Есть взаимный интерес
Знаковым событием для отечественных аграриев можно назвать первый Агропромышленный инвестиционный форум Казахстана, который прошел 17–18 июня в Астане. В ходе мероприятия чиновники убеждали потенциальных инвесторов в привлекательности вложений в наш АПК, соблазняя их льготами и преференциями. Ну а те в свою очередь интересовались рынками сбыта, размерами сельхозпредприятий и логистикой.
Форум был организован национальным холдингом «КазАгро» и британской Adam Smith Conferences при поддержке Министерства сельского хозяйства и конференц-компании Informa Agra. В общей сложности он собрал около 200 участников из 15 стран, включая представителей аграрного бизнеса из Европы, США, России, Украины, стран Ближнего Востока и, конечно, Казахстана.
Открывая мероприятие, глава аналитического департамента Informa Agra Алан Бульон заявил, что это очень хорошая возможность продемонстрировать инвестиционный потенциал нашей страны в аграрном секторе. «Мы видим, что глобальный спрос на сельскохозяйственную продукцию постоянно растет. И в этом контексте нам нужно найти больше поставщиков для того, чтобы удовлетворить эти потребности».
Казахстан действительно может быть интересен иностранным инвесторам. Во-первых, около 80% его территории относится к землям сельхозназначения, а по доступности посевных площадей он занимает второе место в мире. Другое преимущество заключается в том, что сегодня из каждых десяти казахстанцев, имеющих рабочую специальность, три заняты в сельском хозяйстве. И конечно же, не стоит забывать об экологии: республика является лидером с точки зрения минимального использования минеральных удобрений в растениеводстве.
Серьезные виды на АПК имеет и правительство Казахстана. В последние годы Минсельхоз пытается выстроить эффективную систему стимулирования сельхозпроизводства. Апогеем этой работы стала запущенная в этом году госпрограмма «Агробизнес-2020», в которой сформулированы приоритетные направления развития агропрома и определены пути повышения его конкурентоспособности. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о необходимости реформирования НУХ «КазАгро». Как сообщил заместитель председателя холдинга Дулат Айтжанов, в 2014–2016 годах «КазАгро» намерен вывести на продажу свои доли в 71 компании, 39 из которых являются микрофинансовыми организациями.
В то же время при холдинге сформирована новая структура, получившая рабочее название «КазАгроИнвест». Вот как объяснил смысл создания новой «дочки» министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков: «Мы не ограничиваемся кредитами, лизингом и субсидиями. Мы готовы соинвестировать, рассматривать венчурные проекты на условиях постепенного выхода из капитала. Именно для этого создано инвестиционное под-разделение».
Кроме того, продолжают функционировать программы субсидирования лизинга техники и КРС, выращивания приоритетных видов культур, а также производства сырья для перерабатывающих предприятий и конечной продукции в животноводстве.
Вместе с тем на уровне финансовых институтов в «КазАгро» действует программа финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей. Сюда входят отмена штрафов и пеней, продление сроков погашения, рассрочка и субсидирование ставки вознаграждения кредитов. Учитывая, что после февральской девальвации эта проблема стала особенно актуальна, было принято решение о фиксации курса доллара на уровне 168 тенге по всем займам, выданным дочерними структурами «КазАгро» в рамках финансового оздоровления. А это ни много ни мало 136 млрд тенге.
Беспрецедентные условия созданы и для новых инвесторов. Совсем недавно для них был принят целый ряд преференций: увеличение срока аренды земель сельхозназначения, освобождение от уплаты КПН и земельного налога сроком до 10 лет, а от налога на имущество — до 8 лет.
Как заявил председатель правления «КазАгро» Дулат Айтжанов, холдингом специально для потенциальных инвесторов сформирован перечень из 66 перспективных проектов, которым требуются дополнительные капиталовложения. «Здесь представлены проекты по молочному и мясному животноводству, производству и переработке овощей, производству кормов, переработке зерна, шерсти и кожи. Хочу призвать зарубежные компании стать нашими партнерами не только в качестве поставщиков оборудования и технологий, но и прийти в аграрный сектор с прямыми инвестициями, принять участие в реализации высокотехнологичных проектов на паритетной основе».
Зерно надежд
Что касается растениеводства, которое представлено в нашей стране прежде всего выращиванием зерновых, то здесь главной точкой соприкосновения с интересами иностранных инвесторов, а также ключевым условием дальнейшего роста является выход на новые рынки сбыта. Так, г-н Айтжанов заявил, что сейчас ведутся переговоры с Китаем по созданию совместного зернового терминала на 20–30 тыс. тонн. Как предполагается, его строительство начнется в 2015 году по ту или другую сторону границы. Наряду с этим, переговоры о строительстве терминала с возможностью производства муки ведет группа компаний «Алиби».
Серьезность намерений китайских инвесторов подтвердил представитель China Minzhong Food Corporation Ltd. Сэм Онг, который отметил, что его компания рассматривает возможности инвестирования в аграрные проекты промышленного масштаба с привлечением собственных специалистов и местных фермеров.
Вместе с тем главный инвестиционный директор Al Falah Capital Partners Дэвид Хербада высказал сомнение в том, что китайский рынок может быть более перспективным, нежели юго-западное направление, включая такие страны, как Иран, Ирак и даже Турция. По всей видимости, спикер прежде всего имел в виду зерно, а не муку.
Напомним, Казахстан довольно долго был одним из ведущих мировых экспортеров муки. Однако в последнее время ее традиционные импортеры Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан стали вводить пошлины на ввоз нашей муки и макарон, стимулируя при этом поставки зерна. Понятно, что всем странам хочется открывать новые производства, создавать дополнительные рабочие места. По той же причине и Казахстан не намерен терять наработанные объемы экспорта муки, а потому заинтересован в новых рынках ее сбыта, включая китайский.
К тому же неохваченным пока остается сектор глубокой переработки зерна с получением клейковины, крахмалов и прочих продуктов. Несколько лет назад свои намерения заняться этим видом бизнеса высказывал японский инвестор, однако он так и не смог достичь консенсуса в вопросе стоимости зерна.
В кулуарах форума поговаривали о том, что попытки вложиться в переработку зерна не оставляет и компания Toyota Tsusho. Кстати, она несколько лет сотрудничала с «КазАгроИнновацией» в сфере повышения урожайности зерновых путем применения космических технологий. «Прибыль на сегодня для нас не очень важна. Но в будущем она вернется сторицей… Наш менеджмент влюблен в Казахстан, поэтому мы надеемся привлечь поддержку из Японии и продолжим работать здесь 10–20 лет и больше», — подтвердил серьезность намерений Toyota Tsusho ее представитель г-н Такуя Ичихаши.
Нарастить мясо
Еще одно приоритетное направление инвестирования — развитие животноводства, спрос на продукцию которого планомерно растет во всем мире. При этом Россия может рассматриваться как емкий потребительский рынок говядины, баранины и свинины. Страны исламского мира, включая Иран, готовы покупать крупными партиями нашу ягнятину. Шкуры и шерсть традиционно импортирует Китай, а в последнее время интерес проявляет и Европа. Кроме того, наш внутренний спрос на молоко, молочные продукты и мясо птицы также удовлетворен лишь частично, а это значит, что наращивание объемов более чем актуально.
Опять же потенциальным инвесторам наши чиновники предлагали не столько развивать проекты «с чистого листа», сколько расширять производство на уже действующих сельхозпредприятиях. Так, например, в инвестициях для дальнейшего развития нуждаются Рудненский гормолзавод, Щучинский мясокомбинат, карантинно-экспортная площадка в Актобе, осуществляющая поставки мяса в Москву компания «Crown Батыс», птицефабрика «Комсомольская» и многие другие. Однако, судя по выступлениям потенциальных инвесторов, особого желания вкладываться в агропром Казахстана путем создания совместных предприятий они не испытывают. Более того, модератор форума г-н Бульон обронил фразу о рисках, связанных с такой формой сотрудничества: «В бизнесе мы всегда ищем партнера, поставщика, инвестора. Однако совместное предприятие — это больше хорошая теория, поскольку работать с кем-то, кого вы едва знаете, бывает очень рискованно».
С гораздо большим энтузиазмом инвесторы говорили об отдельных цельных проектах. Помимо говядины и баранины, зарубежные гости проявили интерес к производству мяса птицы в таких нишевых направлениях, как гусятина и индейка. А вот по куриному мясу определяющим фактором была названа емкость рынка. «Единственный вопрос, который для нас важен, — это рынок сбыта. Развивая внутреннее производство, надо смотреть на экспорт и быть конкурентоспособным. Поэтому мы говорим о вертикально интегрированном холдинге — от производства кормов, инкубации яйца, завода по убою и разделке до переработки. Важно не только производить тушку, хотя это и востребовано, но и осуществлять ее глубокую переработку. Однако еще раз: рынок, рынок и рынок сбыта… Видно, что правительство Казахстана прилагает много усилий для продвижения продукции, что не может не радовать», — заявил по этому поводу управляющий директор компании ED Capital Management Эллиот Данилофф.
Начало положено
При обсуждении практически всех проектов потенциальные инвесторы отмечали слабость логистики, кадрового потенциала и рынков сбыта. Вместе с тем гости форума успокаивали хозяев, что все это можно отстроить и организовать. «Когда-то мы тоже считали, что наш сыр моцарелла может получаться идеальным лишь в одном месте», — пошутил по этому поводу генеральный директор MMD Investments Диего Пешиатини.
Как ни странно, наиболее энергичными и инициативными выглядели инвесторы из не самых больших государств. Так, например, особое место в работе «КазАгро» с зарубежными партнерами занимает венгерское направление, которое усилилось после проведения совместного бизнес-форума в Будапеште. Сегодня обсуждается вопрос формирования казахстанско-венгерского фонда, куда каждая из сторон планирует вложить по $20 млн. На наш агропромышленный рынок планируют зайти такие венгерские компании, как Mirelit Mirsa, Lac Holding и Vitaford. Первая собирается перерабатывать плодоовощную продукцию, вторая — заниматься ее выращиванием и хранением, а третья намерена наладить кормопроизводство.
Генеральный директор Mirelite Mirsa Йозеф Лошо обратил внимание на то, что при наличии на юге нашей страны фруктов и ягод Казахстан не имеет промышленных линий по их заморозке. «Замораживание является хай-теком. Мало просто обеспечить заморозку минус 26 градусов, надо еще отладить и организовать логистику, хранение, продажи». Руководитель фирмы, имеющей 70-летнюю историю, очень осторожно говорил о будущем сотрудничестве с Казахстаном. И это понятно. В Венгрии его взаимодействие с фермерами давно налажено, они вместе планируют весенний посев, виды культур, объемы. Здесь же все это надо отстраивать с нуля. «Недостаточно просто передать технологию. Необходимо еще обучить людей ею пользоваться и управлять надлежащим образом. Поэтому мы хотели бы здесь присутствовать, участвовать, помогать людям в работе, передавать информацию и знания».
Подписанием документа о сотрудничестве форум в Астане завершился для казахстанского СПК «Будан», выращивающего элитные семена кукурузы, а также французской компании Irrifrance, специализирующейся на системах орошения. На итоговой пресс-конференции президент Irrifrance Осман Аиди заявил: «У этого фермера очень большие площади в Южно-Казахстанской области. Работа в хозяйстве будет проводится в шесть этапов, и в будущем, благодаря внедрению современных усовершенствованных систем орошения, вся площадь будет улучшена. Экономия составит 15% водных ресурсов, улучшится состояние и продуктивность пахотных земель. Мы надеемся, что в процессе сотрудничества с нашим первым клиентом нам удастся осуществить все задуманное».
Что касается животноводства, то по итогам форума было подписано два соглашения. Первое — с компанией Emirates Futures (ОАЭ) по созданию откормочной площадки на 20 тыс. голов КРС, овцеводческого хозяйства на 1 млн голов и крупнотоварной молочной фермы на 3 тыс. голов. Второе — с египетской Сairo Poultry Company по строительству птицефабрики мясного направления на 70 тыс. тонн.
Редакционный обзор