USD/KZT 478.96  -1.67
EUR/KZT 533.03  -2.1
 KAZAKHSTAN №6, 2012 год
 ВИЭ как предчувствие
АРХИВ
ВИЭ как предчувствие
 
Редакционный обзор
 
 

Несмотря на то что Казахстан имеет огромный потенциал возобновляемых и альтернативных источников энергии, отрасль ВИЭ долгое время оставалась в зачаточном состоянии, развиваясь лишь на энтузиазме отдельных частных компаний. Вместе с тем решение о проведении в Астане EXPO-2017 под девизом «Энергия будущего» должно кардинально изменить подходы государства к данной сфере.

 

Как мы знаем, 22 ноября в Париже на 152-й Генеральной ассамблее Международного бюро выставок государства – члены МБВ выбрали столицу Казахстана в качестве места для проведения EXPO-2017, отдав ей предпочтение перед бельгийским Льежем. Во многом наша победа была предопределена темой, которую Казахстан предложил в качестве рефрена для этого глобального мероприятия – выставка в Астане будет посвящена «Энергии будущего», то есть альтернативным источникам энергии и «зеленым» технологиям. И такой выбор далеко не случаен. Сегодня проблемы развития ВИЭ актуальны для всего мира: традиционные источники энергии постепенно истощаются, что делает неизбежным глобальный энергетический кризис, если, конечно, все оставить как прежде. EXPO-2017 позволит собрать на одной площадке лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки в сфере использования энергии солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод.

 

Вместе с тем нашей стране придется на деле доказать свою приверженность идее перехода к «зеленой» экономике. Как заявил глава государства 6 декабря в ходе заседания Государственной комиссии по вопросам организации и проведения EXPO-2017, за предстоящие пять лет Казахстан должен совершить инновационный прорыв в области разработок и внедрения чистых видов энергии. «Поэтому поручаю правительству проработать принятие соответствующего Комплексного плана развития энергии будущего на 2013–2017 годы. Этим планом должны быть охвачены все регионы, национальные холдинги, исследовательские институты, а также потенциальные отечественные и иностранные инвесторы. Нужно скоординировать все программные документы».

 

Пока же Казахстану в этой сфере особо гордиться нечем. Несмотря на то что потенциал ВИЭ у нас превышает 1 трлн кВтч, из которых 920 млрд кВтч можно получить за счет использования энергии ветра, сегодня на долю альтернативных источников в энергобалансе республики приходится лишь 0,5%. При этом, в рамках программы ФИИР целевой задачей в данной области определено достижение выработки электроэнергии ВИЭ до уровня 1% в 2014 году и 3% – в 2020-м. Для сравнения: в Германии уже сегодня этот показатель равен 25%, а к 2030 году ФРГ намерена полностью перейти на альтернативную энергетику.

 

Независимые эксперты связывают низкую привлекательность проектов в сфере ВИЭ для частных инвесторов с отсутствием в Казахстане соответствующей законодательной среды. Между тем, как заявил в ходе последнего форума KAZENERGY вице-министр индустрии и новых технологий Бахытжан Джаксалиев, его ведовством уже разработан и внесен в Мажилис Парламента законопроект, предусматривающий введение фиксированных тарифов для ВИЭ, что послужит гарантией для инвесторов, а также позволит распределять электроэнергию на всех потребителей специализированным центром поддержки ВИЭ. Кроме того, государство будет компенсировать 50% затрат на приобретения установок ВИЭ для индивидуальных пользователей, не имеющих подключения к электросетям, а также предоставлять им возможность реализации излишков вырабатываемой электроэнергии через сети общего пользования.

 

По словам г-на Джаксалиева, учитывая, что производимая ВИЭ энергия является более дорогой, чем из традиционных источников, а их интеграция в национальный энергобаланс сопряжена с необходимостью решения ряда технических проблем, государству на период до 2030 года придется осуществлять непосредственную координацию всех мероприятий в даной области.

 

При этом в Мининдустрии видят три возможных сценария развития ВИЭ в Казахстане: пессимистичный, умеренный и оптимистичный. «Пессимистичный – это когда остаются барьеры для инвестиций, а потребители не готовы оплачивать дорогую электроэнергию от ВИЭ. По умеренному сценарию государством создаются стимулирующие условия: часть барьеров снята, вводятся фиксированные тарифы на длительный срок, появляется возможность торговли квотами на снижение выбросов внутри страны и на международных торговых площадках, а также назначаются экологические санкции». Последний, оптимистичный сценарий, станет возможным, только если государство создаст наилучшие условия, будет активно стимулировать и пропагандировать развитие ВИЭ, снимет большинство барьеров и примет программу льготного финансирования.

 

На вопрос о том, какой из предложенных сценариев должен выбрать Казахстан, однозначного ответа пока нет. Так, например, председатель Ассоциации KAZENERGY Тимур Кулибаев считает, что пока энергия ВИЭ слишком дорога, а потому процесс не надо форсировать. «Всевышний одарил Казахстан всем спектром энергоресурсов. У нас есть и нефть, и газ, и уголь. Мы – крупнейшие производители сырья для урановой продукции… Понятно, что по мере развития технологий происходит изменение энергобаланса, но в настоящее время внедрение альтернативной энергетики в Казахстане невыгодно. Я понимаю, это очень модно, очень актуально, все об этом говорят, но энергия, получаемая на основе альтернативных источников, будет дороже, чем та, которую мы сейчас имеем. Альтернативная энергетика сегодня доступна только богатым странам, но в будущем, с внедрением и тиражированием новых технологий, она станет доступной и для других. И в этот момент мы должны быть готовы активно развивать ее. Со временем она займет свое место в национальном энергобалансе».

 

В свою очередь, президент АО «Институт «КазНИПИэнергопром» Геннадий Андреев считает, что Казахстан в развитии ВИЭ не должен равняться на амбициозные цели развитых стран, которые, не имея собственных запасов твердого топлива, просто вынуждены тратить огромные средства для того, чтобы внедрять новейшие технологии. По мнению эксперта, мы, безусловно, должны брать их на вооружение, но только там, где это нужно, выгодно, удобно и целесообразно. «Казахстан – северная страна, и мы отапливаем прежде всего города. Мы строим для этого электростанции комбинированного цикла, где, вырабатывая две энергии, сжигаем, как правило, только твердое топливо, сооружая длинные тепловые сети. Нас предупреждают международные эксперты, чтобы мы эти системы не разрушали и максимально сохраняли – это наше достояние. Есть ли альтернатива отапливать наши города любыми возобновляемыми источниками энергии? Я думаю, что нет, и на долгие годы – нет!»

 

Как считает г-н Андреев, наиболее важным и правильным будет внедрение возобновляемых технологий в сельском хозяйстве. Поскольку государству сегодня приходится дотировать подачу электроэнергии к удаленным населенным пунктам, куда в свое время были протянуты электрические сети и эксплуатировать которые просто невыгодно.

 
С оглядкой на соседей
 

Еще один фактор, который необходимо учитывать Казахстану при реализации политики в сфере ВИЭ, – это координация своих действий с соседними странами. Тем более, что уже в 2015 году наша электроэнергетика должна будет функционировать в условиях единого электроэнергетического рынка ЕЭП.

 

Как заявил член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Даниал Ахметов, в ходе прошедшего 23 ноября в Москве первого заседания Консультативного комитета по электроэнергетике при ЕЭК: «Евразийская экономическая комиссия в ближайшее время намерена разработать Концепцию развития общего электроэнергетического рынка России, Казахстана и Беларуси. На основе данной концепции будет принят серьезный программный документ, который, как мы полагаем, позволит в ближайшем будущем сформировать общий электроэнергетический рынок стран ТС и ЕЭП».

 

По словам г-на Ахметова, общий рынок будет основываться на свободном доступе к инфраструктуре, гармонизированной законодательной базе, новых технологических нормах и стандартах. При этом одним из основных сегментов предполагаемой структуры будет оптовый рынок. Кроме того, в нее будут входить рынки централизованных продаж, системных и вспомогательных услуг, а также балансирующий рынок.

 

Министр также отметил, что ЕЭК разработает сбалансированную программу развития общего электроэнергетического рынка России, Казахстана и Беларуси, после принятия которой национальные стратегии стран ТС и ЕЭП будут в достаточной степени синхронизированы. «Думаем, что серьезной трансформации подвергнутся наши нормативная и законодательная базы. Вместе с тем решение этой проблемы позволит создать тот прецедент формирования общего рынка, когда впервые на пространстве трех наших государств мы будем иметь реальный и эффективно работающий электроэнергетический рынок, который будет основываться на лучших мировых примерах».

 

Как ожидается, формирование общего рынка позволит решить задачу повышения потенциала энергокомплексов трех стран. «На текущий момент, коэффициент эффективности генерирующих мощностей Беларуси, Казахстана и России составляет порядка 60%. Это говорит о том, что за счет единого рынка можно существенно повысить этот показатель», – резюмировал Даниал Ахметов.

 

И в этом контексте, возвращаясь к развитию ВИЭ, нельзя не упомянуть высказывание заместителя министра энергетики РФ Юрия Сентюрина, который недавно заявил, что Россия пока экономически не готова сделать «зеленую» энергетику приоритетом своего развитии. «Зеленые» проекты уже существуют и в рамках недавно принятых Минэнерго документах, таких, например, как «Стратегия 2030» и программа энергоэффективности, и в рамках крупных корпоративных структур. Вместе с тем мы думаем, что менять ориентиры развития преждевременно. Ставка мировой энергетики на традиционные ресурсы сохранится в среднесрочной, и, наверное, в долгосрочной перспективе».

 
Проектов громадье
 

Как бы то ни было, сообщения о старте различных проектов, связанных с внедрением в Казахстане ВИЭ, в последнее время появляются все чаще и чаще. Так, например, руководство Жамбылской области, похоже, намерено сделать свой регион настоящим центром развития солнечной энергетики. В 2013 году здесь начнется реализация первого этапа строительства солнечной электростанции мощностью 24 МВт, с перспективой ее увеличения до 2 тыс. МВт, а это 10% от общего объема потребления электроэнергии в нашей стране. Участниками проекта стоимостью $80 млн и сроком окупаемости в 15 лет являются французская компания Fonrocheenergie SAS и казахстанская «ЖамбылГидроЭнерго». На данный момент уже согласованы тарифы и разработано ТЭО строительства станции.

 

Наряду с этим в конце ноября акимат Жамбылской области, АО «НАК «Казатомпром» и АО «KEGOC» подписали Меморандум о сотрудничестве в области развития и строительства парка солнечных электростанций с единичной мощностью 20 МВт с использованием отечественных солнечных модулей. Предполагается, что «Казатомпром» обеспечит изготовление и поставку основных компонентов солнечных электростанций – фотоэлектрических модулей, отвечающих требованиям международных сертификатов качества, а KEGOC окажет содействие в получении технических условий для подключения этих станций к электрическим сетям.

 

Другой проект – строительство гелиостанции мощностью 2 МВт в городе Капшагай. Ее будущий оператор – ТОО «Samruk-Green Energy» (100% «дочка» АО «Самрук-Энерго») 1 октября 2012 года подписало договор по закупке комплексных работ по проектированию, поставке и строительству «под ключ» со словенской BISOL Group – производителем солнечных панелей высокого качества. По словам инициаторов проекта, в его рамках впервые в Казахстане будут привлечены передовые технологии (70% фиксированных и 30% следящих систем) и наиболее эффективное оборудование (монокристаллические панели).

 

Надо отметить, что ТОО «Samruk-Green Energy» стремительно превращается в ключевого игрока отечественного рынка альтернативной энергетики. Так, 3 октября эта компания заключила договор о приобретении 100%-ной доли участия в уставном капитале ТОО «Первая ветровая электрическая станция», которое планирует построить ветровую электростанцию мощностью 45 МВт на площадке Ерейментау в Акмолинской области. Проект уже прошел все необходимые этапы подготовки в соответствии с действующим законодательством и полностью готов к практической реализации, включая разработку ПСД и начало строительно-монтажных работ. Сооружение станции будет запущено в I квартале 2013 года.

 

9 октября в Талдыкоргане ТОО «Samruk-Green Energy» также подписало договор о покупке у АО «НК «СПК Жетысу» 51% в уставном капитале ТОО «Энергия Семиречья», занятого в проекте строительства ВЭС мощностью от 60 МВт до 300 МВт в Шелекском коридоре (Енбекшиказахский район Алматинской области). Место строительства ВЭС выбрано не случайно. Среднегодовая скорость ветра на высоте 50 метров здесь составляет 7,8 м/с при плотности потока в 310 Вт/м2. В настоящее время по заданию АО «Самрук-Энерго» ведется разработка ТЭО проекта.

 

Наконец 1 ноября 2012 года ТОО «Samruk-Green Energy» подписало меморандум с немецкой компанией KD Stahl und Maschinenbau GmbH, который предусматривает строительство завода по производству ветровых электрических станций малой мощности в СЭЗ «Парк инновационных технологий». Предполагается, что новое предприятие будет выпускать малые ветроустановки мощностью от 300 Вт до 7 кВт. Основным преимуществом немецких ветряков является возможность производства электроэнергии при малых скоростях ветра (от 2 м/с) независимо от его направления.

 

В целом, по данным МИНТ, на сегодняшний день в сфере ВИЭ получены заявки от инвесторов на 2 000 МВт, что более чем в 6 раз превышает показатель 2015 года, заложенный в отраслевой программе. Только в 2012 году в Алматинской области построено пять малых ГЭС с установленной мощностью порядка 20 МВт и одна солнечная электростанция на 52 кВт, а в Костанайской области запущена биогазовая установка. Все это свидетельствует, что интерес инвесторов к проектам альтернативной энергетики, несмотря на ряд сдерживающих факторов, все же продолжает расти.



Список статей
У заветной черты  Редакционный обзор 
По статусу и тарифы…  Редакционный обзор 
ВИЭ как предчувствие  Редакционный обзор 
Перед нами новые рубежи  Еркебулан Ильясов 
Зимние шины – каждой машине!  Наталья Волошина 
На банковском фронте без перемен  Редакционный обзор 
Зерновой перевал  Редакционный обзор 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem