USD/KZT 495.2  -2.06
EUR/KZT 522.34  -2.87
 KAZAKHSTAN №4, 2013 год
 Электронные платежи: преодоление инерции
АРХИВ
Электронные платежи: преодоление инерции
 
Надежда Акулова
 
 

Казахстан готовится к конвергенции банковской и интернет-индустрии, в процессе которой возрастет использование казахстанцами электронных платежных систем. Но если интернет-банкинг появился у нас еще 13 лет назад, то сегменты мобильного банкинга, электронных денег и банковских терминалов пока еще находятся в начале развития. Да и население при осуществлении финансовых операций пока не готово отказаться от традиционного живого общения.

 
 

Прежде чем рассмотреть основные тренды в развитии казахстанских электронных платежных систем (ЭПС), давайте сначала разберемся, что, собственно говоря, они из себя представляют. Структура национальной экосистемы ЭПС состоит из дистанционных финансовых сервисов и банковских/небанковских терминалов. В свою очередь первые делятся на мобильный (мобильный и SMS-банкинг), банковский немобильный (интернет-банкинг) и небанковский немобильный (электронные деньги) сервисы. Осуществление безналичных платежей возможно посредством интернета или сети операторов мобильной связи с использованием мобильных телефонов, смартфонов, планшетов, компьютеров. Что касается терминалов, то казахстанские банки сегодня внедряют такие устройства удаленного доступа, как POS-терминалы, импринтеры, банкоматы и банковские киоски. 

 
 

Эволюция электронных платежных услуг в нашей стране началась в середине 90-х годов с появлением банкоматов и POS-терминалов, а в «нулевых» и инфокиосков. В 2000 году стал развиваться интернет-банкинг, а в 2005-м был запущен первый проект мобильного банкинга от Народного банка.

 
 

Наконец, в 2011 году настал черед электронных денег и первых национальных универсальных платежных систем. Именно тогда на рынок вышли специализированные игроки – частные операторы с сервисами MyPay (ТОО «Интервэйл Казахстан» совместно с АО «Народный банк Казахстана») и HandyPay (ТОО «Региональные платежные системы»). Благодаря им у нас заработала мобильная электронная коммерция. Появилось сразу три электронных кошелька: казахстанские KZM (АО «Альянс Банк») и «Тау-кошелек», а также российский QIWI-кошелек.

 
 

На данный момент на рынке действует 11 платежных систем, включая «Национальную платежную систему», MyPay, HandyPay, KZM, «Тау-кошелек», QIWI, iKassa.kz, Quickpay, M’Pay, «КиберПлат» и «Таулинк». Два года назад казахстанцев начали обслуживать и «Яндекс.Деньги», причем с помощью карты, выпущенной любым банком.

 
 

Таким образом, своего развития ожидают только мобильные операторские платежи – сервис оплаты с мобильного телефона, при котором деньги будут списываться непосредственно со счета оператора, а не с карточной базы. Вместе с тем сегодня это достаточно сложно, поскольку в Казахстане весьма трудно получить банковскую лицензию.

 
 
Стат-портрет ЭПС
 
 

В целом ситуация с электронными платежами выглядит следующим образом. В 2012 году из 38 банков платежные карточки эмитировали 24, а также АО «Казпочта». 12 банков предоставляли услуги по осуществлению платежей и переводов денег через интернет, 6 из них – только с использованием платежных карточек. 6 банков позволяют производить финансовые операции с помощью мобильного банкинга, в том числе 4 – с использованием карточек. Электронные деньги выпускают лишь 2 банка.

 
 

На 1 января 2013 года общее количество карточек, выпущенных отечественными банками, составило 12,1 млн единиц, что на 26,9% больше, чем годом ранее. В обращении в основном находятся карточки международных платежных систем, таких как VISA International (83,2%), MasterCard Worldwide (11,9%), China Union Pay (0,1%) и American Express International (0,2%). Локальные системы занимают лишь 4,6% рынка.

 
 

При этом количество держателей карточек достигло в Казахстане 11,1 млн человек, что на 2 млн больше его экономически активного населения. В целом сегодня на одного жителя нашей страны приходится 0,8 платежной карточки, что ниже показателя развитых государств. Так, в Великобритании на одного жителя приходится 3, в Швейцарии – 2, а в России – 2,8 карточки. Учитывая, что у нас количество карточек в обращении меньше общего количества жителей, у банков есть широкое поле для развития своей эмитентной деятельности. С другой стороны, сегодня в республике активно используется только половина всех выпущенных карточек, а это говорит о все еще низкой заинтересованности населения в данном платежном инструменте.

 
 

По итогам 2012 года с помощью платежных карточек казахстанских эмитентов на территории страны и за ее пределами было совершено 187,6 млн транзакций на общую сумму 5,6 трлн тенге. По сравнению с 2011 годом количество операций увеличилось на 20,5%, а сумма – на 27,9%. При этом число операций по снятию наличных денег составило 146,4 млн транзакций на сумму 4,7 трлн тенге, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 17,2% и 27,4%, соответственно. Необходимо отметить, что 97,8% количества транзакций и 88,6% от суммы снятия были осуществлены посредством банкоматов.

 
 

На безналичные платежи за товары и услуги пришлось 41,2 млн транзакций на сумму 0,8 трлн тенге, что, соответственно, на 33,9% и 31,6% больше, чем годом ранее. Таким образом, доля безналичных платежей в общей структуре составляет 20,9% от количества и лишь 12,8% – от суммы.

 
 

Сложившаяся ситуация связана с тем, что подавляющая часть платежных карточек была выдана в рамках «зарплатных проектов» и их держатели традиционно привыкли при поступлении денег просто снимать всю сумму наличными. Несмотря на все удобства электронного банковского обслуживания, население пока не готово отказаться от традиционного живого общения при осуществлении финансовых операций, в том числе платежей и переводов денег. В большей степени это связано с уровнем финансовой грамотности и развития соответствующей инфраструктуры.

 
 

Подтверждает этот факт и заметная дифференциация рынка электронных банковских услуг по регионам Казахстана: высокие показатели в крупных городах и низкие в областях. Так, наиболее развитую сеть электронных банковских терминалов имеет Алматы, на долю которого приходится 32% всех POS-терминалов, 18,8% банкоматов и 17,8% банковских киосков. В Астане эти показатели сотавляют, соответственно, 13,4%, 10,1% и 8,5%. Почти во всех остальных регионах цифры гораздо ниже 10%.

 
 

Свою роль в развитии ЭПС играет и готовность розничного бизнеса принимать такие платежи. На конец 2012 года в Казахстане функционировало 14 173 торговых и обслуживающих предприятий, которые заключили с банками договоры на установку POS-терминалов в 21 329 пунктах торговли и сервиса (ПТС). Основная часть ПТС сосредоточена в Алматы (34,6%) и Астане (14,4%).

 
 

В начале 2013 года вступило в действие постановление Правительства, согласно которому индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляя определенные виды деятельности, обязаны принимать к оплате платежные карточки и, соответственно, устанавливать POS-терминалы. По данным налогового ведомства, сейчас насчитывается свыше 160 тысяч таких ИП. В этой связи в Нацбанке рассчитывают на значительное увеличение сферы применения платежных карточек. Однако, несмотря на позитивные ожидания, регулятор тем не менее считает, что в этой сфере есть ряд нерешенные вопросов. Так, под действие постановления не подпадает торговля на рынках. Между тем товарооборот отдельного прилавка или контейнера на рынке может в разы превосходить обороты ПТС.

 
 

Не стоит забывать и том, что закупленное в обязательном порядке оборудование может оказаться просто невостребованным. К примеру, в 2012 году на один POS-терминал в среднем приходилось менее 2 транзакций в день, на один банкомат – 46 операций по снятию наличных денег и 5 по осуществлению безналичных платежей, а на банковский киоск – 21 транзакция, из которых 19 совершены путем взноса наличных денег. Для сравнения, в России через один банкомат в среднем за день совершается порядка 40 транзакций.

 
 

Кроме того, даже наличие большого количества оборудования не говорит о развитости платежной инфраструктуры. Так, проблема недоговоренности между банками как по размещению оборудования, так и по обслуживанию держателей карточек приводит к излишней концентрации банкоматов в отдельных местах (чего, скажем, нет в Европе и США).

 
 

Оценить развитие инфраструктуры платежей посредством систем удаленного доступа, таких как интернет и мобильные телефоны, можно, изучив динамику изменения объемов транзакций, совершенных с их помощью. Так, в 2012 году по сравнению с годом ранее рост числа платежей, осуществленных через интернет и мобильные телефоны, составил 27,3%. Тем не менее вклад систем удаленного доступа в общий объем платежей по дистанционным каналам по-прежнему ничтожно мал. Так, по данным Нацбанка, в 2012 году на долю банкоматов приходилось 80,5% всех транзакций, POS-терминалов – 9,1%, инфокиосков – 5,6 %, интернет-банкинга – 3,2%, а мобильного банкинга – только 0,2%.

 
 

Завершая статистическую картину ЭПС Казахстана, хочется привести результаты исследования, проведенного ICT-Marketing в прошлом году. Согласно ему, наиболее типичными интернет-покупателями в нашей стране являются жители мегаполисов – 57% из них проживают в Алматы и Астане. 40% в возрасте от 20 до 30 лет, причем около 60% из них – мужчины. Высшее образование имеют более 70% интернет-покупателей. Большая их часть пока не завела детей, а их личный доход превышает $500. Можно также выделить два основных устройства, с помощью которых интернет-покупатели выходят в сеть: с персонального компьютера/ноутбука (80%) и мобильного телефона (43,3%). Гораздо реже для доступа в интернет использовались планшеты (10%) и прочие устройства (11,8 %).

 

Проблемы и перспективы

 
 

Среди ключевых факторов, определяющих будущее развитие финансовой отрасли, эксперты называют мобильность, использование виртуальных денег и информационную безопасность. При этом проблемы отечественных мобильных финансовых сервисов вполне очевидны – в Казахстане необходимо внедрять новые решения, включая бесконтактные платежи с применением банковских карт и технологии NFC, а также развивать интернет-торговлю.

 
 

По словам Константина Горожанкина, генерального менеджера Processing.kz, основным фактором, сдерживающим развитие мобильной коммерции, является то, что около половины банковских карт у нас закрыты для интернета. «Таким способом казахстанские банки страхуют свои риски. Во всех развитых странах карты по умолчанию открыты, а вы имеете возможность написать заявление, чтобы их закрыли. У нас же это все наоборот».

 
 

Понятно, что рост использования мобильных платежных систем требует нового уровня обеспечения безопасности. Незаконное снятие денег с карточек владельцев через банкоматы и незаконные транзакции, совершаемые третьими лицами без ведома владельца, содержат в себе основные риски для обеих сторон – банков и клиентов. И здесь новые технологии привносят определенные риски, что явно прослеживается в банковской сфере, которая предельно консервативна и чувствительна к потере или утечке данных.

 
 

Виртуальные деньги – еще один драйвер, который будет определять банковскую индустрию в будущем. Как отмечает Максим Тамбиев, председатель совета директоров Info Industries Group, мы идем к конвергенции банковской, медиа- и интернет-индустрий. Виртуальные деньги, скидки и купоны нужно рассматривать как финансовый актив. Проблемы и риски, возникающие в этой области, связаны с идентификацией пользователя при онлайн-платежах. Как идентифицировать пользователя, совершающего мобильные платежи, как повысить защищенность процесса индентификации? Вот вопросы, на которые предстоит найти ответы в ближайшем будущем IT-специалистам и разработчикам технологий и решений.

 
 

Продолжают активно расширяться и альтернативные каналы предоставления платежных услуг с применением инновационных технологий. Так, на рынке мобильных платежных сервисов банками внедряются такие решения, как SMS-сервис и Java-приложения (апплет, мидлет). Несмотря на это, уровень доверия к безналичным электронным платежам через интернет у казахстанцев остается по-прежнему невысоким. Так, согласно исследованию ICT-Marketing, проведенному в 2011 году в крупных городах Казахстана, безналичным электронным платежам готовы были доверять только 27% населения. При этом наиболее предпочтительными способами оплаты респонденты назвали платежи по банковской карте – 61,1%, а также электронными деньгами – 22,4%. Наименее привлекательными оказались платежи через SMS – 11,3%.

 
 

Между тем, по мнению директора ТОО «Интервэйл Казахстан» Марины Мартыновой, мобильные транзакции могут существенно упростить жизнь потребителям, которые сегодня тратят значительное время и силы на оплату обязательных платежей. Кроме того, это позволит снизить операционные издержки банка на контактное обслуживание своих клиентов, содействуя прозрачности торговых операций.

 
 

Как отмечает Ерлан Ашыкбеков, начальник управления политики платежных систем Департамента платежных систем Нацбанка, основные перспективы отрасли связаны с внедрением и продвижением новых мобильных технологий и решений в торговой сфере: бесконтактных технологий, NFC, мобильных приложений на основе использования электронных денег. Он также подчеркивает необходимость кооперации усилий и развития сотрудничества между участниками индустрии в области разработки и поддержания общих стандартов операций и технологий. И конечно, необходимо внедрение в системе розничных платежей эффективных клиринговых механизмов для операционного взаимодействия и организации расчетов между различными системами мобильных платежей.

 
В этом плане весьма показательна позиция директора по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве РФ Владимира Соловьева, который считает, что именно неразвитые модели взаимодействия между телеком-игроками и банками, а не отсутствие новых технологий, тормозят развитие банковской индустрии: «Клиенты банка неминуемо становятся мобильными, все большая их часть привыкает иметь в кармане центр управления всеми (в том числе банковскими) сервисами из любой точки мира. Технологии для этого уже существуют, но пока не оформлены в удобные пакеты. И похоже, что в ближайшие несколько лет в этой сфере произойдет революция, связанная с появлением новых удобных и широко востребованных технологических пакетов».


Список статей
Нам любые дороги дороги?   Сергей Смирнов 
Рост через IT-инновации  Сакен Сарсенов 
Потреблять нельзя восполнить?!  Редакционный обзор 
Формула успеха   Гульжан Кудайкулова 
Проектов будет больше!  Редакционный обзор 
КНАУФ в Узбекистане  Кирилл Иванцов 
Красный код для акимов  Редакционный обзор 
Время для премий  Алексей Нигай 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem