USD/KZT 481.84 
EUR/KZT 531.33 
 KAZAKHSTAN №2, 2015 год
 Мы всегда готовы подставить плечо
АРХИВ

Мы всегда готовы подставить плечо

Как работает система поддержки иностранных инвесторов в Казахстане? Какие отрасли наиболее интересны для ТНК? На эти и другие вопросы отвечает заместитель Председателя Правления АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Кайрат Карманов.

Какие крупные ТНК были привлечены в экономику Казахстана с участием Вашего агентства в 2014 году?

В прошлом году при нашем содействии было привлечено семь крупных иностранных инвесторов с общим объемом капиталовложений на сумму свыше $100 млн. В их числе нидерландские компании Shell (реализация и развитие научно-исследовательских проектов) и Flowserve (сервисный центр по ремонту насосного оборудования), японские — NYK Line (строительство и эксплуатация терминалов в Алматы) и Shimadzu (совместная модернизация завода по выпуску рентген аппаратов на базе ТОО «Казмедприбор»), итальянская Gesan Production (строительство завода по выпуску автоматического биохимического анализатора CHEM-200 и медицинских реагентов для диагностического и лабораторного оборудования), турецкая Galaksi Group (расширение действующих мощностей и строительство II очереди завода по безотходному производству строительных материалов), а также немецкая Dr. Schumacher (строительство завода по выпуску медицинских дезинфицирующих средств).

Нужно сказать, что привлечение инвесторов, в особенности ТНК, является длительным процессом, а потому с этими компаниями мы начали работать намного раньше.

Что касается самих проектов, то, как видите, их качество постепенно улучшается. Если до первой пятилетки индустриализации в Казахстане реализовывались проекты добывающего сектора, то сейчас реализуются такие высокотехнологичные проекты, как, например, завод по выпуску рентген аппаратов. Хотелось бы также отметить, что две из семи привлеченных нами компаний присутствуют в списке Forbes Global 2000 — это Shell с 13-й позицией, а также Flowserve — 1692-е место. И хотя основным направлением деятельности Shell является нефтегазовая отрасль, тем не менее в Казахстане она запустила проект в научно-исследовательской сфере.

 

Какова специфика работы с ТНК, какие факторы являются для них главными при принятии инвестиционных решений?

Привлечение и взаимодействие с ТНК — это многогранный процесс. Для этого в стране была создана цельная система по привлечению инвесторов, которая включает в себя международный, центральный и региональный уровни. На первом из них в работе задействованы посольства Казахстана за рубежом. В ближайшее время планируется подключить представительства KAZNEX INVEST, которые будут открыты в приоритетных для нас странах. На центральном уровне работают национальные компании и государственные органы, в том числе наше Агентство. И наконец, непосредственно в регионах действуют Центры обслуживания инвесторов (ЦОИ).

Что касается главных факторов, влияющих на решение ТНК при выборе той или иной страны, то в этом ключевую роль играет размер рынка. К примеру, в одном из исследований ЮНКТАД — «Всемирный опрос об инвестиционных перспективах на 2013–2015 годы» — участвовавшие в опросе ТНК выделили Китай, США, Индию и другие страны с крупными рынками как наиболее перспективные страны для развития в них бизнеса. Рынок Казахстана для таких инвесторов является незначительным. Вместе с тем членство республики в Евразийском экономическом союзе открывает для ТНК общий рынок ЕАЭС, который насчитывает более 180 млн потребителей. Хотя в этом плане ЕАЭС значительно уступает и, соответственно, является менее привлекательным, чем другие крупные интеграционные объединения. Судите сами, для сравнения: общий рынок ЕС составляет более 500 млн потребителей, стран–членов Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) — 444 млн, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — более 620 млн, Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛААИ) — свыше 500 млн, а Союза арабского Магриба — более 200 млн потребителей.

Поэтому к нам ТНК в основном заходят со средними проектами, соответствующими размеру рынка. И одним из таких примеров является проект Toyota по сборке автомобилей мощностью около 3 000 единиц в год. Toyota — это крупнейшая транснациональная корпорация, однако сам проект небольшой, включающий производство всего одной модели.

Как видите, ТНК заходят к нам, но привлечь их к открытию крупных заводов и запуску масштабного производства из-за узости рынка остается довольно сложным. Приведу еще один пример — проект по производству сельскохозяйственной техники одной из крупных ТНК. Для открытия завода и поддержки минимальной рентабельности в стране ей требуется объем производства в размере 300 единиц техники в год. Наш рынок не позволяет обеспечить подобный стабильный спрос на много лет. А что касается российского рынка, то он уже заполнен своими производителями, способными в полном объеме закрывать его потребности.

Немаловажным фактором для ТНК является доля локализации продукции, выпускаемой в стране, которая также напрямую зависит от размера рынка. То есть чем он больше, тем больше доля локализации. В случае Казахстана этот показатель незначителен. К примеру, один из крупных производителей автокомплектующих, поставил условие для вхождения на рынок Казахстана и организации производства автокомплектующих только при наличии в Казахстане производства автомобилей в количестве не менее 120 тысяч штук в год.

В целом, около 60% всех ТНК в мире заняты в производственных отраслях, таких как автомобилестроение, химическая промышленность и т. д., еще 37% — в сфере услуг и только 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. На выбор ТНК той или иной отрасли также влияет уровень развития экономики. К примеру, в развитых и богатых странах ТНК инвестируют в обрабатывающую промышленность, а в государствах с бедной или менее развитой экономикой они предпочитают вкладывать в добывающие сектора. Казахстан, в свою очередь, является страной с переходной экономикой. Это означает, что, к примеру, проекты с крупноузловой сборкой автомобилей у нас будут достаточно дорогими, так как, с точки зрения инвесторов, рабочая сила у нас является недешевой. При этом для инвестирования в высокотехнологичной сфере у нас, по сравнению с Японией, Южной Кореей или Сингапуром, не хватает компетенции и недостаточно высококвалифицированных специалистов.

Учитывая возможности и потребности рынка, Казахстан объективно может рассчитывать на приход небольшого количества ТНК. Нашей стране необходимо сосредоточиться на отраслях, способных предоставить иностранным инвесторам действительно конкурентные условия для успешного производства. К примеру, в Казахстане есть все необходимые ресурсы и возможности в нефтехимическом комплексе. Уже ведутся переговоры с инвесторами, к примеру, из Саудовской Аравии по ряду проектов в этой сфере и мы надеемся, что в скором времени они выйдут на этап реализации.

Еще один привлекательный фактор для ТНК, наряду с размером рынка — это наличие выхода к морю. У Казахстана его нет, а потому мы сталкиваемся со значительными проблемами в развитии международной торговли в связи с высокими транспортными издержками. Так, согласно последнему исследованию группы Всемирного банка Doing Business 2015, стоимость экспорта или импорта одного контейнера у нас в 2 раза больше, чем в Европе и Центральной Азии, и в 5 раз — чем в странах ОЭСР. Для того чтобы компенсировать данные издержки, в Казахстане иностранным инвесторам предоставляются такие льготы, как налоговые преференции и субсидии в рамках нового пакета стимулов, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин, возмещение капитальных затрат.

 

Как осуществляется взаимодействие Вашего агентства с региональными центрами обслуживания инвесторов? Как бы Вы оценили эффективность их деятельности?

Как известно, ЦОИ были созданы по инициативе Министерства по инвестициям и развитию. Органом, курирующим их работу, являются акиматы в лице специальных заместителей акимов, которые отвечают за реализацию региональной программы индустриализации в целом, а также представителей управлений, которые контролируют вопросы привлечения инвестиций.

Результативность деятельности ЦОИ напрямую зависит от курирующих их акиматов. В некоторых областях они более эффективны, в некоторых — менее. К примеру, есть такие акиматы, которые считают, что ЦОИ необходимо ликвидировать по причине неэффективности. И наоборот, есть такие, которые успешно развивают свои центры и намерены расширить их до местного агентства по привлечению инвестиций. Это такая маленькая версия KAZNEX INVEST. Как видите, в каждой области свои подходы.

Тем не менее многие ЦОИ действительно демонстрируют успешную работу. На регулярной основе проводятся встречи с потенциальными и действующими инвесторами, круглые столы, семинары и другие информационно-разъяснительные мероприятия. Осуществляются постоянный сбор и систематизация полезной для инвестора информации о регионе. Помимо этого, некоторые акиматы инициируют выездные мероприятия, т. н. роуд-шоу, с целью презентации инвестиционных возможностей своих областей. Например, в прошлом году АО «Astana Innovations» приняло участие в роуд-шоу в Лондоне, а подведомственная организация акимата ЮКО — ТОО «Шымкент инновация» провела целый ряд роуд-шоу в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия и Корея), а также в Турции и странах Восточной Европы.

Что касается взаимодействия KAZNEX INVEST и ЦОИ, то оно многопланово. В первую очередь агентство принимает на центральном уровне инвесторов и направляет наиболее подготовленных из них в регионы для изучения местных условий. Во-вторых, наша служба по работе с областями оказывает методологическую помощь в виде обучающих семинаров для сотрудников ЦОИ и заместителей акимов.

Кроме того, KAZNEX INVEST регулярно проводит анализ оценки деятельности ЦОИ, который основан на методике, разработанной в нашем агентстве, и предназначен для Министерства по инвестициям и развитию. В нем используются следующие критерии: продвижение региона, работа по выявлению и решению проблемных вопросов инвесторов, сопровождение инвесторов и т. д. По результатам 2014 года высокие показатели эффективности достигли ЦОИ в Астане, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Южно-Казахстанской и Атырауской областях. Возможно, наша методика для центров может показаться достаточно субъективной. Но, на наш взгляд, какой-то рейтинг оценки их деятельности должен быть. При этом мы остаемся открытыми для обсуждения с регионами данной методики и ее улучшения.

Хотелось бы добавить, что работа акиматов и ЦОИ должна оцениваться по объему и качеству инвестиций, а также по количеству привлеченных инвесторов. И здесь в целом мы наблюдаем большой прогресс. Наиболее важный результат, который достигнут в рамках первой пятилетки индустриализации, — это создание системы по привлечению инвестиций как за рубежом, так и на местах, до ГПФИИР просто не существовавшей. И сегодня эта система в целом работает слаженно и скоординированно.

 

На Ваш взгляд, какие проблемы в рамках работы по привлечению инвесторов являются наиболее острыми?

Говоря о проблемах, связанных с привлечением инвестиций, мы полагаемся на мнение самих же инвесторов. Так, согласно независимому исследованию инвестиционной привлекательности Казахстана, проведенному Ernst&Young в 2014 году с участием 211 действующих и потенциальных инвесторов, одной из основных проблем была названа неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры. Сегодня по качеству инфраструктуры мы сильно отстаем от развитых. В рейтинге Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2014–2015 годы» по общему состоянию инфраструктуры Казахстан занимает 62-е место из 144 стран. Вместе с тем, как известно, в прошлом году президент предложил новую экономическую политику — «Нұрлы жол», стержнем которой является развитие инфраструктуры, в том числе транспортно-логистической. А это должно значительно повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов.

Среди других проблем, названных инвесторами, можно выделить торговую политику и торговые барьеры, препятствующие выходу на рынки соседних стран. В ближайшее время Казахстан планирует вступить в ВТО, что позволит нам вести более либеральную политику в этой сфере и, соответственно, значительно повысить инвестиционный потенциал.

Инвесторы также сталкиваются с такими сложностями, как недобросовестная конкуренция со стороны предприятий соседних государств, визовые вопросы, нехватка высококвалифицированных и компетентных кадров, бюрократия.

Для оказания помощи действующим инвесторам в Казахстане имеется рабочий орган инвестиционного омбудсмена, офис которого создан в нашем Агентстве 2 года назад. С момента создания рабочим органом собрана информация по более чем 60 обращениям инвесторов. При этом основными системными проблемами являются вопросы трудового, налогового, экологического законодательств и т. д.

Темой предстоящего пленарного заседания СИИ является развитие агропрома. По вашему опыту, насколько эта сфера привлекательна для иностранных инвесторов? Какие совместные проекты уже реализованы?

Всемирный банк еще в начале первой пятилетки индустриализации назвал наиболее конкурентоспособными и, соответственно, привлекательными для иностранных инвесторов в Казахстане две отрасли — транспортно-логистический и агропромышленный комплексы. Мы — одна из немногих стран в мире, имеющая не до конца реализованный потенциал в сельском хозяйстве. Казахстан находится в центре Евразийского континента, соседствует с Россией и Китаем, не так далеко Индия. Их совокупное население составляет 2,8 млрд человек, причем они относятся к странам с быстрорастущим населением. В целом в мире постоянно идет процесс роста населения, в особенности городского. Согласно оценки ООН, примерно к 2050 году доля людей, проживающих в городах, увеличится на 2,5 млрд — до более 6 млрд, или 66% от всего населения Земли. При этом основную часть составят жители Индии и Китая. Соответственно, мы находимся в таком регионе, где спрос на сельхозпродукцию будет постоянно расти. Согласно «Статистическому ежегоднику 2013 года» Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Казахстан занимает второе место в топ-20 стран с наибольшей площадью пахотных земель на душу населения.

Поэтому нам необходимо делать серьезную ставку на АПК и не просто на производство пшеницы и другого сырья, а на выпуск готовой пищевой продукции. Сегодня в Казахстане такое производство слабо развито и требует соответствующих инвестиций.

Тем не менее у нас есть проекты, реализованные в отраслях АПК. Среди успешных примеров можно назвать: завод по выпуску безалкогольной продукции Coca-Cola (Турция), производство молочной продукции Danone (Франция) и Lactalis (Франция) и т. д. Наряду с ними мы бы хотели видеть на рынке Казахстана такие ТНК, как Nestle, General Mills, Kraft Foods и др. Для того чтобы сделать агропром привлекательным в целом, нам необходимо улучшить законодательство в сфере земельных отношений. В своих рекомендациях по совершенствованию инвестиционной политики Казахстана эксперты ОЭСР отметили, что нам нужно расширить доступ иностранным инвесторам к земельным ресурсам, а именно максимально увеличить срок аренды земель сельхозназначения. При правильном развитии АПК у Казахстана есть широкие возможности для иностранных инвесторов. К примеру, согласно совместному сельскохозяйственному прогнозу ОЭСР и FAO, в 2023 году производство пшеницы в Казахстане вырастет на 26,5%, а экспорт — на 40% по сравнению с 2014 годом.

 

И в заключение, какие задачи являются приоритетными для Агентства на ближайший год?

Как известно, на одном из недавних расширенных заседаний правительства Глава государства дал поручение привлечь 10 ТНК в перерабатывающую промышленность. Это является одной из основных наших задач. В остальном список наших приоритетов не изменился. Будет продолжена работа по продвижению инвестиционного имиджа страны по всем возможным каналам, в том числе, по сопровождению национального инвестиционного интернет-ресурса www.invest.gov.kz. По аналитической части мы будем оказывать содействие в совершенствовании инвестиционного климата. Кроме того, в Агентстве функционирует офис инвестиционного омбудсмена, деятельность которого направлена на защиту инвесторов, а также решение проблемных вопросов.

Помимо этого, мы планируем запустить ряд представительств за рубежом. Эта практика уже доказала свою успешность в мире. К примеру, ирландское агентство по привлечению инвестиций IDA, имея представительства в 12 странах мира, основную массу инвесторов привлекает именно через них. Что касается KAZNEX INVEST, то на сегодняшний день у нас есть только одно представительство в Китае. Вопрос об открытии других офисов за рубежом мы прорабатывали в течение пяти лет, но из-за бюджетных ограничений это не представлялось возможным. В текущем году бюджет был выделен, и до его завершения мы планируем запустить ряд собственных представительств. Сейчас определяемся с приоритетными странами, а также юридическими аспектами. Надеемся, что с учетом правильно подобранных кадров наши представительства начнут эффективно работать уже в этом году.  

www.kaznexinvest.kz



Список статей
Как хранить время  Людмила Богуш-Данд 
Дайте людям близкие цели!  Владимир Волошин 
Экономике нужны стимулы  Редакционный обзор 
Этот дивный новый мир  Редакционный обзор 
Давление внешних шоков  Редакционный обзор 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem