Атомные горизонты Казахстана
Сергей Смирнов
Обладая около 19% мировых разведанных запасов урана с общими ресурсами порядка 1,5 млн тонн, Казахстан занимает первое место по его добыче и является одним из ключевых игроков на глобальном ядерном рынке. В стратегических планах республики – создание полного вертикально интегрированного комплекса ядерно-топливного цикла: от добычи урана до строительства АЭС и утилизации отработанного топлива.
Урановая отрасль с развитой инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами была сформирована в Казахстане еще в советский период. Поиском урановых месторождений тогда занималось 2 объединения, а добычей урана – 11 рудоуправлений. Переработка руды и производство уранового концентрата производились на Целинном горно-химическом комбинате. Топливо для АЭС, металлический бериллий, тантал и изделия на их основе, плавиковая кислота и другие виды продукции выпускались на Ульбинском металлургическом заводе.
Выход Казахстана на мировой урановый рынок после развала СССР потребовал формирования единого национального оператора, который обеспечил бы контроль и управление всеми финансовыми, производственными и товарными ресурсами отрасли. В июле 1997 года такая структура была создана. В состав АО «НАК «Казатомпром» вошли геологоразведочная компания «Волковгеология», 3 рудоуправления (Степное, Центральное, Шестое) и Ульбинский металлургический завод.
«Казатомпром» стал активно продвигать не только экспорт отечественного урана, но и восстанавливать высокотехнологичные производства бериллиевой, танталовой и ниобиевой продукции. Как результат, в декабре 2009 года Казахстан вышел на первое место в мире по добыче урана. Такой результат был обеспечен как за счет отработки старых месторождений, так и введения в эксплуатацию новых.
В настоящее время промышленная добыча урана у нас в стране ведется на 9 месторождениях в трех урановых регионах: Шу-Сарысуском (60,5% общих запасов), Сырдарьинском (12,4%) и Северо-Казахстанском (16,5%). К 2014 году «Казатомпром» планирует начать добычу урана на месторождении «Жалпак», где объем производства составит не менее 500 т в год.
В целом за последние 5 лет уровень добычи урана в Казахстане вырос в 2,5 раза, достигнув в 2012 году 20,9 тыс. т. При этом на долю «Казатомпрома», с учетом долей участия в дочерних и зависимых предприятиях, пришлось 11,9 тыс. т. Объем производства танталовой продукции составил 213 т, ниобиевой – 43 т, бериллиевой – 2526 т. Вместе с тем, несмотря на высокие производственные показатели, выручка компании снизилась на 3,7%, упав до 198,9 млрд тенге. Причина этого неясна, поскольку данные по фактической цене реализации урана и объемам продаж являются закрытыми. Да и сам «Казатомпром» пока воздерживается от комментариев на эту тему.
В настоящий момент в Казахстане отсутствует атомная энергетика. Хотя возможность строительства отечественной АЭС, как один из вариантов создания дополнительных генерирующих мощностей для решения проблемы энергодефицита, обсуждается уже более 10 лет.При этом неоднократно изменялись как сроки строительства АЭС, так и ее месторасположение. Возможно, что под влиянием бурно растущей добычи урана, продажа которого приносит солидные доходы, тема развития собственной атомной энергетики отошла на второй план.
Пока же продукция отечественной урановой отрасли в полном объеме ориентирована на экспорт. В частности, она реализуется с помощью таких компаний, как китайские China Nuclear Energy Industry Corporation и CGNPC, Nukem Inc (США), Korea Hydro & Nuclear Power Company (Южная Корея), а также Itochu Corporation (Япония), на долю которых приходится в совокупности 86% нашего экспорта.
Горизонты сотрудничества
Сегодня НАК «Казатомпром» – крупный диверсифицированный холдинг, в состав которого входит 73 предприятия. Вместе с тем, если в СССР существовал полный ядерно-топливный цикл (ЯТЦ), то сейчас на территории Казахстана остались лишь его разрозненные части, а именно: добыча природного урана, аффинаж (первичная очистка) и выпуск топливных таблеток. Все остальные стадии топливной сборки сегодня выполняются в России. Таким образом, «Казатомпром» представлен практически только в сфере добычи и производства уранового концентрата, который в основном используется как сырье для изготовления ядерного топлива. На долю этой продукции в настоящий момент приходится 70% доходов компании.
Поэтому главной задачей «Казатомпрома» является создание недостающих звеньев ЯТЦ, что позволит получать экспортно ориентированную продукцию с максимально высокой добавленной стоимостью. С этой целью Казахстан проводит диверсификацию рынков и партнеров, активно взаимодействуя с ведущими глобальными игроками: канадской SXR Uranium One Inc., японской Marubeni Corp., китайской Guangdong Nuclear Power Group, британской New Power Systems Ltd. и, конечно, с российским «Росатомом». По оценке экспертов,реализация программы создания отечественной вертикально интегрированной компании позволит увеличить втрое стоимость ее конечной продукции.
Весомым аргументом национального оператора в выстраивании взаимоотношений со своими партнерами по урановому бизнесу является мощная сырьевая база. В обмен на доли в своих месторождениях компания получает доступ к технологиям, необходимым для освоения всех стадий ЯТЦ. Так, в рамках комплексной программы российско-казахстанского сотрудничества «Казатомпром» сегодня активно осваивает технологии обогащения урана. При этом порядка трети разведанных на территории республики запасов природного урана разрабатывается российско-казахстанскими совместными предприятиями: «Заречное», «Акбастау», «Южное Заречное» и «Каратау». В ноябре 2012 года «Казатомпром» и ОАО «ТВЭЛ» (топливная компания «Росатома») подписали ключевые документы, необходимые для реализации Альтернативного варианта проекта «Центр обогащения урана». В его рамках предусматривается создание на территории Казахстана совместных предприятий по добыче урана в объеме 6 тыс. т, а на территории России – СП по его обогащению мощностью 5 млн ЕРР (единиц работы разделения). Начало реализации данной программы ожидается в первой половине текущего года.
Японские и китайские компании, также вовлеченные в добывающие проекты в Казахстане, обязались обеспечить сертификацию изготавливаемых на УМЗ порошков диоксида урана и топливных таблеток для их последующей реализации на своих рынках.
С помощью партнеров из канадской Cameco на базе Ульбинского металлургического завода «Казатомпром» рассчитывает запустить проект по фторированию урана, которое в производственной цепочке ЯТЦ стоит перед его обогащением. Производственная мощность будущей линии должна составить 12 тыс. т гексафторида урана в год.
К сожалению, реализация проекта затянулась. Так, изначально ожидалось, что ТЭО по созданию конверсионного СП с Cameco будет завершено еще к концу 2007 года. Однако позже эти сроки передвинули. В частности сообщалось, что запуск производства запланирован на 2016-й, а выход на проектную мощность – на 2018 год. В случае, если задуманное все-таки сбудется, то доля «Казатомпрома» на мировом рынке услуг по конверсии составит не менее 10%.
Продолжается совместная работа «Казатомпрома» и французской компании AREVA по проектированию производства ядерного топлива на территории нашей республики.
В ноябре 2012 годав Степногорске состоялся запуск нового промышленного комплекса по выпуску коллективных концентратов редкоземельных металлов совместного казахстанско-японского предприятия Summit Atom Rare Earth Company (SARECO). При условии, что это СП будет обеспечено достаточным объемом сырья, уже к 2015 году на его базе будет создано разделительное производство, а еще через несколько лет налажен выпуск магнитов на основе редкоземельных металлов.
Несмотря на то что основной сферой деятельности «Казатомпрома» является добыча урана, компания развивает и альтернативную энергетику, намереваясь к 2015 году выйти на промышленное производство солнечных и ветровых электростанций. Первые шаги на этом пути уже сделаны. В частности, налажена добыча кварца и возобновлено производство металлургического кварца в поселке Уштобе Алматинской области, а в декабре 2012 года дочернее предприятие АО «НАК «Казатомпром» – ТОО «Astana Solar» запустило завод по выпуску фотовольтаических модулей. Его выход на проектную мощность запланирован на первый квартал текущего года.
Конъюнктура благоприятствует
Одними из главных факторов неопределенности, способных оказать сдерживающее влияние на амбициозную стратегию «Казатомпрома», являются темпы дальнейшего развития мировой атомной отрасли и конъюнктура урановых цен в частности.
Необходимо отметить, что уран не является биржевым товаром, а потому участники рынка пользуются ценовыми котировками на закись-окись урана, публикуемыми авторитетными аналитическими компаниями, такими как Nuclear Intelligence Weekly, Ux Consulting и TradeTech. В свою очередь, они определяют их на основе опросов покупателей и продавцов и другой доступной рыночной информации. Именно таким путем формируется независимый – спотовый – рынок разовых продаж природного урана, на котором свои потребности удовлетворяют около 20% конечных мировых потребителей. Остальная часть природного урана реализуется путем закрытых сделок в рамках долгосрочных контрактов. Причем эти договорные цены, как правило, выше спотовых.
После аварии в марте 2011 года на японской атомной станции «Фукусима-1» на мировой рынок урана давила неопределенность спроса, порожденная этой катастрофой. Более того, рыночные котировки на уран во второй половине 2012 года стабильно снижались. Так, если в мае, по данным UX Consulting, средняя спотовая цена за фунт закиси-окиси урана (U3O8) держалась на уровне $52, то к ноябрю она рухнула до минимума последних лет – $40,75.
Между тем, как утверждают эксперты, спотовые цены на уран достигли «дна» и начинают восстанавливаться. В частности, компания Uranium One прогнозирует среднюю цену на уран в текущем году на уровне в $56,7 за фунт.Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, считают, что стоимость концентрата закиси-окиси урана повысится до $62,6. В свою очередь, банк JP Morgan в Австралии рассчитывает, что цены увеличатся в среднем до $58 (или даже до $70) за фунт в 2013 году и до $85 – в 2014-м. По данным аналитического издания Nuclear Intelligence Weekly, в текущем году фунт закиси-окиси урана будет стоить $55,5, в 2014 году – $58,1, в 2015 году – $61,20, а в 2016 году – $63,65. При этом порог в $70 за фунт будет преодолен в 2020 году. Компания «Росатом» также ожидает рост цен на уран до $83,15 за фунт, правда, только к 2025 году.
Предпосылки для столь оптимистичных прогнозов налицо. По сообщению агентства Reuters, в Японии на полную рабочую мощность уже выведены 3 ядерных реактора. Более того, произошедшая в конце декабря смена правительства дает надежду на возрождение японской атомной энергетики. Новый министр энергетики Тошимицу Мотеги заявил, что готов дать добро на перезапуск остановленных станций, если будет подтверждена их безопасность. Отметим, что до мартовской аварии в Стране восходящего солнца работали 54 атомных энергоблока. Безусловно, запуск остановленных реакторов даст восходящий тренд ценам на уран, поскольку производители атомного топлива будут рассчитывать на японский атомный ренессанс и снижение опасений в других странах относительно АЭС.
В настоящее время в мире действует около 400 реакторов, еще около 60 строится в 15 странах. Поддержку спросу и ценам на уран окажет значительный рост атомной энергетики в Индии, России и Южной Корее. Основным же драйвером спроса на уран будет Китай: уже сегодня там действует 29, а также строится 51 из 120 запланированных новых АЭС. Кроме того, в конце 2013 года истекает срок действия российско-американской программы «Мегатонны на мегаватты» (использование российского оружейного урана), что сократит поставки урана на глобальный рынок. Если доля атомной энергетики в мировой генерации вновь начнет увеличиваться, то возврат цен на высокие уровни 2007–2008 годов, то есть $80–100 за фунт урана, вполне возможен. Таким образом, в долгосрочной перспективе ситуация в международном масштабе выглядит весьма позитивно.