В 2012 году Казахстан вновь подтвердил свой статус регионального лидера в сфере привлечения иностранных инвестиций. Был зафиксирован новый абсолютный рекорд – в экономику нашей страны было направленно $22,5 млрд ПИИ, что на 7% больше, чем в 2011 году. Более того, судя по заявлениям правительства, благодаря запуску программы ФИИР наметились позитивные сдвиги и в процессе перераспределения потоков ПИИ из добывающих в обрабатывающие секторы экономики.
Как известно, привлечение иностранных инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики. Создание партнерств с транснациональными корпорациями помогает интеграции принимающей страны в мировые производственные процессы, позволяет ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, внедрить передовые технологии и стимулировать их распространение в смежных отраслях. А потому Казахстан с первых лет своей независимости сделал ставку на обеспечение экономического роста через создание благоприятных условий для зарубежных инвесторов.
Благо стране было чем завлечь иностранные корпорации. Среди конкурентных преимуществ Казахстана – огромный потенциал сырьевых ресурсов, политическая и социальная стабильность, а также соседство с такими крупными экономиками, как Россия и Китай. Кроме того, руководство республики в свое время взяло курс на постоянное улучшение инвестиционного и налогового законодательства. Как результат, сегодня Казахстан по степени благоприятности условий для ведения бизнеса занимает 49-е место в мире, по уровню налоговой нагрузки –17-е, а по показателю защиты инвесторов и вовсе входит в глобальный топ-10.
Закономерно, что за последние 20 лет, начиная с 1993-го по 2012 год, в экономику республики в общей сложности было привлечено $171,2 млрд ПИИ. При этом в прошлом году был зафиксирован новый рекордный показатель на уровне $22,5 млрд. Если говорить о темпах роста ПИИ, то за последние 20 лет, в среднем, они составляют 27% в год, что выше результатов таких стран, как ОАЭ (26%), Швеция (20%), Южная Корея (17%), Бразилия (15%) и Турция (14%).
Что касается географической структуры валового притока ПИИ, то из 120 государств, в настоящий момент инвестирующих в Казахстан, основной вклад вносят Нидерланды ($7,4 млрд, или 33%, по итогам 2012 года), Китай ($2 млрд, 9,1%), Швейцария ($1,9 млрд, 8,7%), США ($1,3 млрд, 5,9%) и Франция ($1,04 млрд, 5%).
Вместе с тем, обеспечив ТНК доступ к освоению казахстанских природных ресурсов, мы столкнулись с проблемой концентрации инвестиционных потоков исключительно в сырьевые отрасли. При этом была налицо оторванность добывающего сектора от реальной экономики, что отнюдь не стимулировало производителей готовой продукции к созданию в Казахстане новых производств. В лучшем случае речь шла об открытии торговых представительств.
Так, в общем объеме ПИИ, привлеченных в 1993–2012 годах, 34,76% (или $59,5082 млрд) пришлось на проведение геологической разведки и изысканий, а 30,22% ($51,7488 млрд) – непосредственно на добычу полезных ископаемых, и прежде всего – УВС. При этом доля обрабатывающих отраслей составила всего 10,2% ($17,439 млрд). В еще меньшей степени иностранные корпорации заинтересовали вложения в торговлю – 6,28% ($10,7449 млрд), финансовую деятельность – 5,76% ($9,8598 млрд), строительство – 2,1% ($3,5984 млрд), в сектор информации и связи – 1,86% ($3,192 млрд), а также транспорт и складирование – 1,09% ($1,8606 млрд).
И все же меры, которые предпринимает государство для привлечения инвесторов к реализации программы ФИИР, позволяют надеяться, что со временем произойдет перераспределение потоков ПИИ из добывающего в перерабатывающий секторы экономики.
Тем более что уже достигнуты определенные результаты. Прежде всего, расстановка приоритетов и более точечная работа с ТНК привели к значительному росту ПИИ. Так, из $171,2 млрд инвестиций, вложенных (по состоянию на конец 2012 года) в казахстанскую экономику, 48%, или $81 млрд, было привлечено именно за последние три года.
Но что более важно, уже сегодня начала изменяться структура капиталовложений. Как отметил 30 апреля в своем выступлении на заседании правительства министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, за время реализации программы ФИИР доля прямых инвестиций, вложенных в добычу сырой нефти, уменьшилась на 18%, а в несырьевой сектор, напротив, увеличилась на 8%.Из $8,7 млрд, привлеченных в обрабатывающие отрасли в 2009–2012 годах, большая часть инвестиций поступила в ГМК, машиностроение, химическую промышленность и производство пищевых продуктов.впервые пошли в такие высокотехнологичные отрасли, как фармацевтика, а также производство компьютеров, электронной и оптической продукции. В целом, по словам г-на Исекешева, на данный момент госорганы на всех уровнях ведут работу по более чем 400 инициативам иностранных инвесторов из 80 стран мира, при этом уже реализован 81 проект на сумму в $8,8 млрд.
Во многом это стало возможно благодаря созданию благоприятного правового поля. В частности, для проектов в приоритетных отраслях законодательством предусмотрены натурные гранты (земля, здания, оборудование), а также освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе комплектующих, сырья и запасных частей. Кроме того, для стратегических проектов с объемом инвестиций не менее $50 млн, ориентированных на выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, предусмотрено освобождение от земельного и имущественного налогов сроком на 7 лет, а также возмещение затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, зданий и сооружений.
Сегодня функции «одного окна» во взаимоотношениях с «несырьевыми» ТНК возложены на Агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, которое не только ищет новых, но и углубляет сотрудничество с действующими иностранными инвесторами. Так, в прошлом году оно оказало содействие в привлечении 16 иностранных инвесторов, проекты которых в перспективе оцениваются на уровне около $590 млн. В их числе немецкие Knauf (производство сухих строительных смесей), Funke Kunststoffe (профили и фитинги из ПВХ), Claas (сельскохозяйственная техника), Water Future Systems (трубки подпочвенного орошения) и Linde Group (технические газы); турецкие Abdi Ibrahim (лекарственные средства), Кока-Кола Алматы Боттлерс (безалкогольная продукция) и NOBEL Almati (фармацевтический завод полного цикла); французская Sanofi (лекарственные препараты); австрийская Frauscher Sensortechnik (продукция в области индуктивных сенсорных технологий); швейцарская ABB (конверторы и зарядные устройства для пассажирских поездов); польские Tines (системы интегрированного железнодорожно-автодорожного полотна) и EL-IN (завод горячего цинкования металлоконструкций и производство делимых центрифугированных железобетонных опор);Cessna Aircarft (сборка легкомоторных самолетов) и TransCosmoc America Inc. (создание колл-центра).
Инвестиционными эмиссарами Казахстана на международной арене выступают дипломатические представительства, на которые возложены функции по установлению первых контактов с потенциальными инвесторами, а также оказанию помощи в организации визитов в нашу страну. Что касается работы на местах, то сегодня при акиматах действуют Центры по обслуживанию инвесторов, которые осуществляют полный комплекс сервисных услуг и сопровождения иностранных компаний.
Кроме того, 23 апреля текущего года правительство приняло изменения в концепции развития социально-предпринимательских корпораций. В соответствии с ними новой задачей для СПК станет привлечение в регионы отечественных и зарубежных инвесторов, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса и кластеров в приоритетных отраслях, а также оказание содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами и выделение средств в рамках госпрограмм.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня взаимодействие с несырьевыми ТНК поставлено на системные рельсы. Вместе с тем нам вряд ли следует рассчитывать, что теперь можно «почивать на лаврах». Так, например, в феврале текущего года ОЭСР презентовала правительству республики результаты исследований и выработанные на их базе рекомендации по совершенствованию инвестиционного законодательства и гармонизации инвестиционной политики. По мнению зарубежных экспертов, нам предстоит еще многое сделать для улучшения системы финансирования АПК, развития предпринимательства в сфере информационных технологий, расширения участия инвесторов в инфраструктурных проектах, внедрения практики ответственного ведения бизнеса, а также для снижения административной нагрузки на бизнес и либерализации торговой политики.
Устранение этих и других барьеров станет главным условием вступления Казахстана в инвестиционный комитет и присоединения к декларации ОЭСР о международных инвестициях многонациональных корпораций. А именно это, как надеется правительство, привлечет к нам внимание со стороны несырьевых ТНК.
Не стоит забывать и о международной конкуренции за ПИИ. Согласно данным «Доклада о мировых инвестициях 2012», обнародованного Конференцией ОНН по торговле и развитию (UNCTAD), несмотря на то что в 2011 году глобальный приток ПИИ превысил их средний докризисный уровень, достигнув1,5 трлн, однако он по-прежнему оставался примерно на 23% ниже пикового показателя 2007 года в $1,9 трлн. Как считают аналитики, на этот уровень мировые ПИИ смогут выйти лишь в 2014 году, да и то при условии отсутствия каких-либо макроэкономических потрясений.
Несмотря на постепенный рост международного производства, ТНК не торопятся конвертировать получаемую прибыль в новые инвестиции. По оценкам UNCTAD, уровень денежных авуаров уже превысил $5 трлн, включая нераспределенную прибыль зарубежных филиалов. Данные по 100 крупнейшим ТНК говорят о том, что во время глобального финансового кризиса они сокращали капитальные затраты на производственные активы и приобретения (особенно за рубежом), делая выбор в пользу наращивания собственных денежных средств. Повторное возникновение нестабильности на международных финансовых рынках будет и далее способствовать наращиванию корпорациями ликвидных средств и использованию их на другие цели, например на выплату дивидендов или снижение уровня задолженности.
С другой стороны, в 2011−2012 годах ряд стран ужесточил подход к вывозу ПИИ. В связи с высоким уровнем внутренней безработицы у них растет беспокойство, что инвестирование в проекты за рубежом может способствовать экспорту рабочих мест и ослаблению национальной промышленной базы. Кроме того, правительства озабочены поддержанием стабильного валютного курса и улучшением состояния платежного баланса. В этой связи, принятые ими меры были направлены, в частности, на ограничение вывоза ПИИ и создание стимулов для репатриации зарубежных инвестиций.
Все это говорит о том, что весьма «похудевшего» инвестиционного пирога в ближайшие годы на всех желающих однозначно не хватит.
В своем последнем докладе UNCTAD также впервые привела композитный индекс, оценивающий значимость ПИИ и зарубежных филиалов для экономики принимающего государства с точки зрения добавленной стоимости, занятости, заработной платы, налоговых поступлений, экспорта, расходов на НИОКР и прироста капитала. Согласно этому индексу, в ряде развивающихся стран – Аргентине, Бразилии, Китае, Индонезии и ЮАР – вклад ПИИ в развитие экономики выше, чем в среднем по миру. Это, как правило, связано с активной политикой в области инвестиций. Иными словами, государство старается привлекать ПИИ именно в те отрасли, где от них будет наиболее мощный эффект, предлагая для этого различные стимулирующие меры. С другой стороны, есть большая группа стран, которые, несмотря на огромные объемы поступающих инвестиций, почти не ощущают их положительного действия. В основном это государства, привлекательные для инвестиций только с точки зрения фискального режима, такие как Нидерланды и Люксембург. В этих странах ПИИ почти не оказывают влияния на такие показатели, как добавленная стоимость или уровень безработицы. Таким образом, новый индекс свидетельствует, что далеко не все прямые инвестиции одинаково полезны для экономики.
Еще одно наблюдение UNCTAD заключается в том, что в последние годы мировая экономика прошла через целую череду кризисов в финансовой сфере, в области продовольственной безопасности и экологии, которые сопровождались хроническими глобальными дисбалансами и сложными социальными проблемами, в особенности высоким уровнем бедности.
Все это оказывает колоссальное влияние на формирование политики на глобальном уровне. Во-первых, отчетливо проявилась долгосрочная тенденция перераспределения экономического веса между развитыми и развивающимися государствами. Во-вторых, финансовый кризис резко повысил роль правительств в экономике. В-третьих, сам характер проблем, с которыми ни одна страна не может справиться в одиночку, делает необходимым усиление координации действий на международном уровне. В-четвертых, мобилизация инвестиций и обеспечение того, чтобы они способствовали достижению целей устойчивого развития, являются приоритетом для всех стран.
Именно в таких условиях сегодня зарождается международная инвестиционная политика нового поколения, при которой главным смыслом привлечения ПИИ становятся интегрированный рост и воплощение концепции устойчивого развития. Со своей стороны, UNCTAD разработала и представила 11 ключевых принципов такой политики:
1.Инвестиции в целях устойчивого развития. Главной целью инвестиционной политики является поощрение инвестиций в целях всеобъемлющего роста и устойчивого развития.
2.Согласованность. Инвестиционная политика должна основываться на общей стратегии развития страны. Все инструменты политики, оказывающие влияние наинвестиции, должны быть последовательными и согласованными как на национальном, так и на международном уровнях.
3.Государственное управление и институты. Инвестиционная политика должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и быть вписана в институциональные рамки, основывающиеся на верховенстве права, высоких стандартах государственного управления и обеспечении предсказуемых, эффективных и прозрачных процедур для инвесторов.
4.Динамичность. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться для обеспечения ее эффективности, актуальности и соответствияменяющейся динамике развития.
5.Обеспечение сбалансированности прав и обязанностей. В инвестиционной политике должна соблюдаться сбалансированностьпри установлении прав и обязанностей государств и инвесторов в интересах всеобщего развития.
6.Право на регулирование. Каждая страна обладает суверенным правом определять условия выхода на рынок и осуществления деятельности для иностранных инвесторов с учетом международных обязательств в интересах всего общества и для минимизации возможных негативных последствий.
7.Открытость для инвестиций. В соответствии со стратегией развития каждой страны инвестиционная политика должна обеспечивать открытые, стабильные и предсказуемые условия для осуществления инвестиций.
8.Защита инвестиций. Инвестиционная политика должна обеспечивать надлежащую защиту инвесторам. Режим, действующий в отношении ТНК, которые обосновались в стране, должен быть не дискриминационным.
9.Поощрение инвестиций и упрощение процедур. Политика в области поощрения инвестиций и упрощения процедур должна быть согласована с целями устойчивого развития и направлена на минимизацию риска вредоносной конкуренции за инвестиции.
10.Корпоративное управление и ответственность. Инвестиционная политика должна содействовать принятию и соблюдению передовых международных стандартов корпоративной социальной ответственности и эффективного корпоративного управления.
11.Международное сотрудничество. Мировое сообщество должно осуществлять сотрудничество для решения общих проблем, связанных с привлечением инвестиций для устойчивого развития, особенно в наименее развитых странах. Также должны предприниматься коллективные меры во избежание протекционизма в инвестиционной сфере.
Остается добавить, что руководству Казахстана, для которого проблема перехода от количественных инвестиций к качественным особенно актуальна, есть смысл изучить новые подходы, предлагаемые международными экспертами.