Новая стратегия роста «Казмортрансфлота»
На вопросы журнала Kazakhstan отвечает Генеральный директор АО «НМСК «Казмортрансфлот» Марат Орманов.
Марат Кушкенбаевич, реализация каких проектов является приоритетной задачей для Вашей компании?
На сегодняшний день с учетом изменений внешней среды нами проводится работа по актуализации долгосрочной стратегии развития «Казмортрансфлота» до 2022 года. В соответствии с новой стратегией основной акцент будет сделан на транспортировке нефти как в Каспийском регионе, так и в открытых морях. В рамках освоения казахстанского сектора Каспийского моря одним из важнейших направлений является развитие флота по обслуживанию морских нефтяных проектов.
Вместе с тем «Казмортрансфлот» намерен участвовать в мультимодальных перевозках путем создания собственного высокотехнологичного паромного флота. При этом планируется строительство новых судов, использующих альтернативный, экологически чистый и эффективный источник энергии.
Основной стратегической целью «Казмортрансфлота» как национального морского перевозчика является дальнейшее наращивание национального морского торгового флота для обеспечения безопасных, надежных и рентабельных морских перевозок в Каспийском и открытых морях. В рамках этой задачи мы намерены к 2022 году довести общий тоннаж флота группы «Казмортрансфлот» до 1 млн т и стать признанной международной судоходной компанией.
С какими вызовами и проблемами сталкивается отрасль в своем развитии?
Сегодня, осуществляя операционную деятельность по международным перевозкам, «Казмортрансфлот» сталкивается с рядом проблем, связанных прежде всего с несовершенством государственного регулирования морской отрасли, а также несоответствием национальных законодательных норм международным стандартам и требованиям.
Во всех прикаспийских странах за исключением Казахстана государство предоставляет национальным судоходным компаниям льготы по выплате различных налоговых платежей. Нами проделана работа по созданию Казахстанского международного реестра судов, который по аналогии с российским предусматривал бы предоставление ряда льгот со стороны государства для судовладельцев, осуществляющих международные перевозки. Однако казахстанский реестр принят без налоговых послаблений.
Кроме того, в прикаспийских государствах при оплате портовых сборов довольно существенная разница для отечественных и иностранных судов, что позволяет местным судовладельцам проводить более гибкую тарифную политику.
В настоящее время существуют ограничения для судов под флагом Республики Казахстан по прохождению ими внутренних водных путей России, что сдерживает расширение географии бизнеса и эксплуатации флота.
Немаловажной проблемой на сегодняшний день также является повышение тарифа на транспортировку нефти железнодорожным транспортом до порта Актау, унифицированного с 1 января 2013 года в рамках Единого экономического пространства. В связи с ростом уровня расходов на транспортировку в направлении порта Актау значительно снизились объемы поставок тенгизской нефти по Южному маршруту (Актау – Баку – Батуми). Как следствие, ожидается простой нефтетранспортных активов Казахстана, задействованных через порт Актау.
Каковы пути их решения с точки зрения интересов Вашей компании?
В целях формирования условий для поступательного развития морского транспорта Казахстана наша компания, используя свое членство в Ассоциации предпринимателей морского транспорта и казахстанской Ассоциации KAZENERGY, принимает активное участие в совершенствовании нормативно-правовой базы в области морской транспортировки в соответствии с нормами международных договоров.
Сегодня в Казахстане не существует единой организации, обладающей всеобъемлющей компетентностью в вопросах определения национальных целей и формирования единой политики по законодательным и техническим требованиям для их достижения. В связи с этим мы намерены приложить максимум усилий для создания Морской администрации Казахстана.
Для того чтобы сохранить и развить Южный маршрут транспортировки нефти и нефтепродуктов, необходимо проведение переговоров по снижению уровня железнодорожных тарифов, стоимости перевалки и услуг морского транспорта.