Казахстан в рейтингах: гонка за лидерством
Сергей Зелепухин
Напомним, что после того как Казахстан в этом году переместился на 50 строчку в рейтинге Всемирного экономического форума, глава государства поставил перед правительством не менее амбициозную задачу: войти в «тридцатку» самых развитых экономик. Чтобы полностью осмыслить грандиозность этой задачи, давайте для начала разберемся в том, по каким критериям страна может называться наиболее развитой.
Критериев отбора существует множество. Однако, как правило, в топ-30 попадают государства, чья экономика вносит наибольший вклад в мировую. По статистике, этими странами производится больше половины мирового ВВП, при этом на их территории проживает всего 15% населения планеты.
Самые развитые страны отличаются высоким уровнем жизни и большими запасами капитала. Для них характерны равномерное распределение доходов, значительные капиталовложения в науку, медицину и охрану окружающей среды. Экономически развитая страна обычно выступает экспортером не только продукции, но и капитала, а большинство ее жителей занято высокопроизводительным трудом.
В качестве примера можно привести практику Международного валютного фонда, который сегодня включает в список топ-30 (в алфавитном порядке) Австрию, Австралию, Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Исландию, Ирландию, Израиль, Испанию, Италию, Канаду, Кипр, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, США, Сингапур, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Чехию, Швецию, Швейцарию, Южную Корею и Японию.
При этом МВФ отдельно выделяет группу государств с наиболее высоким развитием – так называемую «большую семерку». К ним относятся лидеры мировой экономики: США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Эти страны добились наилучшей производительности труда и наиболее высоких показателей в науке и технике. На их долю приходится примерно 50% объема мирового импорта и около 80% глобального промышленного производства.
Бесспорным лидером в списке развитых государств в течение последнего столетия считались США. Однако с начала XXI века из-за экономических и финансовых кризисов, а также бурного роста развивающихся государств Штаты начали постепенно сдавать свои позиции. При этом все больший вес активно набирают страны БРИКС и особенно Китай, который из года в год демонстрирует высокие темпы экономического роста и который по размерам ВВП уже стал второй экономикой в мире.
Между тем некоторые эксперты полагают, что в настоящее время становится все труднее определить, какие страны следует отнести к развитым, а какие – к развивающимся. Так, например, глава крупнейшей инвестиционно-банковской группы GSAM Джим О’Нил и вовсе уверен, что традиционное разделение на developed и developing уже устарело.
Тем не менее большинство аналитиков сходятся во мнении, что подобная сегментация по-прежнему актуальна, поскольку различия государств по уровню экономического, социального и политического развития остаются весьма заметными.
Экономической свободы становится меньше
Способен ли Казахстан сделать качественный прыжок? Если посмотреть на наше место по индексу экономической свободы, то перспективы войти в топ-30 кажутся не столь оптимистичными. Как отмечается в отчете «Экономическая свобода в мире: 2013», опубликованном Институтом развития и экономической политики (Казахстан) совместно с Институтом Фрейзера (Канада), за последние семь лет мы «откатились» в этом рейтинге с 42-го на 8-е место (из 151 исследуемой страны). И это при том, что, согласно отчету, экономической свободы в целом по миру становится все больше. Так, в глобальном масштабе среднее значение этого показателя выросло с 6,74 в 2012 году до 6,87 балла в 2013-м (из 10 возможных).
По словам директора ИРЭП Павла Коктышева, исследование показывает, что граждане стран с высоким уровнем экономической свободы не только живут в условиях большего процветания, а также более высокого уровня политических и гражданских свобод, но и продолжительность жизни у них выше.
Примечательно, что в 2012 году Казахстан занимал в этом рейтинге 70-е место (что было одним из лучших показателей среди стран постсоветского пространства), а в 2011-м вообще уверенно держался на 56-м месте. В этой связи напрашивается неутешительный вывод: экономической свободы у нас в стране из года в год становится все меньше.
И все же справедливости ради нужно отметить, что по некоторым отдельным показателям этого рейтинга мы демонстрируем положительную динамику. Так, по индикатору «правовая система и защита частной собственности» Казахстан в 2013 году набрал 6 баллов против 5,66 годом ранее (более высокое значение указывает на более высокий уровень экономической свободы). Позитивными оказались и результаты по показателю «регулирование кредитной, трудовой и бизнес-сферы» – 7,48 против 7,6.
Хуже обстоят дела по индикатору «устойчивость валюты» (8,24 против 8,2), а также по «свободной международной торговле» (с 6,37 до 5,4). Комментируя последний критерий, г-н Коктышев отметил: «В сфере свободы международной торговли на фоне улучшения общемирового показателя наши результаты оказались намного хуже (со 111-го места Казахстан переместился на 141-е). Во многом я это связываю с влиянием Таможенного союза, точнее, с усложнившимися процедурами для импорта».
Некоторым утешением можно считать тот факт, что у наших соседей – России и Китая дела с экономической свободой обстоят намного хуже: они соответственно занимают 101-ю и 123-ю позиции.
Ну а возглавил нынешний рейтинг, как и годом ранее, Гонконг. Вместе с ним в тройку лидеров вошли Сингапур и Новая Зеландия. На почетном – четвертом и пятом местах расположились Швейцария и ОАЭ.
Непривычно выглядит позиция США, которые долгое время считались чемпионами по показателям экономической свободы среди промышленно развитых стран. В этом году Штаты продолжили свое «рейтинговое пике», опустившись на 17-ю строчку. А ведь еще в 2008 году они занимали 10-е место, а в 2002-м и вовсе были вторыми. Как отмечается в отчете, большую роль в таком падении сыграли высокие расходы американского правительства.
Что касается стран-аутсайдеров, то последнюю, 151-ю строчку заняла Венесуэла. Чуть выше в порядке возрастания расположились Мьянма, Зимбабве, Конго и Ангола. Остается добавить, что отчет «Экономическая свобода в мире» ежегодно готовится Институтом Фрейзера (ведущим канадским центром изучения общественной политики) в сотрудничестве с независимыми институтами из более чем 90 стран мира. При составлении рейтинга используются 42 показателя, ключевыми из которых считаются личный выбор, добровольный обмен, свобода конкуренции и безопасность частной собственности.
Лучше, чем у соседей
Не лучше выглядит позиция Казахстана и в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. В этом году, согласно данным независимой австралийской компании Walk Free Foundation, из 162 исследованных стран наша республика заняла 85-е место. По оценкам экспертов, в рабстве находятся от 44 тыс. до 49 тыс. казахстанцев. Однако сразу же следует оговориться, что под «рабством» в данном случае понимается не столько классическое рабовладение, сколько ранние браки, принуждение к вступлению в брак, торговля людьми и зависимость от кредиторов. Под такие критерии в мире попадает около 29,8 млн человек. Как отмечают составители рейтинга, чаще всего казахстанцы попадают в рабство в ОАЭ, Турции и России, тогда как жертвами торговли людьми в нашей стране в основном оказываются граждане Узбекистана.
Кстати, в данном рейтинге мы выглядим лучше своих соседей – стран Центральной Азии и России, которые оказались намного выше нас (чем выше место, тем выше уровень рабства). Так, Узбекистан занимает 47-ю строчку, Россия – 49-ю, Кыргызстан – 81-ю, а Туркменистан – 83-ю.
Наихудший результат в рейтинге продемонстрировала Мавритания. За ней следом идут Гаити, Пакистан, Индия, Непал, Молдова, Бенин, Кот-д'Ивуар, Гамбия и Габон. При этом наиболее свободными от рабства признаны Исландия, Ирландия и Великобритания, разделившие 160-е место. Кроме перечисленных государств, в десятку лучших вошли Дания, Финляндия, Люксембург, Норвегия, Швеция, Швейцария и Новая Зеландия.
Одним из самых оригинальных глобальных рейтингов является так называемый рейтинг «счастья» и здесь Казахстан в этом году вплотную приблизился к топ-50. Какотмечается в докладе World Happiness Report, подготовленном американскими исследователями по заказу ООН, мы сумели за год подняться на две позиции, заняв 57-е место из 156 стран. Примечательно, что Казахстан опять опередил соседей – Туркменистан (59-е место), Узбекистан (60), Россию (68) и Кыргызстан (89).
Лидерство в рейтинге самых счастливых стран смогли сохранить Дания и Норвегия, в то время как Финляндия уступила почетное 3-е место Швейцарии, «откатившись» сразу на седьмое. На четвертой строчке оказались Нидерланды, на пятой – Швеция, а на шестой – Канада. Замыкают первую десятку Австрия, Исландия и Австралия.
Аутсайдерами традиционно являются африканские страны: Того (154-е место), Бенин (155) и Центрально-Африканская Республика (156). Остается добавить, что при составлении рейтинга счастья учитываются такие показатели, как уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень доверия в обществе, наличие свободы выбора, уровень коррупции и щедрость.
В СНГ уступаем только России
На фоне вполне приличного места среди самых счастливых государств мира несколько нелогично выглядит 73-я позиция Казахстана в рейтинге Всемирного банка по уровню Валового национального дохода (ВНД) на душу населения (см. таблица 1). Однако и здесь наша республика продемонстрировала вполне достойный результат по сравнению с другими странами СНГ. Имея показатель в $9 730 по итогам 2012 года, мы пропустили вперед только Россию (59-е место, $12 700), оставив далеко позади Украину (120).
Напомним, что Всемирный банк традиционно разбивает все государства на три категории: с высоким уровнем дохода на душу населения (от $12,616 и выше), со средним (от $1,036 до $12,615) и низким (от $1,035 и ниже). А это значит, что Казахстан вошел в группу стран, чей ВНД на человека соответствует среднему уровню.
Лидирует в рейтинге Княжество Монако ($186 950), следом идут Лихтенштейн ($136 770), Бермуды ($106 920), Норвегия ($98 860) и Швейцария ($82 730). Из арабских стран самый высокий показатель оказался у Катара ($78 720), расположившегося на шестой строчке.
Как ни удивительно, но большинство западных стран с самыми крупными экономиками не смогли войти даже в первую десятку. Так, США заняли только 14-ю позицию, а Германия, Франция и Великобритания вообще не попали в топ-20, оказавшись соответственно на 22-м, 24-м и 27-м местах.
Среди государств БРИКС лучше всех выглядит Россия (59), за которой следуют Бразилия (66), ЮАР (80) и Китай (94). Наихудший результат продемонстрировала Индия (146).
Парадоксально, но факт. Вопреки долговому кризису, выше стран БРИКС в списке оказались Кипр (36) и Греция (37) с доходом в $26 000 и $23 260 на человека. На самом последнем – 193-м месте в рейтинге расположилась Демократическая Республика Конго со сверхскромными $220.
ИРЧП пока на «троечку»
Весьма важной, с точки зрения продвижения Казахстана к заветной «тридцатке», является наша позиция в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП), ежегодно рассчитываемого экспертами ПРООН. Ведь именно наличие адекватного человеческого капитала является залогом повышения конкурентоспособности. Согласно докладу «Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире» Казахстан по итогам прошлого года оказался по индексу ИРЧП на 69-м месте из 186 исследуемых стран, сдав одну позицию по сравнению с предыдущим рейтингом. Правда, как отмечают авторы доклада, это связано с «опережающим темпом роста компонентов ИЧРП в других государствах и пересмотром методов расчета некоторых показателей».
Напомним, ИРЧП измеряет достижения страны по двум показателям: состояние здоровья и долголетие, а также получение образования и уровень жизни ее граждан. При этом государства в рейтинге разделены по четырем категориями: с «очень высоким», «высоким», «средним» и «низким» уровнем индекса развития человеческого потенциала.
Примечательно, что по ключевым компонентам показателей индекса мы демонстрируем весьма неплохие результаты. За последние 12 лет значение ИРЧП у нас увеличилось на 13,725%, то есть ежегодный прирост составил примерно 1%. Причем этот прогресс наблюдается по всем показателям. Во-первых, ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась на 3,9 года, достигнув 67,4 лет. Во-вторых, среднее количество лет школьного обучения возросло на полгода – до 15,3 лет, а ожидаемая продолжительность обучения на 3 года – до 10,4 лет. В-третьих, валовой национальный доход вырос в 2,07 раза – до $10 451. И хотя все эти факторы позволили Казахстану сохранить стабильность показателя ИРЧП на уровне 0,754, все же республика не смогла покинуть категорию стран «со средним уровнем» развития человеческого потенциала, хотя для этого не хватило всего одного шага.
Казахстан в этом рейтинге уверенно обгоняет многие постсоветские государства. При этом мы значительно уступаем прибалтийским странам и даже своим партнерам по Таможенному союзу – России (55-е место, 0,788) и Беларуси (50-е место, 0,793).
Что касается лидеров рейтинга – стран «с очень высоким» уровнем ИРЧП, то верхнюю строчку по-прежнему занимает Норвегия, за ней идут Австралия, США, Нидерланды и Германия. Следом расположились Новая Зеландия, Ирландия, Швеция и Швейцария. Ну а замыкает первую десятку Япония.
Итак, подведем итоги. Исходя из анализа позиций Казахстана в наиболее известных мировых табелях о рангах его вхождение в топ-30 наиболее развитых экономик мира выглядит довольно труднодостижимой задачей. По крайней мере, в ближайшие годы. Как считают эксперты, для ее решения правительству потребуется проведение структурных экономических и институциональных реформ. Причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. И все же, как говорится, дорогу осилит идущий…
Как S&P, Fitch и Moody's Казахстан оценили
Для полноты картины следует привести оценки суверенных рейтингов Казахстана от трех ведущих международных рейтинговых агентств Standard & Poor's, Fitch Ratings и Moody's Investors Service.
Начнем с S&P, поскольку именно это агентство первым пересмотрело суверенные рейтинги нашей страны, пониженные во время глобальных финансовых потрясений 2008 года. Так, 8 ноября 2011 года S&Pповысило суверенный кредитный рейтинг Казахстана в иностранной валюте с «BBB» до «BBB+» со «стабильным» прогнозом. При этом агентство «приподняло» краткосрочный суверенный кредитный рейтинг до «A-2» с «A-3», а также подтвердило рейтинг по национальной шкале на уровне «KzAAA». Что касается долгосрочного и краткосрочного рейтингов в нацвалюте, то они были подтверждены на уровне «BBB+» и «A-2» соответственно. Свое решение аналитики S&P обосновали улучшением «гибкости внешней финансовой позиции и бюджета Казахстана в результате профицита бюджета и устойчивого экономического роста при поддержке добычи нефти и цен на нее, осторожной бюджетной политики и постоянных высоких притоков прямых иностранных инвестиций». Стабильный прогноз по рейтингам Казахстана в S&P объяснили ожиданиями, что высокие мировые цены на сырье и правительственные госрасходы будут стимулировать рост и поддерживать стабильность государственного бюджета и внешней финансовой позиции.
21 ноября 2011 года, вслед за S&P, наши рейтинги пересмотрело агентство Fitch, которое повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте с «ВВВ-» до уровня «ВВВ» и с «ВВВ» до уровня «ВВВ+» соответственно с «позитивным» прогнозом. Этот шаг в Fitch объяснили улучшением «суверенного баланса с сохранением чистого баланса активов в иностранной валюте». В качестве сдерживающего фактора для дальнейшего повышения рейтингов Казахстана аналитики назвали «риски снижения цен на энергоресурсы и ослабления финансового сектора, а также политические риски». Вместе с тем в июле 2013 года Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и «BBB», однако пересмотрело прогноз по ним на «негативный». В связи с этим аналитик агентства Эндрю Кохун отметил, что «в среднесрочной перспективе давление на рейтинги в сторону понижения сохраняется, так как затронутые кризисом казахстанские банки и резко замедляющаяся экономика могут потребовать дальнейшей государственной поддержки сверх тех значительных сумм, которые уже были выделены».
Что касается Moody's Investors Service, то оно стало последним агентством, пересмотревшим наши рейтинговые оценки. В сентябре 2013 года оно повысило рейтинги Казахстана в инвалюте c Baa2 до Baa1. При этом потолок по рейтингам депозитов в иностранной валюте был увеличен с Ba1 до уровня Baa3. Аналогичный рейтинг в нацвалюте подтвержден на уровне А3, краткосрочный потолок по облигациям в иностранной валюте – на уровне Prime-2. При этом краткосрочный потолок по депозитам в инвалюте повышен c Not Prime до Prime-3.