Лучше меньше, да больше!
Редакционный обзор
Вслед за ужесточением требований по допустимому уровню проблемных кредитов Национальный банк приготовил для банкиров очередной сюрприз. Согласно проекту концепции развития финансового сектора до 2030 года, регулятор намерен провести укрупнение либо преобразование небольших банков в микрофинансовые организации.
Как указывается в документе, принудительного ограничения общего числа БВУ не предполагается. Однако новая система регулирования будет направлена «на укрупнение небольших банков либо их преобразование в другие формы кредитных организаций». В частности, Нацбанк планирует создать такую систему рефинансирования, которая будет проводить операции только с крупными и средними банками. Предполагается, что эта мера будет реализована через первичных дилеров рынка ценных бумаг.
В качестве аргумента регулятор приводит результаты анализа банковского сектора, согласно которым рост рыночной доли банка остается одним из главных показателей «повышения эффективности его деятельности, в том числе прибыльности». Считается, что данные оценки подтверждаются в краткосрочном и в долгосрочном периоде, а потому необходимо усиление тренда на дальнейшую консолидацию сектора. «В целях ограничения избыточной концентрации акцент будет сделан на развитии группы средних банков, а не крупных системообразующих БВУ».
По мнению Нацбанка, группа средних банков должна быть представлена 15–20 финансовыми институтами «как с отечественным капиталом, так и дочерними организациями иностранных банков». Предполагается, что она позволит обеспечить высокий уровень конкуренции в банковском секторе по основным видам услуг для корпоративного сегмента и населения. При этом планируется, что эта группа будет однородной по своим размерам: «Разница в объеме активов между первым и последним по размерам не должна превышать 5-кратной величины».
Далее в концепции отмечается, что низкое соотношение активов банковской системы и объема номинального ВВП не позволяет БВУ участвовать в финансировании крупных проектов в экономике. Поэтому еще одним направлением станет формирование группы «банков-чемпионов» – как на основе системообразующих БВУ через рост их активов в абсолютном выражении, так и путем стимулирования их к созданию синдикатов с отечественными и зарубежными банками-партнерами. Как полагают в Нацбанке, для этого «необходимо предусмотреть приоритетное участие группы «банков-чемпионов» в распределении ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета на льготных условиях в рамках различных государственных программ».
При этом регулятор считает не эффективным создание специализированных государственных БВУ «ни с точки зрения повышения конкурентной среды, ни с точки зрения расходов государства по поддержанию стабильного функционирования данных банков».
А методы все те же
Что касается мер по укрупнению мелких банков, то главной из них будет повышение требований к капитализации БВУ. Об этом рассказал глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, заявивший, что к 2019 году планируется увеличить требование по минимальному собственному капиталу в 10 раз. «В настоящее время не очень высокие требования к собственному капиталу со стороны регулятора. Это говорит о том, что банки наверняка не выдержат той конкуренции, которая будет в последующем. Поэтому мы сделали выводы и считаем, что в рамках того, что в течение пяти лет будет происходить переход на новые требования по Базель-III, одно из наших предложений – повысить минимальный капитал до 100 млрд тенге к 2019 году».
Как предполагает г-н Келимбетов, повышение требований к капиталу приведет к уменьшению количества банков, а произойти это может путем объединения мелких БВУ. «Это не значит, что мы закрываем другие банки, которые не соответствуют требованиям по капиталу. У таких банков за этот период есть возможность интегрироваться или консолидироваться. В итоге выделится какая-то группа лидеров, а также будет группа средних банков, которые, наверное, будут лидировать в каких-то определенных нишах. Например: в ипотеке, в потребительском кредитовании. Но крупные банки, безусловно, будут конкурировать со своими коллегами из других стран».
По словам главы Нацбанка, банковский кризис выявил, что «наиболее ответственное поведение» показывают те БВУ, чьи акционеры периодически проводят вливания в капитал. «Есть такое понятие в литературе – «моральный риск», то есть когда акционеры не беспокоятся, потому что государство так или иначе всегда окажет поддержку системообразующим банкам. Для государства обойдется дороже, если какой-то из них обанкротится. Поэтому мы устанавливаем такие высокие требования по капиталу. Мы считаем, что к соответствующему периоду их выдержат порядка 15–20 банков в нашей стране».
Стремление регулятора постепенно устанавливать все более жесткие требования к банкам по капиталу вполне объяснимы – тем самым он намерен повысить устойчивость банковского сектора. Однако, как показал аналогичный опыт Нигерии, связь между ужесточением требований к капиталу и устойчивостью системы статистически незначительна. Согласно исследованию «Bank Recapitalisation in Nigeria: Resuscitating Liquidity or Forestalling Distre», в этой стране «повышение минимального размера капитала в отдельности оказало лишь краткосрочный положительный эффект на показатели ликвидности и качество активов, но не смогло повысить стабильность системы в долгосрочном плане. Соответственно, увеличение минимального капитала должно быть лишь частью мер, способствующих повышению устойчивости системы».
По мнению авторов исследования, наибольший эффект окажут ужесточение принципов корпоративного управления, усиление систем риск-менеджмента и представление банками достоверной информации в отчетности. Тем не менее очевидно одно: планируя ужесточить требования к минимальному размеру капитала, Нацбанк надеется, что высокий уровень капитализации БВУ должен стать «подушкой безопасности» при форс-мажорных ситуациях.
Примером подобной ситуации можно назвать недавнюю sms-атаку на некоторые банки. Как отметил Кайрат Келимбетов, из-за нее отток вкладов из банковской системы составил 250 млрд тенге. В результате регулятору пришлось принимать меры по предоставлению ликвидности: для поддержки банков, подвергшихся sms-атаке, было выделено свыше 200 млрд тенге.
«До конца года банки вернут данные средства Нацбанку – это Kaspi bank, «Альянс банк» и «Банк ЦентрКредит». Именно такая поддержка Нацбанка способствовала тому, что ситуация в банках в течение трех дней была урегулирована. Население тестировало способность БВУ и Нацбанка ответить на вызов. За последнее время в систему вернулось вкладов на 100 млрд тенге».
По информации регулятора, на 1 марта лишь 4 из 38 действующих банков перешагнули уровень 100 млрд тенге по собственному капиталу. Это Народный банк (378 млрд тенге), «Казкоммерцбанк» (370,7 млрд), «БТА Банк» (240 млрд) и ДБ «Сбербанк» (120,2 млрд тенге). Все шансы достичь планки в 100 млрд тенге по минимальному размеру капитала к 2019 году имеют «Банк ЦентрКредит» (85,2 млрд тенге на 1 марта), Kaspi bank (86 млрд), «Цеснабанк» (75,9 млрд) и «АТФБанк» (69 млрд тенге).
И все же эксперты обеспокоены планами Нацбанка, ведь если спустя пять лет некоторые БВУ не смогут довести капитал до уровня, требуемого регулятором, то им придется либо уйти с рынка, либо объединяться с другими игроками. В результате снизится уровень конкуренции, что приведет к повышению процентных ставок и снижению качества услуг. И это несмотря на то, что уже сейчас максимальная эффективная ставка по необеспеченным займам доходит на рынке до 56%, а по ипотеке – до 16%.
Вслед за Россией?
Однако меры Нацбанка по ужесточению требований к минимальному размеру капитала и укрупнению мелких БВУ стали не единственными знаковыми событиями в банковском секторе этой весны. Из-за санкций США и ЕС против России чиновники нашего северного соседа приняли решение создать национальную платежную систему (НПС). На этом фоне эксперты всерьез заговорили о том, что и наши банки в силу интеграционных процессов между Беларусью, Казахстаном и Россией могут подключиться к российской НПС.
Как заявил Tengrinews.kz аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, подключение отечественных БВУ к платежной системе России не станет проблемой. Особенно если предложения по участию в данном проекте поступят со стороны самих стран – участниц ТС. «На текущий момент ключевая задача национальной платежной системы – обеспечить бесперебойный денежный оборот на территории России, но в 5–10-летней перспективе задачей станет выход на международный уровень (хотя бы в рамках регионального, а не локального оператора). Это, конечно, сделать легче, если уже будут, как минимум, рамочные договоры с другими странами, особенно с коллегами по ТС».
В свою очередь аналитик компании MFX Broker Сергей Некрасов считает, что казахстанские банки будут работать как с российской, так и с мировыми платежными системами – Visa и MasterCard. Однако эксперт уверен, что массового перевода на российскую НПС ожидать не стоит, поскольку основные ее преимущества будут ощутимы только для потребителей в России. Причина в том, что она будет функционировать на основе Универсальной электронной карты: «УЭК будет использоваться не только как средство платежа, но и как средство идентификации личности. Таким образом, пользователи универсальной электронной карты получат доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам в России».
Аналогичного мнения придерживается аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее словам, казахстанские банки будут взаимодействовать с российской платежной системой в штатном режиме. «НПС будет совместима со всеми существующими международными платежными системами, поэтому клиентов казахстанских банков переводить никуда не надо».
Остается напомнить, что формирование российской НПС планируется завершить уже через полгода.
Лидеры – прежние
Что касается статистики банковского сектора Казахстана, то к майским праздникам на сайте КФН Нацбанка были представлены данные по состоянию только на 1 марта 2014 года. К этому времени совокупные активы отечественных БВУ вновь продемонстрировали рост, увеличившись с начала года на 9,4% – до 16,9 трлн тенге.
Объем совокупного ссудного портфеля банков по итогам февраля достиг 14,4 трлн тенге, что на 7,8% больше, чем месяцем ранее, а общий размер обязательств БВУ составил 14,8 трлн тенге (+7,6%).
При этом в первой тройке банков по размеру активов произошла смена лидеров: Народный Банк Казахстана вырвался на первое место, потеснив «Казкоммерцбанк». Активы Народного достигли 2,8 трлн тенге, увеличившись за месяц сразу на 18,6%. При этом ссудный портфель банка вырос на 6,2% – до 1,8 трлн тенге, а вклады физических лиц – на 11,7% – до 892 млрд тенге. Феноменальный рост продемонстрировали депозиты юридических лиц, которые увеличились сразу на 31,6% – до 1,2 трлн тенге.
В свою очередь активы «Казкоммерцбанка» поднялись на 7,8% – до 2,7 трлн тенге. Ссудный портфель увеличился на 9,4% – до 2,7 трлн тенге, объем депозитов физических лиц достиг 690,7 млрд тенге (+7,7%), а вклады юрлиц – 1,1 трлн тенге (+9,7%).
Трио самых крупных БВУ Казахстана замыкает «БТА Банк». Его активы возросли на 3,5% – до 1,6 трлн тенге, а ссудный портфель – на 12,8% – до 2,7 трлн тенге. Однако депозитная база банка снизилась. Объем вкладов физлиц сократился на 1,1% – до 293,4 млрд тенге, а депозиты юрлиц – на 2% – до 245 млрд тенге.
В абсолютном выражении наибольшее увеличение активов за февраль продемонстрировал Народный Банк Казахстана (441,4 млрд тенге). На втором месте расположился «Казкоммерцбанк» (196,5 млрд тенге), а на третьем – ДБ АО «Сбербанк» (130,1 млрд тенге).
Кстати, банки из России продолжают усиливать экспансию в Казахстане. Только за прошлый год группа «дочек» российских БВУ увеличила совокупный объем кредитов на 43%, а объем вкладов – на 38%. Общий кредитный портфель российских банков на казахстанском рынке составляет уже 918,6 млрд тенге. Причем две трети этой суммы (630 млрд) выдал ДБ «Сбербанк», который нарастил объем займов на 37%.
Список статей
Жизнь ПИИ в Казахстане Сергей Гахов
Мы открыты для диалога Ерлан Хаиров
Знакомьтесь: Анадолу Груп! Тунджай Озильхан
Между двумя «морями» Женис Касымбек
Казахстан идет на взлет… Мари Гарсия
Ставка на качество новых инвестиций Кайрат Карманов
Экспорт лома: есть приемы! Редакционный обзор
Старт проекта расширения Тим Миллер
Бюджет минус Кашаган Редакционный обзор
Взаимный кризис доверия: риски и пути преодоления Редакционный обзор
Я рекомендую Латвию и своим друзьям, и деловым партнерам Александр Гафин
Преграды для развития казахстанского бизнеса Редакционный обзор
Перемены vs стабильность Редакционный обзор
Лучше меньше, да больше! Редакционный обзор