Казахстан – лидирует в реформировании законодательства среди стран СНГ
На вопросы журнала Kazakhstan отвечает Куртис Мастерс, директор казахстанского филиала международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи».
Прежде всего, не могли бы Вы рассказать о деятельности вашей компании в Казахстане?
«Бейкер и Макензи» – это уникальная международная юридическая фирма. Имея в штате более 4000 юристов, мы также являемся крупнейшей в мире юридической компанией, чьи офисы расположены в 75 городах 47 стран мира. Помимо Казахстана, наши отделения в странах СНГ работают в Москве, Санкт-Петербурге, Баку и Киеве. Казахстанский офис официально открыт с 1995 года, хотя мы осуществляли деятельность в стране и в период до обретения ею независимости. Наш офис служит региональным центром фирмы для стран Центральной Азии, а находящаяся в Казахстане группа юристов регулярно работает по проектам в Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане и Таджикистане.
Наша деятельность многогранна, и мы сформировали группы юристов, специализирующиеся в разных областях права: финансы и ценные бумаги, прямые инвестиции, занятость, деятельность, слияния и поглощения, налоговые и таможенные вопросы, недропользование и хозяйственные споры. Наши клиенты расположены на шести разных континентах. За последние четыре года усилился приток клиентов из Китая и стран Персидского залива. Не менее половины международных компаний, представители которых входят состав Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, являются клиентами «Бейкер и Макензи».
Мы также представляем интересы многих крупных казахстанских компаний при осуществлении ими сделок за рубежом, включая ряд крупных государственных структур, таких как АО «Казахтелеком», АО «КазТрансГаз» и АО «Самрук-Казына». Учитывая наше глобальное присутствие, включая офисы во всех ведущих финансовых центрах мира, «Бейкер и Макензи» обладает уникальными возможностями для предоставления казахстанскому бизнесу юридических услуг за рубежом.
Являясь единственной юридической фирмой, избранной в состав членом СИИ, мы осуществляем активную деятельность по предоставлению Правительству консультаций по вопросам, касающимся инвестиционного климата Казахстана и изменения законодательства страны.
Каков, по мнению «Бейкер и Макензи», прогресс, достигнутый Казахстаном в реформировании законодательства о предпринимательской деятельности?
Казахстанское законодательство, регулирующее важные для инвесторов вопросы, отлично разработано и в большинстве сфер соответствует международным стандартам. Именно это – одна из причин, по которым Казахстан признан ключевыми зарубежными партнерами и международными организациями страной с рыночной экономикой.
Во многих ключевых областях казахстанское законодательство более развито по сравнению с законодательством остальных стран СНГ. В течение первых 10 лет после обретения независимости вносимые изменения, как правило, отражали аналогичные реформы в законодательстве других стран, в частности в России. Однако в последние годы Казахстан стал лидером в приведении своего законодательства в соответствие с международными стандартами.
Разумеется, всегда важно то, как именно применяется законодательство. Подобно многим другим странам, Казахстан иногда сталкивается с трудностями в реализации даже хорошо разработанных нормативных актов. Но я думаю, что Правительство признает эту проблему и добивается устойчивого прогресса в ее решении.
А как бы вы оценили инвестиционный климат нашей страны в целом?
Экономика Казахстана в значительной степени зависит от иностранных инвестиций. Поэтому я был рад, встретив несколько дней назад в международной прессе статью об увеличении притока прямых иностранных инвестиций в страну в 2013 году. Это демонстрирует силу основных принципов деятельности Казахстана: динамично развивающаяся экономика, молодая и образованная рабочая сила, политическая стабильность, умеренный уровень безработицы и практически минимальный размер государственного долга.
Однако 2014-й и 2015 год, вероятно, будут сложными для Казахстана, учитывая такие проблемы, как февральская девальвация национальной валюты и возникший в результате нее риск инфляции; ситуацию, сложившуюся вокруг месторождения Кашаган; консолидацию банковского сектора; события в Украине и отсутствие членства в ВТО. Каждая из этих проблем достаточно серьезна, однако их влияние не следует преувеличивать. Эти проблемы временны и намного менее серьезны по сравнению с теми, с которыми сталкивается множество стран, считающихся более развитыми, включая некоторые страны Еврозоны.
Правительство прилагает усилия (достигая при этом некоторого успеха) к диверсификации своей экономики и снижению зависимости от сектора природных ресурсов. Казахстан обладает сравнительным преимуществом во многих областях, например, в экспорте сельскохозяйственной продукции и в оказании услуг как логистического транспортного узла между Азией и Европой. Инвестиционный потенциал в этих и других областях может быть огромен.
К сожалению, Казахстан недостаточно хорошо известен международному инвестиционному сообществу, если не считать инвесторов в секторе природных ресурсов. Для того чтобы воспользоваться своим инвестиционным потенциалом, стране нужно стать более узнаваемой на мировой арене. Меня очень заинтересовало февральское выступление Президента Назарбаева, в котором он поднял вопрос о возможности переименования республики, с тем чтобы новое название не включало в себя частицу «стан», что будет отличать ее от шести других соседних стран, названия которых имеет такое оканчиваются. Конечно, для иностранца неуместно комментировать вопрос переименования страны, который должен решать только казахстанский народ. Однако считаю абсолютно верным мнение Президента о том, что Казахстан значительно отличается от своих соседей, но его образ страдает потому, что страна воспринимается просто одной из центральноазиатских республик бывшего СССР. Это совсем не так: Казахстан должен восприниматься как одна из ярких и динамичных стран, таких как Малайзия, Индонезия и ОАЭ. В некоторых отношениях Казахстан даже следует сравнить с Сингапуром и Турцией.
Как Вы оцениваете принимаемые Казахстаном меры по реформированию своей правовой системы?
Как я уже отмечал, казахстанское законодательство хорошо разработано и во многом соответствует международным стандартам. Однако качество и зрелость правовой системы страны является отражением применения права правоохранительными органами, органами государственного управления и судебной власти.
За 18 лет проживания в Казахстане я был свидетелем многих реформ правовой системы страны, которая, безусловно, в настоящее время намного более развита, по сравнению с тем, что она представляла собой во время моего приезда. Однако республика уже перешла уровень, на котором ее правовую систему можно было сравнивать с состоянием времен середины 90-х годов. Сегодня ее нужно сравнивать с системами других стран, находящихся на том же уровне экономического и социального развития. Казахстан, безусловно, достиг значительного прогресса в реформировании, однако многое еще предстоит сделать. Думаю, каждый юрист считает, что любую правовую систему можно улучшить (Смеется – ред.).
Какие наиболее важные меры необходимо предпринять для повышения качества работы судов и судей?
Это довольно широкий вопрос. Поскольку Казахстан продолжает движение вверх по лестнице экономического и социального развития, такие меры ужесточатся. Но я отмечу несколько простых вещей, которые можно было бы сделать прямо сейчас и которые могли бы улучшить восприятие инвесторами судебной системы.
Касательно казахстанской системы юридического образования, было бы полезно переориентировать учебную программу юридических факультетов и вузов так, чтобы изучать право могли только выпускники вузов, уже получившие другую специальность.
Также предлагаю дополнить учебные планы Nazarbayev University направлением «юриспруденция», предпочтительно – совместно с одной из лидирующих западных юридических школ. Самый престижный университет страны уже сотрудничает с ведущими зарубежными университетами в таких областях как медицина, бизнес, наука и техника, но пока не в области юриспруденции.
Еще одна рекомендация – прохождение всеми выпускниками юридических факультетов стандартизированного теста для получения права на осуществление в Казахстане юридической деятельности. В настоящее время сдача экзамена требуется только для специальности «адвокат», которая представляет собой очень специализированный вид деятельности по представлению интересов обвиняемых в совершении преступления. В Беларуси, например, подобный экзамен требуется пройти всем юристам для предоставления юридических услуг любым клиентам, и, насколько мне известно, процент сдавших такой экзамен в стране составляет около 60%. В Казахстане можно легко ввести систему сдачи такого экзамена для новых юристов (независимо от гражданства).
Большинство независимых наблюдателей, включая меня, считает, что под руководством Председателя Верховного суда г-на К. Мами страна добилась огромных успехов в снижении уровня коррупции среди судей. Это особенно верно для высших уровней судебной системы, о чем свидетельствует увольнение шести судей Верховного суда в 2011 году и последующее тюремное заключение двух из них. Однако, вне зависимости от того, правильно ли это или нет, остается ощущение нерешенности проблемы на уровне нижестоящих судов. Данный вопрос может быть решен путем введения требования о полном публичном раскрытии сведений о доходах всех родственников судей (а не только их супругов) и об обязательном (а не возможном) наказании в виде тюремного заключения каждого судьи, признанного виновным в коррупции.
Также была бы полезной ротация судей из одной части страны в другую по истечении некоего максимального периода их службы.
Кроме того, считаю целесообразным создание в стране системы специализированных судебных коллегий, с тем чтобы комплексные или сложные дела рассматривали судьи, прошедшие специальную подготовку и имеющие опыт рассмотрения подобных дел. Такая система хорошо развита в России и считается, насколько я понимаю, функционирующей очень успешно. В Казахстане также может быть легко реализована система, аналогичная российской.
Что касается реальных судебных дел, то, на мой взгляд, закон должен предусматривать возможность рассмотрения коммерческих споров между местными государственными и негосударственными юридическими лицами, общепризнанными частными третейскими судами, которые существуют в Казахстане. Не должно действовать требование об обязательном рассмотрении таких споров государственными судами, если сторонами достигнута договоренность об арбитраже.
Наконец, считаю важным для Казахстана установить размер госпошлин за судебное рассмотрение коммерческих споров на уровне международных. В 2007 году рабочей группой СИИ по вопросам законодательства было проведено исследование, охватившее 11 стран, в результате которого было установлено несоответствие действующих в Казахстане ставок госпошлины международной практике. Частично благодаря данному исследованию, в стране была отменена госпошлина за рассмотрение дел апелляционными инстанциями. Это была большая и сложная реформа. Однако многие юристы и правоведы считают, что до сих пор действующую ставку госпошлины в размере 3%, взимаемую при рассмотрении большинства коммерческих споров нижестоящими судами, также необходимо уменьшить.
Вы много лет работаете и проживаете в Казахстане. Какие особенности нашей страны должны учитывать новые иностранные инвесторы, планирующие работать здесь?
В Казахстане имеются огромные возможности для новых инвесторов, особенно в сельскохозяйственной промышленности, инфраструктуре, телекоммуникациях, логистике и транспорте. Несмотря на то что природные ресурсы республики всегда будут крупнейшим сектором ее экономики, все же Казахстан является значительно более диверсифицированной страной со множеством возможностей прибыльного инвестирования в других отраслях.
Я могу консультировать новых инвесторов только по вопросам правового режима. Как и вся страна в целом, правовой режим Казахстана гораздо более развит и продвинут, чем многие иностранные инвесторы могут подозревать. Конечно, есть что улучшить, как и в большинстве государств того же уровня развития, однако я уверен, что рано или поздно такие улучшения будут достигнуты.
Призываю потенциальных инвесторов обсуждать с действующими инвесторами их опыт работы в республике. Ведь последние – лучшие «послы» для привлечения новых. Почти все из них, с кем я общался, рады тому, что в свое время приняли решение работать в Казахстане.
Куртис Мастерс – входит в состав Комиссии по операционной деятельности Совета иностранных инвесторов при Президенте РК, а также является членом правления и секретарем правления Ассоциации «Казахстанский совет иностранных инвесторов». Ранее он занимал должность сопредседателя рабочей группы СИИ по вопросам законодательства, а также входил в состав совета директоров Американской торговой палаты в Казахстане. К. Мастерс – уроженец г. Чикаго, выпускник Школы права Гарвардского университета.
Список статей
Жизнь ПИИ в Казахстане Сергей Гахов
Мы открыты для диалога Ерлан Хаиров
Знакомьтесь: Анадолу Груп! Тунджай Озильхан
Между двумя «морями» Женис Касымбек
Казахстан идет на взлет… Мари Гарсия
Ставка на качество новых инвестиций Кайрат Карманов
Экспорт лома: есть приемы! Редакционный обзор
Старт проекта расширения Тим Миллер
Бюджет минус Кашаган Редакционный обзор
Взаимный кризис доверия: риски и пути преодоления Редакционный обзор
Я рекомендую Латвию и своим друзьям, и деловым партнерам Александр Гафин
Преграды для развития казахстанского бизнеса Редакционный обзор
Перемены vs стабильность Редакционный обзор
Лучше меньше, да больше! Редакционный обзор