Курс на укрупнение
Несмотря на сезон отпусков, лето 2014 года оказалось богатым на события. Так, государство в лице фонда «Самрук-Казына» реализовало почти весь пакет акций БТА, Национальный банк озвучил новые требования к БВУ, а рейтинговое агентство Standard & Poor’s обновило оценку отраслевых рисков банковского сектора Казахстана.
Государство уходит из БТА
В начале июля пресс-служба Казкоммерцбанка сообщила о завершении сделки с ФНБ «Самрук-Казына» по при-обретению в равных долях с бизнесменом Кенесом Ракишевым 93% акций «БТА Банка». Оставшуюся долю в 4,26% акций фонд передал Казкоммерцбанку в доверительное управление, что обеспечило последнему операционный контроль над БТА.
Согласно ранее достигнутым договоренностям, за свою долю Казком отдаст 72,075 млрд тенге. Причем провести оплату планировалось в два этапа: 31 млрд – в день закрытия сделки и 41,075 млрд тенге – не позднее 1 июля 2017 года.
Примечательно, что информация о том, сколько заплатит за свою долю в БТА Кенес Ракишев и как это будет происходить, не разглашается. Однако если учитывать, что цена 100% акций БТА на момент предварительных договоренностей составляла примерно $1 млрд (то есть половину его балансовой стоимости), то будет справедливо полагать, что бизнесмен выложит сумму, сопоставимую с той, что дал Казком.
Между тем сделка уже одобрена советом директоров и общим собранием акционеров Казкоммерцбанка. Банком получены необходимые разрешения от Агентства по защите конкуренции и Национального банка.
Комментируя итоги сделки, председатель правления Казкоммерцбанка Нина Жусупова не скрывала своего удовлетворения: «Мы рады, что смогли завершить столь масштабную и сложную сделку в установленные сроки. Состоявшееся событие стало следующей крупной вехой в реализации нашей стратегии, направленной на усиление позиции Казкоммерцбанка как одного из ведущих универсальных финансовых институтов в Казахстане и Центральной Азии».
По ее словам, Казком сосредоточится на интеграции двух банков и снижении уровня неработающих кредитов. «Мы думаем, что данная сделка будет иметь долгосрочный позитивный эффект для банковской системы Казахстана и повысит ее устойчивость к экономическим циклам».
Свою оценку дал и председатель правления «БТА Банка» Магжан Ауэзов, который считает, что в интеграции двух БВУ есть два ключевых преимущества: расширение географии филиальной сети и доступа клиентов к финансовым продуктам и услугам. «Линейка этих продуктов будет существенно шире того, что сегодня предлагает каждый банк в отдельности. Первый шаг по пути интеграции уже сделан: с 25 июня мы отменили дополнительные комиссии при снятии денег держателями карт БТА и Казкома в банкоматах друг друга. В результате количество банкоматов, которыми могут воспользоваться клиенты БТА и Казкома, выросло в 2,5 раза». Более того, такая интеграция, по его мнению, обладает «уникальным потенциалом для консолидации человеческих и технологических ресурсов, что в дальнейшем позволит закрепить лидерские позиции и продолжать предоставлять клиентам лучшие продукты и решения».
В свою очередь, новый акционер и глава совета директоров «БТА Банка» Кенес Ракишев заявил, что сделка подвела логичную черту под обширным кризисным пакетом помощи, который государство было вынуждено предоставить для спасения и стабилизации казахстанской банковской системы. По его мнению, время показало правильность такого решения. «Я рад, что судьба «БТА Банка» в конечном итоге оказалась в руках отечественных инвесторов, и убежден, что новые акционеры предпримут все усилия для того, чтобы этот банк взял с собой в будущее лишь самые лучшие практики и опыт».
Смотреть рейтинг «Топ-10» казахстанских банков по объемам активов
Смотреть рейтинг «Топ-10» казахстанских банков по размеру собственного капитала
Смотреть рейтинг «Топ-10» казахстанских банков по объему депозитов физических лиц
Смотреть рейтинг «Топ-10» казахстанских банков по объему депозитов юридических лиц
Позитив от Народного
Не успели финансовые обозреватели и эксперты обсудить сделку по БТА, как еще один сюрприз преподнес Народный банк Казахстана. Он сообщил, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило его долгосрочные кредитные рейтинги в иностранной и национальной валютах с «ВВ» до «ВВ+» со «стабильным» прогнозом. При этом долгосрочный рейтинг по национальной шкале установлен на уровне «kzAA-».
Повышение рейтингов Народного аналитики S&P аргументировали усилением конкурентоспособности банка после кризиса, улучшением его бизнес-позиции и снижением рисков. При этом оценка агентства по второму показателю пересмотрена – изменена с «адекватной» на «сильную», поскольку деятельность банка характеризуется более высокой диверсификацией, чем у сопоставимых казахстанских БВУ. «Halyk является единственным банком в стране, который использует действительно универсальную модель бизнеса, при этом деятельность по основным направлениям – оказание услуг физическим и юридическим лицам – дополняется брокерской, лизинговой и страховой деятельностью. Доходы банка хорошо диверсифицированы: в 2013 году доля услуг корпоративным клиентам составляла 51%, а розничным – 43%».
В то же время аналитики S&P акцентировали внимание на том, что новые рейтинги Народного отражают высокие показатели прибыльности банка на протяжении всего экономического цикла, низкую уязвимость его ресурсной базы и наличие хорошо диверсифицированного кредитного портфеля. В агентстве ожидают, что в ближайшие два года этот БВУ продолжит поддерживать высокий уровень диверсификации бизнеса и стабильную прибыль.
Решение S&P прокомментировала председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова, отметив, что оно отражает объективные процессы: «В течение последних лет банк успешно продвигался на рынке, генерируя высокую прибыль, активно работая над дальнейшим совершенствованием бизнес-процессов и качественным усилением риск-менеджмента».
По ее словам, Народный одним из первых среди крупных отечественных БВУ достиг установленного регулятором порогового уровня неработающих кредитов NPL 90+, сократив их объем до менее чем 15%, тем самым добившись наилучшего качества кредитного портфеля в секторе.
Остается добавить, что новый рейтинг Народного на уровне «ВВ+» относится к «спекулятивной» категории и всего на одну ступень ниже рейтингов «инвестиционной» группы.
Новые лимиты для БВУ
Национальный банк несколько снизил эффект от позитивных новостей, транслируемых крупными игроками сектора, объявив о возможном введении новых ограничений для БВУ. Как отметил глава регулятора Кайрат Келимбетов, Нацбанк намерен ввести лимиты на привлечение депозитов населения, привязав их уровень к размеру капитала банка. «Мы договорились, что только те банки, у которых уже сегодня уровень капитализации свыше 100 млрд тенге, будут иметь неограниченный доступ к депозитам населения. Сейчас это восемь БВУ. Но есть банки, которые могут дорасти до 100 млрд очень быстро».
При этом г-н Келимбетов пояснил, что если капитал банка составляет 30 млрд тенге, то ему будет разрешено привлекать депозиты на сумму от 30 до 50 млрд тенге. Если капитал достигнет 50 млрд тенге, то банк сможет рассчитывать на вклады от 50 до 75 млрд. И наконец, если размер капитала дорастает до 75 млрд, то лимит на привлечение составит от 75 до 100 млрд.
Отдельная мера предусмотрена для БВУ, которые не намерены делать значительных вливаний в капитал. «На сегодня есть банки, которые не планируют увеличение своего капитала в силу своих разных бизнес-стратегий. У них будет ограничение в привлечении депозитов до 10 млрд тенге».
Главный банкир также назвал предполагаемые сроки и размеры увеличения регуляторного капитала. По его словам, регулятор предложил ужесточать требования к капитализации ежегодно: с 1 января 2016 года – до 30 млрд, с 2017-го – до 50 млрд, с 2018-го – до 75 млрд и с 2019-го – до 100 млрд тенге. В результате в Казахстане должна образоваться «премьер-лига банковского сектора, где 10–15 банков в целом будут закрывать около 95% всех депозитов и кредитов».
Еще одним неприятным сюрпризом для БВУ стало обращение г-на Келимбетова к населению, которому он посоветовал не брать кредиты, «если не знаете, что вы их вернете». При этом он напомнил, что, как правило, потребительские займы берутся под очень большие проценты: «Ставка ограничена только 56%. И надо понимать, что эта ставка накручивается. Если вы взяли этот кредит, то возвращаете не только эту сумму, а плюс проценты. И вы на это идете добровольно. Вопрос: вам это надо?» Свою позицию г-н Келимбетов аргументировал, ссы-
лаясь на опыт Турции, где государство проводит акцию под лозунгом: «Не берите кредиты, а то «попадете».
Масла в огонь подлил и заместитель председателя Нацбанка Куат Кожахметов, который напомнил, что банки второго уровня не должны брать с заемщиков комиссии за ведение ссудных счетов:
«У нас предусмотрено, что такие комиссии взимать нельзя. Мы эту работу проводим, а потому при нарушении законодательства любой потребитель финансовых услуг может обратиться в Национальный банк за помощью и защитой своих интересов. Мы в соответствии с законодательством можем применить санкции, в том числе при их накоплении наши меры в отношении банка могут быть достаточно суровыми».
Затронули руководители Нацбанка и тему возможного объединения «Альянс Банка», «Темiрбанка» и Forte bank. По словам Кайрата Келимбетова, сейчас завершаются переговоры с комитетом кредиторов и стороны в целом пришли к согласию. В перспективе мы получим объединенный банк, капитал которого, по первоначальным расчетам регулятора, превысит 120 млрд тенге. «Это будет очень серьезный новый игрок».
Не преминул г-н Келимбетов высказаться и в отношении слияния Казкома и БТА. «Сегодня можно говорить о том, что нам удалось спасти практически все те банки, которые государство поддерживало. В частности, одним из результатов этого является то, что до конца года такие банки, как Казкоммерц и БТА, объявили о своей программе слияния. Можно констатировать, что мы получим очень большой системообразующий банк, который будет занимать первое-второе место».
Говоря о требовании к банкам снизить уровень проблемных кредитов до 10%, Кайрат Келимбетов отметил, что в качестве стимула БВУ получат налоговые послабления. «Правительство совместно с Нацбанком подготовило проект изменений в налоговое законодательство, которые позволяют облегчить возможность списания безнадежных кредитов. Я думаю, что когда эти изменения будут подписаны главой государства, то можно будет говорить, что мы создали беспрецедентные условия и в целом банки имеют возможность списывать кредиты».
Кроме налоговых послаблений, БВУ получат финансовую поддержку от Фонда проблемных кредитов Нацбанка, для чего ему выделят 250 млрд тенге бюджетных средств. «К концу года после уточнения бюджета, наверное, мы их получим. И при оказании поддержки будем фокусироваться на банках, которые для нас представляют фокусные интересы. Прежде всего это Казкоммерцбанк и БТА, особенно после их слияния, а также АТФ и «Альянс Банк».
Баланс сил меняется, риски остаются
Однако бравурные заявления главы Нацбанка об успехах в деле помощи и объединения крупных БВУ блекнут на фоне отчета агентства S&P «Республика Казахстан: оценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора», который вышел буквально через два дня после пресс-конференции руководителей регулятора.
Как отмечают аналитики S&P, объединяемые БВУ в ближайшие годы будут отягощены рядом проблем. «Объединение двух крупных казахстанских банков АО «Казкоммерцбанк» и АО «БТА Банк», а также слияние АО «Альянс Банк», АО «Темiрбанк» и АО «Forte bank» приведет к созданию крупных по размеру активов финансовых организаций. Однако низкие показатели дохода, скорректированного с учетом рисков, низкое качество активов и проблемы интеграции будут оказывать негативное влияние на конкурентные позиции этих банков в ближайшие несколько лет».
При этом выход государства из капитала трех реструктурированных банков в 2013 году в агентстве назвали соответствующим среднесрочной стратегии правительства. В ближайшие годы эксперты S&P ожидают, что произойдет изменение структуры собственности или объединение еще нескольких небольших казахстанских банков. Это связано с планами государства повысить к концу 2018 года требования к минимальному размеру капитала в абсолютном выражении до 100 млрд тенге (для сравнения: сейчас 10 млрд). «Как следствие, мы прог-нозируем некоторые изменения в динамике развития банковской системы в ближайшие годы, что может обусловить повышение отраслевых рисков».
Что касается средних банков, то в последние годы их темпы роста были значительно выше средних показателей сектора, а рыночная доля увеличилась за счет уменьшения веса тех БВУ, которые уделяли больше внимания урегулированию своих портфелей проблемных кредитов. «Мы ожидаем, что быстрорастущие банки сохранят свои рыночные доли и начнут демонстрировать более высокие показатели прибыльности. Вместе с тем темпы роста казахстанских банков, собственниками которых являются российские финансовые организации, будут снижаться в связи с негативным влиянием девальвации тенге на уровень их капитализации, а также вследствие сложных экономических условий на российском рынке».
Возможности банков привлекать средства на внешних рынках в ближайшие два года аналитики агентства оценили пессимистично. «Мы ожидаем, что заимствования казахстанских банков на международных рынках капитала останутся крайне ограниченными в 2014–2015 годах, а доля внешнего долга в общем объеме фондирования будет продолжать сокращаться, отчасти благодаря второй реструктуризации АО «Альянс Банк».
По информации S&P, в середине 2014 года внешние активы банковской системы Казахстана по-прежнему превышали внешние обязательства. Так, совокупный внешний долг БВУ снизился с $46 млрд в 2007 году примерно до $11 млрд в первом полугодии текущего года. «Это сокращение главным образом было обусловлено списанием в 2010–2012 годах основной части внешнего долга АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк» и АО «Темiрбанк», погашением внешнего долга другими банками и сокращением после 2008 года новых выпусков облигаций, размещаемых казахстанскими банками за границей».
В то же время внутренние рынки заемного капитала аналитики агентства оценивают как «узкие и неглубокие». «Объем долговых обязательств частного сектора, выпускаемых на внутреннем финансовом рынке, в середине 2014 года составлял примерно 17% ВВП, при этом он немного сократился в последние 12 месяцев вследствие образования Единого пенсионного фонда».
Вместе с тем, по данным S&P, в течение последних четырех лет базовые депозиты клиентов (к которым агентством отнесены 100% вкладов домохозяйств плюс 50% депозитов корпоративных клиентов) составляли около 51% совокупных кредитов банковской системы. «Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне благосостояния домохозяйств в Казахстане и значительной зависимости фондирования от корпоративных депозитов, что обусловливает риски концентрации ресурсной базы казахстанских банков».
При этом в S&P считают, что розничные депозиты могут быть волатильными и «достаточно дорогостоящими», особенно для небольших банков. «Мы также отмечаем, что управление активами и пассивами осложняется растущей долей депозитов, деноминированных в долларах США, особенно после девальвации тенге в феврале 2014 года, что усиливает валютные риски».
Более того, финансовая устойчивость банков по-прежнему зависит от бюджетных средств, поскольку государство остается для банков «основным источником ресурсов». Согласно оценкам S&P, на конец 2013 года средства, размещаемые органами власти и государственными предприятиями на депозитах в коммерческих кредитных организациях, составляли примерно четверть всех вкладов, привлекаемых в банковскую систему.
Характеризуя ситуацию в секторе, S&P обратило внимание на то, что после финансового кризиса баланс сил в нем изменился. Однако аналитики агентства считают, что это не представляет угрозы для стабильности банковской системы. «Тот факт, что десять крупнейших банков контролируют около 79% совокупных активов, позволяет говорить об ограниченном влиянии небольших банков на результаты деятельности сектора и на профиль рисков в целом».
Тем не менее S&P не торопится переводить банковский сектор Казахстана из «группы 8», куда входят страны с высокими рисками. Напомним, что в соответствии с классификацией оценок страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) агентство делит страны на группы в зависимости от уровня рис-ков в их банковских системах: от «группы 1» с наименьшими рисками до «группы 10» с наибольшими.
Остается добавить, что в «группу 8», наряду с нашей республикой, входят банковские системы Азербайджана, Туниса, Аргентины, Венгрии и Нигерии. Тогда как банковский сектор нашего основного партнера по Таможенному союзу и ЕЭП – России – включен в «группу 7».
Сергей Зелепухин