Рынок цветных металлов
Последние годы прошли для мировой цветной металлургии под знаком перепроизводства, а значит, и снижения ценовой конъюнктуры. Текущий год также обещает неоднозначные перспективы для продуцентов металлов, когда одни из них будут продолжать борьбу за устойчивость цен, а другие имеют все шансы достичь новых пиков котировок.
Алюминий
Ситуация на мировом рынке «крылатого» металла в 2013 году характеризовалось избыточным объемом производства, что обвалило цены на этот металл на мировых торговых площадках. В результате отрасль взяла курс на поддержание рыночных котировок путем оптимизации производственных мощностей. В 2013 году мировое сокращение производства составило более 1,5 млн т (без учета Китая), а в 2014-м оно, по мнению аналитиков, может уменьшиться еще на 1,3 млн т. К примеру, один из крупнейших глобальных игроков — российская компания «РУСАЛ» планирует сократить (по сравнению с 2012 годом) свои мощности на 15%, или 650 тыс. т. Американская Alcoa также взяла курс на 5%-ное снижение производства: она намерена закрыть завод Point Henry (Австралия) и два нерентабельных прокатных цеха. Другие горнорудные гиганты — BHP Billiton и Rio Tinto уже сообщили, что готовы к переговорам о продаже своих алюминиевых активов.
Тем не менее положительным для роста котировок фактором, уже оказавшим свое влияние на мировой рынок алюминия, является так называемый «индонезийский запрет». С января 2014 года правительство Индонезии приняло решение о прекращении экспорта необработанной руды, в том числе бокситов, никеля, меди, железа, марганца, свинца, цинка и ильменита.
Вместе с тем стратегическую роль в ценообразовании алюминия традиционно будет играть экономика Китая, который выпускает половину глобальных объемов «крылатого» металла. В то время как остальные государства стремятся быстрее снизить свое производство, в КНР это происходит намного медленней, поскольку ее внутреннее потребление составляет 45% от мирового спроса. Тем не менее с начала года Китай уже сократил выплавку алюминия на 1,2 млн т, а также приостановил ввод новых мощностей. Как результат, китайский импорт необработанного алюминия (80% которого покрывает Индонезия) в 2013 году уменьшился на 17,7% — до 963,124 тыс. т.
Свою лепту в рост алюминиевых цен намерена внести Лондонская биржа металлов (LME). Дело в том, что дельцы, используя сложившуюся ситуацию, искусственно удерживали на складах максимальное количество алюминия. В этой связи с 1 апреля 2014 года LME ввела новые правила по хранению алюминия, которое теперь не должно превышать 30 дней, что позволит привести к ощутимому снижению премий физического алюминия к спотовым ценам, закрытию низкорентабельных производств и в среднесрочной перспективе — к балансировке спроса и предложения.
Как считают аналитики, эти факторы станут основными драйверами роста спроса на алюминий в 2014 году и, как следствие, повышения ценовых котировок. При этом прогнозные оценки банков Morgan Stanley, Barclays, BNP Paribas, Societe Generale и Standard Chartered на текущий год можно обозначить в коридоре $1825–2100 за тонну алюминия.
Медь
По итогам прошлого года мировая медная промышленность зафиксировала падение котировок. У истоков нисходящего тренда стояло избыточное предложение этого металла, а также спад деловой активности в экономике, в частности снижающиеся темпы в обрабатывающей промышленности Китая. Вместе с тем в 2014 году ситуация может оказаться не столь однозначной.
Несмотря на то что производство меди в 2013 году было избыточным, фундаментальные факторы спроса в ближайшей перспективе будут оставаться, по всей видимости, стабильными. В отличие от алюминия, по меди Китай не только не является мировым лидером, но и сам нуждается в ее импорте, обеспечивая 47% общемирового спроса. Так, по итогам марта 2014 года объем китайских закупок необработанной меди (по сравнению с февралем) вырос на 40 тыс. т — до 420 тыс. т. Это связано с тем, что физическая доступность меди и медного лома в КНР ограничена, а запасы по причине строительства сетей электропередачи сокращаются.
В целом, по прогнозам экспертов, глобальный спрос на рафинированную медь в 2014 году увеличится примерно на 3% и составит 22 млн т. При этом в Китае потребление вырастет на 5%, а в остальных странах мира, в среднем, на 2%. К примеру, Чили, которая сегодня обеспечивает около четверти глобального медного производства намеревается нарастить объемы выпуска этого металла с 6 млн т в 2014 году до 6,2 млн т в 2015-м.
С другой стороны, есть опасения, что, из-за устойчивого стремления КНР к импортозамещению, цены на медь окажутся нестабильными. Так, в марте текущего года производство рафинированной меди здесь выросло на 7,8% (в годовом выражении) и составило 594,07 тыс. т. При этом объем внутренней добычи за месяц составил 93 тыс. т. Кроме того, китайские производители ориентируются на экспорт излишков, поскольку в ближайшие годы внутренние потребности этой страны будут постепенно снижаться.
Как следствие, КНР может превратиться из импортера в экспортера красного металла. Крупные китайские медеплавильные комбинаты, в качестве ответной меры на низкие цены внутреннего рынка, уже выработали на ближайшие три месяца совместную стратегию по наращиванию экспорта. Если выход КНР на глобальный рынок меди состоится, то уже в обозримом будущем этот металл может существенно подешеветь.
Как результат, оценки будущих котировок меди выглядят неоднозначно. Так, если эксперты LME утверждают, что средняя цена меди в 2014 году составит $7150, то их коллеги из Reuters прогнозируют ее снижение до уровня $6924, а аналитики Commerzbank, напротив, ожидают роста до отметки $7600.
Свинец
Котировки свинца, которые в начале прошлого года испытали некоторое давление, во втором полугодии стабилизировались, образуя боковой тренд со средней ценой около $2100. При этом был зафиксирован дефицит этого металла, который, как считает большинство экспертов, будет иметь место и в 2014 году.
Поддержка цен на свинец в последние полгода была обусловлена увеличением спроса. Так, мировое потребление свинца в 2013 году выросло на 4,5% и составило 10,615 млн т, при этом спрос превысил предложение на 30 тыс. т. Рост потребления наблюдался в Китае — на 3,5%, США — 16%, Южной Корее — 11,5% и Европе — 3,5%. В частности, американский импорт свинца, включая сплавы, установил исторический максимум, достигнув 496 тыс. т, что на 41%, или 144 тыс. т выше, чем в 2012-м. На фоне восстановления спроса со стороны автомобильной отрасли производители аккумуляторов в США были готовы платить просто рекордные цены за рафинированный свинец.
Фактором, нейтрализующим рост котировок, стало перераспределение объемов и изменение географии глобального производства. Так, например, последний американский завод по выпуску первичного металлического свинца из сырой руды (80% свинца в США выпускается за счет утилизации), принадлежащий Doe Run Company, прекратил свои плавильные операции, продолжавшиеся в течение последних 120 лет. Компания была вы-нуждена закрыть производство из-за постановления Агентства по охране окружающей среды США, которое действовало на основании исследования, выявившего сильное загрязнение атмосферы.
Наряду с этим по всему миру закрываются крупные рудники добывающие цветные металлы (в том числе попутно и свинец). Среди них Brunswick в Канаде, (мощность 50–70 тыс. т в год) Lisheen в Ирландии (около 20 тыс. т) и Century в Австралии (40–70 тыс. т, закрытие намечается на 2015 год).
В то же время другие страны не просто восполнили, но и увеличили объемы выплавки этого металла. Так, например, выпуск свинца в Китае вырос более чем на 5% — до 4,47 млн т. Резкий рост также произошел в Перу в связи с пуском нового крупного предприятия.
В целом мировая добыча свинцовых руд в 2013 году выросла на 6,4%, достигнув 5,313 млн т, а производство рафинированного свинца — на 3,7% — до 10,593 млн т.
В начале 2014 года из-за проблем китайского рынка кредитования было отмечено незначительное падение позиций свинца на мировых площадках. Однако на фоне роста автомобильной промышленности в США и увеличения спроса в других странах дефицит свинца сохраняется на уровне 31 тыс. т, что обеспечивает этому металлу стабильность и возможный рост.
Расклад ожиданий аналитиков на 2014 год выглядит следующим образом: J. P. Morgan — $2263 за тонну, Credit Suisse — $2335, Barclays — $2350, Goldman Sachs — $2657 за тонну.
Цинк
Последние несколько лет для производителей цинка оказались весьма волатильными. В 2013 году наблюдались периоды как сильного роста, так и значительного падения, продолжившегося до конца года. Снижение котировок (как и в случае со многими цветными металлами) было обусловлено замедлением темпов мировой экономической активности. Из-за этого на рынке цинка наметилась тенденция перепроизводства. Кроме того, специалисты отмечают все более возрастающую взаимосвязь цинка и выпуска стали и чугуна. Сегодня около половины выпускаемого в мире цинка уходит на нужды черной металлургии, которая, как известно, снизила свои темпы роста во второй половине 2013 года.
Как результат, перепроизводство рафинированного цинка достигло 12,08 млн т против 11,419 млн т годом ранее (+5,8%). В основном это произошло из-за роста объемов его выпуска в Китае (+13,1%). На фоне падения котировок предприятия взяли курс на сокращение выплавки этого металла. Так, производство компании Glencore Xstrata снизилось на 9% — до 1,39 млн т, а производители из Казахстана сократили свои экспортные поставки на 11,8% — до 258,7 тыс. т.
В этой связи к началу 2014 года наметился устойчивый восходящий тренд. Поскольку главным потребителем цинка является Китай (45% глобального спроса), его обнадеживающие статистические данные помогли снять страхи относительно возможного экономического замедления и в феврале этого года подтолкнули цены вверх. Ключевым фактором общемирового роста стало увеличение китайского импорта на 14,9%. Потребление в США также выросло на 4,7%, тогда как в Европе, напротив, оно снизилось на 0,9%.
Весной текущего года возникший дефицит цинка в
18 тыс. т несколько подстегнул рост котировок. Это также дало основание полагать, что мировое потребление цинка по итогам текущего года составит 13,54 млн т, то есть на 5% выше, чем в прошлом году.
Основное воздействие на цинковое ценообразование будут оказывать нужды строительной отрасли центральных и западных регионов Китая, а также машиностроение. Другим фактором удорожания станет закрытие рудников в некоторых странах, что также повлечет сокращение объемов его производства на 5% по сравнению с 2013 годом.
Большая часть экспертов прогнозирует, что баланс мирового рынка цинка в ближайшие 3–5 лет останется дефицитным, а его цены достигнут уровня $2161 в 2014 году и $2866–3086 в 2015-м. С другой стороны, по мнению аналитиков Capital Economics, закрытие ряда крупных цинковых рудников создаст напряжение на мировом рынке, которое вряд ли обеспечит значительный рост цен.
Олово
Емкость мирового рынка олова в 300 тыс. т в год не идет ни в какое сравнение с объемами операций по той же меди, тем не менее именно этот метал продемонстрировал за последние десять лет наиболее динамичный рост, достигнув своих исторических максимумов.
Вместе с тем в 2011 году было отмечено перепроизводство и избыток олова, что привело к падению его стоимости в 2012–2013 годах. Текущий год обещает для этого металла новую волну роста в связи с вмешательством властей Индонезии.
Напомним, что эта страна, являясь вторым производителем олова после Китая, в то же время занимает первое место в мире по его экспорту. На долю этого островного государства приходится 30% от глобальной торговли, что делает его тяжеловесом в вопросах формирования цен на рынке этого металла.
В сентябре прошлого года Индонезия попыталась воздействовать на котировки путем введения жестких правил, которые предусматривали выход индонезийского олова на мировые рынки, только после того как оно пройдет этап ценообразования на местной торговой площадке — Indonesia's Commodity Futures Trading Regulatory Agency (ICDX). Однако эти усилия оказались тщетными, а полученный результат — временным. Поэтому власти предприняли более радикальные меры.
Запрет на экспорт металлов из Индонезии, введенный с января 2014 года, особенно тяжело ударил по рынку олова, вызывая тревогу у инвесторов. Как результат, начиная с 2014 года цены на олово стали постепенно расти. Крупная индонезийская компания PT Timah ожидает, что наметившийся дефицит поднимет котировки олова на 50% и обеспечит им ценовой диапазон в $25–30 тыс. за тонну.
Чтобы нивелировать последствия «оловянной интервенции», предпринятой соседним государством, лидер потребления олова — Китай стал наращивать собственное производство этого металла, которое с начала года уже увеличилось на 3,8% до 127,2 тыс. т. К примеру, китайская компания Yunnan Tin Company Limited планирует осуществить техническую реконструкцию оборудования на заводе Gejiu с целью увеличения его мощности по выплавке олова до 50 тыс. т в год.
Однако попытки восполнить пробел, образованный в результате действий Индонезии, скорее всего не увенчаются успехом, поскольку наметился дополнительный спрос на этот белый металл со стороны восстановившегося сектора электроники.
Аналитики Morgan Stanley спешат нейтрализовать возросшую панику заявлениями, что, помимо Индонезии, в мире есть еще и другие экспортеры, такие как Мьянма, Лаос и Боливия, усилиями которых дефицит якобы будет смягчен.
Как бы то ни было, уже сейчас любые, даже самые негативные прогнозы средней цены на олово находятся выше, чем его текущая рыночная стоимость — от $21 300 до $24 000.
Никель
Пожалуй, самые лучшие перспективы среди цветных металлов ожидают никель, который некоторые эксперты даже назвали «золотом 2014 года». После продолжительного периода падения котировок никелевые цены резко пошли вверх, что объясняется целым рядом факторов.
Одним из них вновь оказался пресловутый «индонезийский запрет», поскольку эта страна является лидером по его производству и экспорту, обеспечивая порядка 20% (46,5 млн т) всех глобальных поставок.
Ситуацию усугубляет и геополитический кризис на Украине, в результате которого под угрозой экономических санкций оказался другой крупный производитель никеля — Россия.
Тревожные новости из Китая о сокращении уровня запасов никеля только усилили эффект. Как отмечают эксперты, если крупные предприятия еще имеют запасы, которые позволят удовлетворить их потребности в никеле до середины лета текущего года, то мелкие компании останутся без сырья уже к концу весны.
В этой связи в январе 2014 года Китай увеличил импорт никелевой руды на 50% (по сравнению с январем прошлого года), доведя его до 7,27 млн т. Более того, он пытается нарастить собственную добычу этого металла — только за январь–февраль производство никеля здесь выросло на 9,8% — до 46,2 тыс. т. Однако, по оценкам экспертов, этого крайне мало, а потому Китай продолжит закупать никелевую руду в значительных объемах, оставаясь одним из ключевых ее потребителей.
Кроме того, ожидается увеличение спроса со стороны восстанавливающихся экономик США и Западной Европы, которые создадут дополнительный импульс роста котировок никеля.
В условиях дефицита предложения активизировались другие, помимо Индонезии, экспортеры никеля. Так, в Бразилии на проекте Barro Alto ежегодный выпуск этого металла был увеличен до 21 тыс. т. Кроме того, в качестве основного альтернативного источника поставок жаропрочных и других сплавов никеля, а также легированных сталей рассматриваются Филиппины. Шахты этого государства конкурируют с индонезийскими с точки зрения содержания никеля. И хотя предложение со стороны Филиппин вряд ли удовлетворит потребности рынка в достаточной мере, освободившаяся ниша на рынке принесет этой стране значительную выгоду.
В отношении дальнейших перспектив цен на никель аналитики единодушны — рост котировок неотвратим. Разнятся лишь оценки в том, как высоко они пойдут. По наиболее сдержанным прогнозам, средняя цена в текущем году достигнет $16 600 за тонну, тогда как самые смелые предположения поднимают планку до отметки в $20 000.
Редакционный обзор