USD/KZT 495.2  -2.06
EUR/KZT 522.34  -2.87
 KAZAKHSTAN №2, 2013 год
 Глобальные вызовы и угрозы: риски для нашей страны
АРХИВ

Глобальные вызовы и угрозы: риски для нашей страны

Редакционный обзор

 
 

Актуальные вопросы управления рисками, а также  перспективы развития глобальной экономики в период продолжающейся неопределенности – именно эти темы обсуждали участники IX Международной конференции по риск-менеджменту. Большинство спикеров данного мероприятия сошлись во мнении, что мировой финансовый кризис далек от своего завершения. И в этих условиях Казахстан подвержен негативному влиянию целого ряда системных рисков.

 
 

Что тормозит мировую экономику?

 
 

В этом году конференция собрала более 300 представителей деловых и политических кругов из более чем 40 стран мира, включая ведущих ученых, экономистов, а также представителей общественности. Инициатором и организатором проведения мероприятия традиционно стала страховая компания «Евразия». Как отметил в своей приветственной речи председатель правления Борис Уманов, основной реакцией на финансовую нестабильность стало возникновение двух тенденций.

 
 

Первая – это спорадическая активность, направленная «на тушение то тут, то там возникающих пожаров». Вторая вылилась в желание правительств, наднациональных органов, регуляторов и рынков изолироваться от влияния вообще всех имеющихся рисков.

 
 

«Именно вторая тенденция очень тревожит, так как попытка избавиться от рисков кажется не просто контрпродуктивной, но и нереализуемой в принципе. Выскажу гипотезу, что, как в случае со всемирным законом сохранения энергии, видимо, существует и всемирный закон сохранения рисков. Избавляясь от одного, мы сразу же сталкиваемся с другим. Риски могут лишь трансформироваться, накапливаться, менять свои формы и состояния, становиться менее очевидными или, наоборот, обостряться».

 
 

При этом г-н Уманов назвал просто утопичными попытки нивелировать риски путем «закручивания гаек», введения новых запретительных мер, деглобализации и протекционизма: «Это очень опасная тенденция, когда у правительств, регуляторов, людей, принимающих управленческие решения, вырабатывается антипатия или даже отвращение к рискам. Без рисков, без новых идей, без разработки и тестирования новых теорий и моделей невозможно сделать рывок в развитии экономики, в преодолении рецессии или стагнации».

 
 

Протекционизм и чрезмерное регулирование, по его мнению, выступают тормозом для восстановления мировой экономики. «Любой успешный бизнесмен подтвердит, что аппетит к рискам и умение принимать их на себя – это важная составляющая его работы», – резюмировал глава «Евразии».

 
 
«Маятник» интеграции
 
 

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев в своем выступлении коснулся перспектив участия Казахстана в Евразийском союзе. Как считает эксперт, в нашей стране эта тема  «достаточно политизированная», а потому он призвал опираться на объективные факторы такой интеграции, а именно «процессы глобализации и, как промежуточный к этому этап, – регионализации стран».

 
 

Говоря о проектах, которые на сегодняшний день предлагают внешние игроки казахстанской элите, он сослался на выводы научного сотрудника КИСИ Константина Сыроежкина. Последний выделил четыре интеграционных проекта: Евразийский союз (педалируется Москвой), Большая Центральная Азия, или Новый шелковый путь (драйвером здесь выступает США), интеграция стран региона с КНР под эгидой ШОС, а также «Новый османизм», лоббируемый Анкарой.

 
 

Что касается подходов к процессам интеграции официальной Акорды, то, как отметил спикер, все они идут «как часть действий по выстраиванию в обществе положительного имиджа президента Казахстана с упором на экономическое сотрудничество». Однако во взаимоотношениях с Россией в текущем году появились тревожные нотки, причиной которых, по мнению г-на Сатпаева, стало использование российской стороной нетарифных методов для вытеснения со своего  рынка казахстанской продукции. В связи с этим он констатировал, что экспорт Казахстана в прошлом году сократился на 3,7%, а импорт вырос на 12%.

 
 

Кроме того, в обществе наблюдается идейный сепаратизм, а заявления о возможной политической интеграции рассматриваются руководством страны довольно болезненно. В то же время политолог обратил внимание на тот факт, что демографический тренд указывает на растущую долю представителей титульной нации в общей численности населения. Из-за этого, по его словам, наблюдается усиление национал-патриотических настроений. А потому главным риском для Евразийского союза, как считает эксперт, станет возможная смена политической власти в Казахстане и Беларуси вкупе с нарастанием негатива к этому наднациональному образованию.

 
 

Российская повестка дня включает интеграцию стран региона по двум направлениям: военно-политическому (ОДКБ) и экономико-политическому (ЕЭС). Ключевой целью для России, по мнению г-на Сатпаева, будет создание политического объединения и введение единой валюты для создания механизма по сдерживанию КНР. При этом эксперт уверен, что для Беларуси первоочередной задачей остается не экономический союз, а единое экономическое пространство с равным доступом к трубопроводной инфраструктуре и тарифам.

 
 

Из всего этого Досым Сатпаев сделал вывод, что потребность в интеграции есть, однако Казахстан не готов к созданию надгосударственных объединений. Главным же приоритетом для нашей республики политолог назвал интеграцию со странами Центральной Азии, поскольку именно оттуда, по его мнению, сейчас исходят все угрозы для Казахстана.

 
 
Откуда ждать следующий удар
 
 

Далее эксперты перешли к дискуссии о том, чем будет вызван новый виток нестабильности на мировых рынках. При этом участники обсуждения разделились на два лагеря. Константин Сонин из Российской школы экономики и Алексей Маслов из Высшей школы экономики придерживаются той позиции, что очередной кризис придет из Китая. Первый из них в своем выступлении отметил, что КНР идет по пути внешней экспансии (как когда-то это сделали США) и в связи с этим для Поднебесной весьма высок риск потери активов.

 
 

В свою очередь, г-н Маслов охарактеризовал китайскую политику «более грубой и брутальной», а систему оценки рисков – находящейся на «зачаточном уровне». По его словам, экономика КНР сейчас реформируется «под себя», и именно отсюда надо ждать «метеорита».

 
 

Другую точку зрения высказал представитель Standart & Poors Анвар Габидулин, считающий, что он прилетит из Европы. «На сегодня характерен структурный дисбаланс в странах Евросоюза между югом и севером вкупе с проблемой слабого евро. Пока мир не увидит прогресса в еврозоне по вопросам создания фискального и политического союза, говорить о полноценном выходе из тупика не приходится».

 
 

Между тем г-н Сонин видит распад еврозоны как предтечу для экономического бума региона.

 
 

В свою очередь, Борис Уманов считает, что самый большой и неустойчивый игрок в Европе на текущий момент – это Италия. При этом он подчеркнул: проблемы еврозоны доказывают, что как «в вопросах введения единой валюты не нужно торопиться, так и излишне писать одни законы для всех и вся», в том числе и для ЕЭП. «Я за тенге! Казахстанцы привыкли к нашей валюте, которая относительно более устойчива, чем в соседних странах», – так он аргументировал свою позицию. «Объединяться и интегрироваться нужно осторожно. Нельзя, чтобы администрирование шло из Москвы или Петербурга. И я хочу, чтобы в результате этого процесса мы остались с нашим Нацбанком».

 
 

К этому, последнему высказыванию, Константин Сонин добавил, что политика интеграции увязана на идеологии России вернуть всех обратно в империю. А Алексей Маслов отметил, что для других участников проекта целью участия в интеграционных процессах остается получение выгоды, но не сама интеграция. Причем все это проходит на фоне, когда КНР «приходит в регион и покупает элиту».

 
 
Китайская экспансия набирает обороты
 
 

Большой интерес вызвал доклад Алексея Маслова «Проблемы устойчивого развития Китая и финансовая стабильность в Центральной Азии». Говоря о текущей ситуации в КНР, эксперт охарактеризовал ее как переход страны на новый курс – так называемой «китайской мечты». Под этим подразумевается выход Китая за пределы своих границ, а также намерение вернуть себе потерянный статус. Добиваться этого Поднебесная намерена путем агрессивного экспорта инвестиций во все направления вкупе с активной политикой по скупке активов.

 
 

Однако на пути у «китайской мечты» есть много проблем: рост инфляции, внутренняя задолженность предприятий перед банками, а также рост теневой экономики. Объем долга местных органов власти, по информации г-на Маслова, уже составляет 25,1% от ВВП, или около $2 трлн, а банковский долг – порядка 49% от ВВП. При этом тема роста инфляции для КНР очень актуальна, поскольку вызывает социальную напряженность в китайском обществе. Официально она колеблется на уровне нескольких процентов, однако в реальности, в срезе регионов по отдельным ключевым товарам, она достигает 13% и более. Особое внимание г-н Маслов акцентировал на том, что «колоссальные темпы инфляции» наблюдаются на юге КНР, способствуя росту теневой экономики.

 
 

Что касается Центробанка Китая, то его основная задача заключается в интернационализации юаня, причем при прямом контроле его курса. К 2015 году китайские власти планируют перевести треть внешней торговли в юань, для чего уже заключены валютные соглашения с рядом стран. Цель – постепенное вытеснение доллара во взаимной торговле. «Важно отметить, что уже сейчас большинство валют стран Юго-Восточной Азии, а также ЮАР имеют большую зависимость от юаня, нежели от американского доллара», – подчеркнул г-н Маслов.

 
 

В то же время Китай стал крупнейшим кредитором стран СНГ. Например, в Казахстане он уже занимает лидирующие позиции по вложенным инвестициям: доля КНР достигла 9,5% всех иностранных капиталовложений, а это порядка $10 млрд. Как результат, 18,5% казахстанского экспорта идет в сторону Поднебесной. Это все больше связывает обе экономики и их финансовую устойчивость.

 
 

«Рынок СНГ в скором времени станет основным получателем китайских инвестиций. А если брать во внимание, что долги по своим кредитам КНР забирает в виде акций госпредприятий, то это еще сильнее актуализирует китайскую угрозу. В частности, Китай может поставить под контроль ресурсы Южного Казахстана», – подчеркнул он.

 
 
К новому глобальному порядку
 
 

На второй день конференции наибольший интерес вызвала презентация профессора Колумбийского университета Маркуса Тройхо «От глубокой глобализации до рисков деглобализации». В своем докладе ученый-экономист назвал пять основных характеристик нынешнего мироустройства.

 
 

Во-первых, рыночная экономика, по его мнению, вышла из моды, поскольку кризис подорвал доверие к рынку, а «на авансцене замаячил государственный капитализм». Более того, из моды вышла и демократия. Это говорит о том, что «Запад отныне больше не является компасом для остального мира».

 
 

Второй ключевой аспект заключается в том, что США «больше нельзя назвать гегемоном, который может формировать мировой порядок».

 
 

Третьей важной характеристикой стали инновации. Именно они, как считает экономист, могут уже сегодня позволить «любому человеку создать мощную международную корпорацию, как это сделали основатели Facebook, Instragram, Google и другие».

 
 

В четвертых, Китай имеет все шансы стать великой экономикой, однако при этом будет оставаться страной с бедным населением.

 
 

И в пятых – это возрождение национальных государств. «Причем крен идет не в сторону националистичности, а больше – к индивидуалистичности. Это новый мир, в котором каждый за себя. Рабочие места и налоги в нем важнее прибылей. Мир сегодня если и не разглобализован, то живет под риском деглобализации», – заключил г-н Тройхо.

 
 
Финсектор уходит под госконтроль
 
 

Не меньший интерес вызвало выступление финансового обозревателя Тулегена Аскарова, который выделил риски, вызванные государственным вмешательством в финансовый сектор. Взяв в качестве примера Казахстан в период первой волны кризиса, он отметил, что приход государства способствовал снижению ответственности регулятора за состояние отрасли и уменьшению прозрачности, а также привел к росту доли государственных и квазигосударственных компаний с искажением ключевых параметров рынка.

 
 

На этом фоне частные структуры стали привыкать к постоянной господдержке. Более того, появились явные и скрытые преференции для квазигосударственных участников, что в текущих условиях обнажило неспособность государства уйти с рынка в посткризисный период.

 
 

В результате сейчас наблюдается обратный процесс «ползучей национализации». В качестве примера спикер назвал появление единого регистратора ценных бумаг, единого кредитного бюро, повышение требований к капиталу для брокеров-дилеров, передачу Нацбанку 50% акций казахстанской фондовой биржи, а также планы по созданию единого пенсионного фонда и одного процессингового центра.

 
 

Все это, по словам г-на Аскарова, указывает на ослабление позиций экономического либерализма и усиление государственного «дирижизма», следствием чего может стать «принятие внезапных необоснованных мер системного характера».

 
 
Риски для банков остаются прежними
 
 

О главных рисках для банковского сектора Казахстана рассказал председатель правления АО «Евразийский банк» Майкл Эгглтон. В этот список, помимо увеличения требований по достаточности капитала в рамках внедрения регулятором стандартов Базеля III, большой доли неработающих кредитов и новых механизмов формирования провизий, банкир также включил сохранение зависимости банков от залоговой недвижимости. «Мы не знаем, что будет с ценами на недвижимость. Рынок очень слаб, и это нас беспокоит».

 
 

Не меньшую тревогу г-на Эгглтона вызывают правила формирования и работы в рамках Таможенного союза. Прежде всего с точки зрения того, как они отразятся на способности заемщиков возвращать кредиты. «Сегодня очень сложно понять торговые и денежные потоки. При этом наблюдается низкая межбанковская активность, а также необходимость в капитализации», – заключил финансист.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Список статей
Геологоразведке – зеленый свет!  Редакционный обзор 
Шире круг нефтесервисных услуг!  Редакционный обзор 
Зеленая альтернатива   Алексей Нигай 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem