. Мы видим, что развивающиеся экономики пытаются оградить себя от глобальных проблем, опираясь на внутренний спрос и национальный бизнес, в то время как развитые страны прибегают к реиндустриализации. В обоих случаях мир конкурентоспособных экономик характеризуется усилением национализма и протекционизма». При этом, по мнению г-на Гарелли, единственной страной, способной «вытянуть» мир из рецессии и улучшить глобальную конкурентоспособность, являются США, чья экономика, так или иначе, взаимодействует с экономиками всех государств – как развитых, так и развивающихся. «В конечном итоге, пока США остаются конкурентоспособными, мир будет преуспевать», – резюмировал профессор IMD.
Наша страна в текущем году поднялась на 4 строчки, вплотную приблизившись к Эстонии (31), лидирующей в списке пяти постсоветских государств, ранжируемых IMD. За нами следуют Литва (+9 – до 36), Россия (+1 – до 48) и Украина (+1 – до 56). В своем продвижении вверх Казахстану удалось потеснить такие быстроразвивающиеся страны, как Чехия (33), Польша (34) и Индия (35).
Прогресс нашей республики отмечается во всех четырех базовых факторах, формирующих конкурентоспособность. В частности, Казахстан поднялся на 7 ступеней – до 28-й позиции по состоянию экономики, на +3 – до 18-й по эффективности правительства, на +2 – до 34-й по эффективности бизнеса, и на +3 – до 43-й по развитию инфраструктуры.
На уровне отдельных субфакторов нашими явными преимуществами сегодня являются состояние государственных финансов (+9 – до 5), эффективная фискальная политика (+1 – до 9-го места) и рынок труда (+10 – до 5). Прекрасный потенциал имеется по субфактору международной торговли, который за последний год продемонстрировал наибольшую динамику. По этому показателю мы выросли сразу на 18 строчек – до 21-й позиции.
Вместе с тем конкурентоспособность Казахстана сдерживают высокий уровень цен (-6 – до 53), низкий доступ бизнеса к источникам финансирования (+1 – до 50), неразвитость научно-исследовательской инфраструктуры (+3 – до 52), а также проблемы в сфере здравоохранения и окружающей среды (+2 – до 53).
В целом наша конкурентоспособность сегодня оценивается IMD в 66,892% от гонконгской. В списке стран с населением менее 20 млн человек мы вернулись на 19-е место, а в своем географическом блоке (Европа – Ближний Восток – Африка) поднялись до 20-го.
Ландшафт конкурентоспособности Казахстана по 20 субфакторам представлен на схеме 1, а список наших наиболее слабых и сильных сторон вы найдете в соответствующих графических блоках.
Хочется остановиться и на основных выводах, сделанных по результатам опроса 4 200 руководителей компаний по всему миру, на основании которого формируется треть из 329 критериев, учитываемых IMD при составлении рейтинга. Главной тенденцией, отмечаемой исследователями в 2012 году, стал растущий скептицизм опрошенных бизнесменов в отношении необходимости проведения экономических реформ и пользы, получаемой странами от глобализации.
Так, наиболее позитивно инициативы правительства в сфере реформирования оценивают в Ирландии, развивающихся государствах Азии, Катаре и ОАЭ, а также Швеции и Швейцарии. Вместе с тем, гораздо прохладнее к ним относятся в Аргентине, Чехии и Испании. Необходимость глобализации больше всего признается в той же Ирландии, Скандинавских странах, Чили, ОЭА и азиатских государствах, тогда как в Греции, России, большей части стран Восточной Европы и Латинской Америки ее воспринимают скорее как неизбежное зло. Примечательно, что в обоих случаях последнюю строчку рейтинга занимает Франция, где меры жесткой экономии рассматриваются как «лекарство худшее, чем сама болезнь».
Если говорить о результатах Казахстана, то курс на проведение экономических реформнаходит поддержку, в основном, у отечественного бизнеса – 13-я позиция из 59 возможных. При этом влияние процессов глобализации на нашу экономику оценивается ими более негативно – лишь 36-е место. В целом это вполне укладывается в рамки теории IMD о наступлении новой эры «конкурентоспособности 2.0», когда правительства и компании начинают все больше фокусироваться на национальных приоритетах.
За дополнительной информацией обращайтесь на www.imd.ch/wcc