Когда куры не клюют
Редакционный обзор
Для казахстанского птицеводства последние полгода прошли под знаком антимонопольных разбирательств на рынке яиц. Производители и поставщики считают обвинения в ценовом сговоре необоснованными. Другой болевой точкой отрасли, остается проблема зависимости страны от импорта мяса птицы.
По итогам расследований, которые Агентство по защите конкуренции (АЗК) проводило в течение шести последних месяцев в отношении производителей и крупных поставщиков куриных яиц, представители ведомства пришли к выводу, что на этом рынке имели место ценовые сговоры.
Куриное яйцо – один из важнейших продуктов потребительской корзины, а потому любое повышение цены на него не просто бьет по карману рядовых потребителей – вслед за этим растут цены и на те продукты питания, в которых оно присутствует. Поэтому резкий и необъяснимый для многих казахстанцев рост цены на куриные яйца (до 42%) вызвал серьезную озабоченность правительства. Тем более что эта отрасль субсидируется государством. Тот факт, что в отдельных регионах ценовые скачки существенно разнились (от 4,6% до 42,2%) также давало пищу для подозрений в сговоре. А потому, когда в ноябре 2013 года цены на яйца достигли 222 тенге за десяток, антимонопольному органу было поручено разобраться с возникшим ажиотажем и спекуляциями на рынке.
В этой связи АЗК было начато 20 расследований в отношении производителей и крупных поставщиков куриных яиц. В настоящее время 10 из них завершено с установлением фактов антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим положением. Доказательные материалы были переданы в суды ВКО, Алматинской, Павлодарской, Мангистауской и Костанайской областей, которые, в свою очередь, поддержали решения АЗК и признали виновными в нарушении антимонопольного законодательства как оптовых поставщиков, так и самих производителей яиц. Общая сумма, наложенная судами на нарушителей, составила более 38 млн тенге. На рассмотрении находятся еще 10 дел по признакам ценового сговора и недобросовестной конкуренции, в рамках которых анализируются действия 18 субъектов рынка Акмолинской, Карагандинской и Жамбылской областей.
Результатом деятельности АЗК в этом направлении стало закрытие одной птицефабрики и выплата штрафов еще четырьмя. Казалось бы, производители яиц обошлись малой кровью, тем более если учесть, что в отрасли сегодня занято 32 предприятия. Однако не все так просто как в самой статистике, так и в выводах.
Без вины виноватые?
Сами субъекты рынка не желают признавать себя виновными и отрицают любую согласованность в своих действиях, объясняя повышение цен плачевной ситуацией в отрасли и некомпетентностью сотрудников антимонопольного ведомства. Прежде всего они отмечают, что повышение цен на яйца в сентябре–октябре прошлого года, квалифицированное АЗК как ценовой сговор, коснулось всех отечественных птицефабрик, однако наказание в виде штрафов понесли лишь немногие. Помимо этого, не все гладко и с методикой определения доминантного положения производителя, которую оппоненты АЗК называют тайной за семью печатями. Например, в Костанайской области существует четыре птицефабрики: ТОО «Агроинтерптица» (с объемом производства в 100 млн яиц), ТОО «Жас Канат 2006» (58,8 млн), ТОО «Север птица» (59,993 млн) и ИП «Горбатенко И.В.» (8,247 млн). Однако в реестре доминантных игроков «посажены» только две из них – ТОО «Север птица» и ТОО «Жас Канат 2006», а также ТОО «Ынтмак», которое занимается перепродажей. Причем, по подсчетам специалистов из ТОО «Север птица», доля этой компании на региональном рынке не превышает 15%, а стало быть, доминантной она не является.
Еще один довод, приведенный производителями в свою пользу, основан на том, что торговая надбавка абсолютно никак законодательно не регулируется. При этом, по словам президента Союза птицеводов Казахстана Руслана Шарипова, она составляет 50–70% плюс маржа перекупщиков. Вот и получается, что яйцо на прилавке соседнего магазина стоит вдвое больше его отпускной цены.
Почему-то не учитывается и тот факт, что яичный рынок подвержен сезонным колебаниям. Так, летом из-за активизации мелких сельхозпроизводителей, которые в среднем производят почти треть всего объема пищевого яйца, цена падает ниже себестоимости. При этом в Казахстане отсутствуют мощности по переработке яиц на меланж, яичный порошок и другие продукты, а потому в этот период птицефабрики вынуждены сбывать яйцо по любой цене. Кстати, в Минсельхозе о данной ситуации хорошо осведомлены и выделяют птицеводам субсидии, без которых отрасль была бы просто убыточной. К примеру, в этом году на эти цели запланировано выделить порядка 12 млрд тенге.
Понятно, что летние убытки крупные предприятия пытаются несколько сгладить повышением цен в осенне-зимний период. В 2013 году на эту тенденцию наложился и повышенный спрос со стороны поставщиков, вызванный ростом цен на яйца в России. Кстати, там по результатам проверки Федеральной антимонопольной службы были сделаны выводы, что такое повышение было обоснованно и объясняется удорожанием стоимости кормов, энергетических и других ресурсов.
Между тем почти 60% себестоимости производства казахстанского яйца занимает комбикорм. Причем на местное зерно (цены на которое тоже подскочили с 25 тыс. до 33–35 тыс. тенге за тонну) в нем приходится меньше половины, а все остальное составляют импортные компоненты – премиксы, минеральные добавки, шрот и рыбная мука. И хотя птицефабрики пытаются минимизировать издержки за счет собственного производства комбикорма, вместо того чтобы покупать заводской, для удержания себестоимости этого недостаточно.
Кроме того, есть еще коммунальные расходы, транспортировка, тара, амортизация (как оборудования, так и самих несушек), заработная плата, погашение кредитов и пр. Из-за рубежа за валюту закупается племенной материал (молодняк прародительских и родительских форм) и финальный гибрид, ветеринарные препараты, вакцины, витамины, премиксы, биостимуляторы, оборудование... Словом, без субсидий рентабельность получается отрицательной, а с государственной поддержкой – на уровне 6%. Согласитесь – это не много: ни расширение производства, ни модернизация в такой бюджет не вписываются.
Как бы то ни было, положение дел в отрасли остается вполне устойчивым. Так, по сравнению с 2000 годом производство пищевого яйца у нас выросло в 2,2 раза, а его потребление в 2,4 раза. В настоящее время в Казахстане работает 10 крупных птицефабрик, каждая из которых производит свыше 100 млн яиц в год, 15 средних – порядка 40 млн, а также 2 мелких, выпускающих менее 20 млн штук. Их мощности могут вполне обеспечивать удовлетворение растущего платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Более того, при нынешнем объеме производства птицефабрики загружены в пределах 80%. Это связано с тем, что из 3,8 млрд яиц, ежегодно выпускаемых в республике, 1,4 млрд поставляются личными хозяйствами населения, в основном в весенне-летний период.
Лучше всяких пирожков курица без потрошков
Таким образом, несмотря на перипетии с ценами, сегодня можно говорить о практически полном обеспечении страны куриным яйцом. Чего не скажешь о внутреннем производстве куриного мяса, которое «закрывает» потребность республики лишь на уровне в 40–50%. Остальное – это импортная продукция, прежде всего дешевые замороженные окорочка, которые давно считаются социальным продуктом.
Сегодня в Казахстане насчитывается 18 птицефабрик мясного направления, которые в основном сосредоточены на востоке и юге страны. 4 наиболее крупные из них – АО «Алель Агро», АО «КазРоссБройлер», ТОО «Усть-Каменогорская птицефабрика» и ТОО «Прииртышская бройлерная птицефабрика» выпускают около 79 тыс. т мяса птицы, покрывая 71% от общего объема его производства.
В последние годы в республике наблюдался стабильный рост поголовья птицы по всем категориям хозяйств. При этом, несмотря на то, что около 40% поголовья сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, основное направление разведения птицы населением – яичное, а потому частные подворья обеспечивают лишь 6% объема рынка куриного мяса. В такой ситуации драйвером роста внутреннего производства являются птицефабрики. Так, если в 2000 году ими было выпущено 16,7 тыс. т мяса птицы, то в 2013 году – уже около 146 тыс. т.
В ближайшее время будут запущены новые птицефабрики в Карагандинской, Алматинской, Акмолинской и Атырауской областях. Ожидается, что при максимальном использовании существующих, а также за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей отечественное производство увеличится до 200 тыс. т мяса птицы в год. И все же, отрасли по-прежнему далеко до показателей 1990 года (около 63%).
Между тем объемы потребления мяса птицы на внутреннем рынке постоянно растут: за последние 12 лет они увеличились в 5,9 раза и в 2012 году достигли 312,1 тыс. т. Как следствие, покрывать спрос приходится за счет поставок из-за рубежа. Так, если в 2010 году в республику было импортировано 127,4 тыс. т птичьего мяса, то в 2012 году уже 191,9 тыс. т.
В прошлом году отечественные производители столкнулись с резким усилением этой тенденции. Продукция российских, белорусских и украинских производителей по демпинговым ценам (и порой не соответствующая требованиям технического регламента) огромным потоком хлынула на казахстанский рынок. С экономической точки зрения из-за неограниченного ввоза извне наши птицефабрики в самое пиковое время были вынуждены работать на склад. Возникшие проблемы с хранением привели к тому, что приходится отодвигать технологические сроки убоя птицы, а это ведет к дополнительному расходу кормов и росту себестоимости.
В Союзе птицеводов также отмечают низкое качество части импортной продукции. Порой завозные куры и окорочка накачаны водой на четверть веса, хотя согласно ГОСТу содержание влаги в них не должно превышать 4%. В некоторых тушках наблюдаются следы до 80 уколов! Кроме того, нет обозначений по способу заморозки и примененным добавкам.
Меньше слов, больше дела
Одной из главных проблем мясного птицеводства в Казахстане является отсутствие собственной селекционной базы, а потому на всех отчественных птицефабриках используются завозные кроссы зарубежной селекции. Это наиболее критично для мясного направления, поскольку для продажи разделанной охлажденной птицы нужны особые кроссы.
Справедливости ради нужно отметить, что в республике действует собственный племрепродуктор на базе АО «Астана Кус». Государственные субсидии на закуп его цыплят кросса «Росс-308» составляют 303 тенге на голову. Однако эта продукция не пользуется спросом: практически все птицефабрики закупают импортные кроссы, на которые субсидии не распространяются. Вместе с тем поставки зарубежной племенной продукции опасны из-за рисков завоза больной птицы. Поскольку за ветеринарную обстановку отвечают сами птицефабрики, в случае возникновения заболевания поголовье, как правило, уничтожается.
Недавно в Совет директоров АО «Астана Кус» вошли представители Союза птицеводов Руслан Шарипов и Ибрагим Джангуразов. Они предложили либо передать на конкурсной основе часть акций этой компании в полное управление одному из лидеров мирового рынка племенной продукции, либо отдать предприятие в управление АО «КазАгроИнновация» для проведения научной работы и обучения специалистов для птицефабрик.
И это понятно: сегодня в птицеводстве, как, впрочем, и в других отраслях АПК, кадровый вопрос стоит особенно остро. Несмотря на то что в Казахстане действует достаточное число сельскохозяйственных вузов и агротехнических колледжей, целенаправленная подготовка кадров по специализации «Птицеводство» ими не предусмотрена, отсутствует и специализированная база для повышения квалификации. Не так давно участники отраслевой конференции, приехавшие из самых разных стран, подарили Союзу птицеводов клетки, инкубатор, комбикормовое оборудование и убойный пункт. Все это планируется использовать для практических занятий будущих студентов.
Ну а пока эффективность казахстанского птицеводства остается довольно низкой. Из-за недостаточности и несбалансированности кормов коэффициент конверсии, то есть соотношения веса корма к привесам птицы, значительно отстает от мировых стандартов. Причины – в отсутствии комбикормовой промышленности и несоблюдении технологий выращивания.
Как заявил Руслан Шарипов, жесткая конкуренция в условиях рыночной экономики требует модернизации производства, его технического и технологического перевооружения. «Считаем необходимым применить поддержку в виде инвестиционных субсидий на импортное оборудование, на постройку новых цехов, на модернизацию. Кроме того, чтобы стать конкурентоспособными, надо иметь субсидирование на приобретение импортных цыплят и инкубационных яиц».
Птицеводы также настаивают на необходимости защиты внутреннего рынка. Так, по их мнению, нужно сократить квоту на американские окорочка до 50 тыс. т, ввести защитные пошлины, ограничить поставки импорта через посредников, разрешить завозить птицеводческую продукцию только через официальных дилеров. Особое внимание пора уделить качеству ввозимой продукции, которая должна в обязательном порядке подвергаться исследованию в ветеринарной лаборатории.
Вместе с тем нам надо делать упор на производство охлажденного мяса, что требует льготных кредитов, а также субсидий на оснащение птицефабрик современным оборудованием. Для того чтобы избежать затоваривания рынка яйца летом, нужно наладить глубокую его переработку, включив ее в программу субсидирования. И самое главное, необходимо выстроить полноценную стратегию, когда все так или иначе задействованные ведомства будут работать согласованно.
Список статей
Индустриализация 2.0 или назад в будущее Сергей Гахов
Инновационный курс для второй пятилетки Айдын Кульсеитов
Лоббисты для бизнеса Зангар Ногайбай
Экспорт всему голова Мейержан Майкенов
Скорости не сбрасывай на виражах Светлана Арбузова
Быть первым по праву Редакционный обзор
«Легкой» нефти не будет Редакционный обзор
Тарифный марафон Алексей Нигай
Когда куры не клюют Редакционный обзор
Интеграция без крайностей Сергей Смирнов
Финдиректора держат совет Алексей Нигай
Как подготовить главный корпоративный документ Евгений Момот
Анатомия девальвации Редакционный обзор
Проблемным банкам нашли «стратегов» Редакционный обзор
Куда кривая выведет Алексей Нигай
Новые кадры для бизнеса Сергеяй Олифиров
Защитим наших детей Гульзира Амантурлина