USD/KZT 481.84 
EUR/KZT 531.33 
 KAZAKHSTAN №5, 2015 год
 МЕСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. От запретов к кооперации
АРХИВ

От запретов к кооперации

В условиях ВТО на смену казсодержанию придет обязательное партнерство между зарубежными и местными предприятиями

Объем казахстанского содержания в закупках недропользователей за последние пять лет увеличился почти в 2,5 раза. Однако в связи с падением цен на нефть и вступлением Казахстана в ВТО ситуация может измениться. О прогнозах развития нефтесервисного рынка и новых формах поддержки отечественных предпринимателей нам рассказал директор ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка» Нариман Тулегенов.

 

Какова роль вашей организации в поддержке отечественных производителей ТРУ для нефтегазового сектора?

Полагаю, что название нашей компании говорит само за себя. Мы являемся информационно-аналитическим центром по вопросам местного содержания в закупках недропользователей энергетического сектора. Учредителем выступает Национальная палата предпринимателей Казахстана, и мы, соответственно, являемся ее дочерней организацией.

Основные задачи центра – анализ динамики местного содержания в контрактах на недропользование, сбор, обработка и изучение данных о фактических и планируемых закупках недропользователей, анализ закупок на соблюдение требований правил, утвержденных правительством, формирование соответствующей базы данных по товарам, работам и услугам, а также компаниям их предоставляющих.

Как вы знаете, Национальная палата, представляя интересы субъектов предпринимательства, защищает права отечественного бизнеса и выступает за его активное вовлечение в реализацию инвестиционных и иных проектов и программ. Следовательно, роль нашей организации также очевидна – это оказание максимальной поддержки казахстанским предприятиям, задействованным в энергетическом секторе. Это и организация различного рода мероприятий (семинары, форумы, совещания, многосторонние встречи), и ведение переговоров с представителями государственных органов, отраслевых объединений и инвесторами по вопросам максимальной вовлеченности местных поставщиков в инвестиционные проекты энергетической отрасли, и выработка рекомендаций по созданию благоприятных условий для ведения эффективного бизнеса в нашей стране и т. д.

Кроме того наш центр выявляет лидеров в разрезе заказчиков выбранной продукции как в целом по Казахстану, так и по регионам, определяет спрос на продукцию, а также проводит анализ динамики цен, включая экспортные и импортные. Здесь нашей первостепенной задачей является обеспечение заказчиков максимально достоверной информацией и в короткие сроки, что немаловажно для создания и ведения успешного бизнеса. Также, располагая данными из первоисточника, мы предоставляем маркетинговую экспертизу для бизнес-проектов.

 

Какова динамика объемов закупок недропользователями товаров, работ и услуг за последние пять лет?

В 2010 году были введены законодательные нормы по развитию казахстанского содержания в нефтегазовой отрасли посредством внесения четких обязательств по местному содержанию в контракты недропользователей, утверждены правила закупок товаров, работ и услуг, а также единая методика расчета. Вместе с тем, закупки и отчетность к ним были переведены в электронный формат. Все это позволило выстроить четкие правила игры для всех игроков рынка.

В результате, общий объем местного содержания в закупках недропользователей нефтегазового сектора увеличился с 681 млрд тенге в 2010 году до 1,7 трлн тенге в 2014 году. Причем совокупная сумма их закупок за этот период также выросла в 2 раза – с 1,5 трлн до 3,1 трлн тенге.

Если говорить про текущую ситуацию, то по итогам первой половины 2015 года общий объем закупленных товаров, работ и услуг уже достиг 1,3 трлн тенге, в том числе на местное содержание пришлось 738,4 млрд тенге, или 56,3%. При этом, доля казахстанского содержания в закупе товаров составила 14,6%, а в работах и услугах – 66,3%.

 

Повысится ли доля местных производителей товаров для недропользователей в связи с девальвацией тенге?

По нашему мнению, прошедшая девальвация на покупке местных товаров сильно не отразится, поскольку отрасль является технологичной и большая часть сложного и технологичного нефтегазового оборудования, к сожалению, продолжает поставляться за счет импорта.

Более того, в связи с падением мировых цен на нефть снижаются доходы недропользователей и замедляются инвестиционные проекты, что, в свою очередь, может повлиять на снижение спроса на товары отечественного производства. Поэтому в данной ситуации мы не можем прогнозировать рост местного содержания.

 

С 1 января 2016 года Казахстан станет полноправным членом ВТО. Смогут ли наши предприятия выдержать конкуренцию внутри и за пределами страны, учитывая нестабильное состояние рынка и неизбежные ограничения, накладываемые на государство с точки зрения лоббирования их интересов?

В соответствии с достигнутыми договоренностями при вступлении в ВТО Казахстан принял на себя обязательства, ограничивающие роль государства на рынке недропользования. Так, из норм законодательства полностью исключаются требования о местном содержании в закупках товаров недропользователями.

Вместе с этим, наша страна закрепила переходный период для отмены противоречащих ВТО положений в действующих контрактах на недропользование. Для таких контрактов обязательства по местному содержанию в товарах сохраняются до 1 января 2021 года либо до окончания изначального срока действия, в зависимости от того, что произойдет раньше. Кроме того, на время переходного периода для казахстанских производителей товаров будет действовать 20%-ное условное снижение цены тендерных ценовых предложений.

Кроме того, поскольку государство отныне не сможет вести политику открытого протекционизма, правительством Казахстана рассматриваются иные формы поддержки отечественных товаропроизводителей. Один из таких способов оказания поддержки и, одновременно, повышения конкурентоспособности Министерство энергетики видит в сотрудничестве казахстанского бизнеса с ведущими иностранными компаниями, а именно, в создании совместных предприятий.

На сегодняшний день мы уже имеем ряд успешных примеров подобной кооперации. Так, в рамках реализации одного из крупнейших нефтегазовых проектов страны – проекта будущего расширения ТШО, созданы СП по проектированию, строительству и металлоконструкциям, бурению и автоматизации. Еще на одном крупном проекте по расширению Карачаганака, также ведутся переговоры о формировании СП по бурению и скважинным операциям. Более того, в рамках реализации этого проекта в условиях тендера на базовое проектирование предусмотрено требование к подрядчику об обязательном партнерстве с отечественной проектной компанией. Причем 40% и более объема работ должно быть выполнено нашими специалистами в Казахстане. Также с ведущими иностранными производителями прорабатываются вопросы организации сервисного обслуживания и вендорской поддержки на территории нашей страны.

Полагаю, что подобные механизмы позволят не только поддержать отечественный бизнес в условиях жесткой конкуренции, но и помогут казахстанским предприятиям достичь качественно нового уровня развития, поскольку им будет обеспечен доступ к передовым знаниям и технологиям мировых лидеров нефтегазовой индустрии.

 

Какие товары, работы и услуги в нефтегазовой отрасли наиболее востребованы в настоящий момент?

Если посмотреть на закупки недропользователей в разрезе товаров, то здесь больше всего покупаются трубы, арматура и насосы, устьевое и емкостное оборудование, электродвигатели, генераторы и компрессоры, химические реагенты, буровое и скважинное и электрооборудование, а также кабельная продукция.

В сегменте работ и услуг наиболее востребованными в настоящее время являются бурение, строительство и ремонт скважин, строительно-монтажные работы, инжиниринговые услуги и проектирование, геологические и геофизические услуги, и, конечно же, техническое обслуживание и ремонт оборудования.

 

Какую долю от общего объема составляют закупки с нарушениями? Какие основные нарушения правил?

Как я уже говорил, общая сумма закупок, проведенных в 2014 году, составила 3,1 трлн тенге, из них с нарушением Правил приобретения ТРУ проведены закупки на сумму 123 млрд тенге, т. е. 1,3% от всего объема.

Анализ закупок проводится на основании жалоб потенциальных поставщиков в отношении нарушений недропользователями Правил, а также выборочного анализа сделок на основании отчетов, представленных недропользователями в систему приема отчетов.

К наиболее распространенным нарушениям можно отнести два. Во-первых, установление недропользователями завышенных требований в конкурсной документации, не предусмотренных правилами, что является нарушением принципа добросовестной конкуренции потенциальных поставщиков, так как при этом сужается круг предприятий, имеющих возможность участвовать в закупках.

Во-вторых, необоснованный допуск или отклонение конкурсных заявок потенциальных поставщиков, представляющих заявки с нарушением требований к их оформлению и языкам, а также предоставление заявок с нарушением технических требований заказчика.

 

Какую сумму штрафов пришлось оплатить недропользователям в 2014 году и имеются ли задолжники?

По итогам прошлого года компетентным органом за неисполнение контрактных обязательств по местному содержанию было начислено штрафов на сумму 546,5 млн тенге, из которых выплачено всего 11,6 млн тенге, или 2,1%.

Вместе с тем, в целом за период 2011–2014 годов были наложены штрафные санкции в размере 3,5 млрд тенге. Самым крупным из них является штраф в отношении китайской компании-недропользователя АО «СНПС-Актобемунайгаз», который составил 2,7 млрд тенге, или 77% от общей суммы начислений. Общая же сумма платежей, поступивших в бюджет страны в виде штрафов за вышеуказанный период, достигла 2,9 млрд тенге, т. е. доля погашения составила 83%.

 

Есть ли в Казахстане недропользователи, которые работают без нарушений контрактных обязательств по местному содержанию? Назовите пятерку лучших.

Безусловно, такие недропользователи есть. К первой пятерке компаний, исправно исполняющих контрактные обязательства по местному содержанию, можно отнести такие предприятия, как Kazpetrol Group, «Кольжан», «Жамбыл Петролеум», «Саутс Ойл», а также «Урихтау Оперейтинг».

 

Какова ситуация с выполнением контрактных обязательств по обучению местных специалистов и НИОКР?

Наряду с требованиями по местному содержанию в закупках, контракты недропользователей содержат обязательства по финансированию обучения и повышения квалификации собственных работников, задействованных при исполнении контракта. Как правило, размер финансирования составляет 1% от инвестиций либо капитальных затрат недропользователя.

Однако, как показывает практика, часть этих средств остается неосвоенной. Поэтому министерство закрепило законодательную норму по расходованию неосвоенных средств на обучение граждан Казахстана в соответствии с перечнем наиболее востребованных специальностей в нефтегазовой сфере. В результате, за период с 2008-го по 2014 год компетентным органом в лице Министерства энергетики было согласовано направление недропользователями неосвоенных средств в размере 4,8 млрд тенге на обучение порядка 6,3 тыс. казахстанцев.

Что касается НИОКР, то здесь также законодательно предусмотрено финансирование недропользователями в размере не менее 1% от совокупного годового дохода по контрактной деятельности. Причем эти средства направляются как на работы, связанные с самой контрактной деятельностью, так и на другие проекты. К примеру, получение продукции с высокой добавленной стоимостью, исследования в области экологии, охраны труда, обеспечения безопасного ведения работ, энергосбережения и т. д. 

На сегодня обязательства по финансированию НИОКР содержатся в 30 из 204 контрактов. Совокупный объем средств, направленных в 2011–2014 годах, составил 16 648 млн тенге.  



Список статей
KAZENERGY 2015. За энергорынок!  Таир Мансуров 
KAZENERGY 2015. За диверсификацию!  Кайргельды Кабылдин 
МАНГИСТАУ. От нефти до бензина  Ракимбек Амиржанов 
ГЕОЛОГИЯ. Глубинные привилегии  Балтабек Куандыков 
RIXOS PRESIDENT ASTANA. Ивенты класса люкс  Гульмира Темирбекова 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem