Казахстанский рынок буровых услуг отличает жесткая конкуренция: количество игроков постоянно растет, а объем спроса порой ограничен. При этом выбор подрядчика, как и в любой другой отрасли, определяет качество работ. О том, как принцип трех «Э» помогает удерживать лидерство ТОО «Бурмаш» в конкурентной борьбе, рассказывает его генеральный директор Гульжан Кудайкулова.
Гульжан Абдуллаевна, расскажите об основных вехах развития вашей компании.
Компания «Бурмаш» была создана в 1999 году моим супругом, Кудайкуловым Сериком Кимельевичем (член-корреспондент Академии минеральных ресурсов РК, почетный геолог, почетный разведчик недр РК, доктор технических наук – ред.). Я же, электрохимик по первому образованию, со студенческих лет была рядом с ним, вникала в его научные труды и производственные дела и постепенно полностью «погрузилась» в мир буровых установок. Этому способствовало и то, что с 1996 года я работаю на кафедре технологии и техники бурения скважин КазНТУ им. К.И.Сатпаева, читая студентам курс буровых и тампонажных растворов.
Не обладая на момент становления компании техническими и другими активами, Серик Кимельевич сумел за короткий срок сформировать мощную материально-техническую и кадровую базу. Под его руководством был собран парк буровых установок советского, китайского, канадского производства, а незадолго до своей смерти он приобрел немецкий буровой станок «Нордмайер» для бурения под тепловые насосы.
Несмотря на последствия кризиса и уход из жизни основателя, за последние четыре года нам удалось сделать многое. Мы по-прежнему остаемся в числе ведущих буровых компаний Казахстана, обновили буровой парк, запустили «Нордмайер», заменили несколько станков советского типа на китайские, которые дают неплохую производительность труда. Но самое главное, благодаря тому, что Серик Кимельевич сумел собрать преданных ему и своему делу людей, нам удалось сохранить костяк бурового персонала и обеспечить сотрудников работой. Инженерно-технический состав компании сегодня формируют тридцать специалистов, а непосредственно на месторождениях заняты около 100 человек. О многом говорит тот факт, что наши сотрудники имеют стаж работы в отрасли от 10 до 30 лет.
Сегодня ТОО «Бурмаш» в качестве интегрированного бурового подрядчика может предоставить широкий спектр услуг в области бурения. В своей деятельности мы ориентируемся на применение новых научных разработок, технологий, новых инструментов, комплектующих. Благо, сегодня на этом рынке много предложений и у нас появилась прекрасная возможность выбирать. В силу научного интереса мы никогда не отказываемся от новинок, тестируя их на практике. Например, буровые трубы мы покупаем не только в Казахстане, но и в дальнем зарубежье. В прошлом году приобрели большое количество французских труб высокого качества. Для каждого месторождения мы подбираем свой породоразрушающий инструмент, материалы, экологически чистые системы буровых растворов, технологии бурения.
Все это наверняка привлекает интерес заказчиков? Кто входит сегодня в их число?
Своими основными Заказчиками мы считаем такие известные в Казахстане компании, как «Алтыналмас», Васильковский ГОК, Акбакайский ГОК, НАК «Казатомпром», корпорация «Казахмыс». Каждая из них занимается разведкой и добычей соответствующих полезных ископаемых и является крупным недропользователем. В последнее время нашими Заказчиками становятся и крупные геологические организации, которые выигрывают в тендерах комплексные геологоразведочные работы и затем привлекают нас на конкурсной основе к выполнению буровых работ. К ним относятся такие компании, как ТОО «Горно-экономический консалтинг», ТОО «Поисково-съемочная экспедиция», ТОО «Маралды Минералс», ТОО «Асем Тас-Н», ТОО «Терискей» и др. Наработанные годами отношения с этими компаниями, когда обе стороны не подводят друг друга как при выполнении договорных работ, так и при оплате, позволяют нам стабильно формировать годовой объем заказов, доходы и расходы по основным направлениям деятельности, т.е. оставаться «на плаву» даже в сложных и очень конкурентных условиях.
Какова специфика отечественного рынка буровых услуг? Насколько высока здесь конкуренция?
Количество компаний, предлагающих буровые услуги, увеличивается с каждым годом. В то же время спрос на них сокращается. Это связано с перебоями в финансировании геологоразведочных работ, реорганизациями и реструктуризациями профильных министерств и ведомств. Также ощущается снижение притока иностранных инвестиций. Обозначились проблемы с новыми объектами – сегодня заказчики весьма экономично подходят к выделению средств на проведение работ. При выборе подрядчика на первый план выходят качество, применяемое оборудование и технологии, опыт и доброе имя, которое компания завоевала на рынке.
Еще одной тенденцией стало переманивание высококвалифицированных специалистов, в основном структурами с иностранным участием, но это палка о двух концах. За последние годы мы видели немало примеров, как зарубежные компании, с помпой зашедшие на наш рынок, вскоре прекращали свое существование. Мы же всегда остаемся в строю. Каждый год в нашей компании пересматривается финансовая политика по отношению к заработной плате сотрудников. Кроме того, высокая конкуренция подстегивает нас соответствовать сложившимся условиям, поддерживать высокий уровень по всем параметрам.
К конкуренции мы относимся философски, ведь у каждой компании свое имя, свое место в отрасли, преимущества и слабые стороны. Не раз в нашей практике были такие случаи, когда за помощью к нам обращались конкуренты, и мы им не отказывали.
Что бы Вы назвали вашими основными конкурентными преимуществами?
Читая лекции студентам, я всегда говорю, что жить нужно по принципу трех «Э» - экономичность, экологичность и эффективность. Есть такие технологии, в которых выполняются все три условия. В нашей компании ими непосредственно пользуются. Мы стремимся показать, что инновации ценны не сами по себе, а применением на практике.
Поэтому я с удовольствием поддерживаю специалистов, стремящихся использовать научные разработки непосредственно в производстве. Зачастую наши буровики задают тон инженерно-техническим работникам, предлагая новые методы в работе.
Многие буровые компании просто выполняют заказ. «Бурмаш» иногда соглашается на научно-авантюрные проекты. Отрицательный опыт для нас – это тоже пища для размышления, а положительный результат ведет к прогрессу. Чтобы удерживать свои позиции, мы должны отрабатывать новые технологии, пробовать новые режимы бурения и т. д.
Несколько раз мы получали приглашение принять участие в церемонии награждения как лучшее предприятие года от Европейского экономического сообщества. Но в силу производственных обстоятельств я не смогла поехать на церемонию. Думаю, не столько европейское признание характеризует нашу компанию, сколько отечественное. В этом году мы вошли в сотню лучших предприятий Казахстана и получили звание «Лидер отрасли» от Национального рейтингового агентства. Мы воспринимаем его как почетную оценку нашего труда. Если бы был жив Серик Кимельевич, он был бы очень рад.
Важной целью для нас является превращение в подрядчика «первого выбора» в сфере бурового сервиса. Для этого мы будем и дальше обновлять парк буровых машин и другой спецтехники. Постараемся сохранить наши кадры и, конечно, идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.
Серик Кимельевич был глубоко думающим человеком. Его научные изыскания, тесное общение с зарубежными коллегами, педагогами своего родного вуза – Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе (бывшего МГРИ) и внедрение разработок в производство помогли развитию компании. Сейчас я стараюсь воплотить все то, о чем он мечтал, продолжаю заложенные им традиции. Он хотел внедрить буровой станок «Нордмайер» в Казахстане и демонстрировать его работу всем желающим. Я осуществила эту мечту – пробурила на дачном участке 10 скважин и собираюсь и дальше показывать станок в действии.