Почему так важен системный подход
За последние годы структура экономики ЮКО претерпела кардинальные изменения. Благодаря приходу инвесторов и развитию предпринимательской инициативы все больший вклад в ВРП региона вносят новые высокотехнологичные предприятия. О том, как этого удалось достичь, мы попросили рассказать заместителя Акима Южно-Казахстанской области Сапарбека Туякбаева.
Сапарбек Куракбаевич, с какими результатами область завершила первую пятилетку программы ФИИР? Как отразилась ее реализация на экономических показателях региона?
Прежде всего хочу отметить, что впервые в рамках этой программы активная работа велась именно на уровне регионов. Конечно, поначалу были проблемы системного характера, несколько раз пришлось вводить изменения в законодательство. Тем не менее, по крайней мере, наша область сумела добиться весьма неплохих результатов. Самое главное — произошли позитивные структурные изменения в экономике региона. Так, если еще в 2009 году доля промышленности в экономике составила всего 15,4%, то, по итогам пятилетки, она превысила 28%. За это время объем промышленного производства возрос в 2,5 раза (с 255,8 млрд тенге в 2009-м до 650 млрд по итогам 2014 года). В 2,5 раза — с 168,7 млрд до 414,2 млрд тенге увеличились и показатели обрабатывающей промышленности. Как результат, ее доля в структуре валового регионального продукта поднялась с 11% до 18,5%.
Хотя и раньше в ЮКО было несколько крупных заводов, все же еще пять лет назад наш регион считался преимущественно аграрным. Сегодня же, несмотря на позитивную динамику в сфере услуг, агропрома, промышленность растет с опережением. Общий объем частных инвестиций, вложенных в экономику области за 5 лет, составил 1,1 трлн тенге, при этом 63%, или 687 млрд тенге, было вложено именно в промышленные сектора.
Еще один важный показатель — производительность труда в обрабатывающей промышленности, которая в ЮКО увеличилась в 2,1 раза — с $36,4 тыс. до $76,3 тыс. на человека. Это доказывает эффективность наших новых предприятий, а их появилось немало. В общей сложности в ходе первой пятилетки мы запустили 137 проектов (1/5 часть от общего количества, реализованных по республике в целом). Сумма инвестиций в них составила 184 млрд тенге, количество новых рабочих мест — более 11 тыс., а объем производства уже превысил 100 млрд тенге. Хотелось бы отметить, что 65% введенных инвестиционных проектов расположены в сельской местности. При этом все районы и города активно участвовали в реализации программы.
Какие запущенные инвестиционные проекты, Вы бы назвали знаковыми с учетом приоритетов программы?
В целом по итогам реализации первой пятилетки мы сумели провести техническое перевооружение ряда отраслей промышленности, сформировали 2 отраслевых кластера — фармацевтический и текстильный.
В фармацевтической отрасли реализовано 5 крупных проектов на сумму инвестиций около 13 млрд тенге. Впервые в СНГ начат выпуск вакуумных пробирок на ТОО «Экофарм Интернейшнл», налажена сборка передвижных медицинских комплексов, производство медицинской техники и оборудования на базе ТОО «Казмедприбор». Вместе с тем поэтапно реализуется проект по расширению производственных мощностей АО «Химфарм», где в 2014 году заработал новый цех выпускающий инфузионные и инъекционные растворы.
В текстильной промышленности, при участии турецких инвесторов, введены в эксплуатацию две первые в Казахстане фабрики по производству ковров и ковровых изделий: ТОО «Бал Текстиль» и ТОО «Назар Текстиль» общей стоимостью 9 300 млн тенге. Открылись две современные текстильные фабрики — Oxy Textile и South Textiline KZ. Кроме того, в регионе начато производство мужской одежды (Golden Nomad), а в ближайшее время мы запускаем еще одну крупную швейную фабрику, которая будет выпускать носочно-чулочную продукцию, постельное белье и другие готовые текстильные изделия. Следующий шаг по развитию текстильного кластера — строительство прядильных предприятий, что позволит нам отказаться от импорта сырья.
Благодаря активному развитию стройиндустрии, строители региона на 94% обеспечены местными материалами. Сейчас в ЮКО работает 3 цементных завода (в том числе «Стандарт Цемент» — первое в Казахстане предприятие по производству цемента сухим способом мощностью 1 млн т), 3 кирпичных завода, два предприятия по производству ПВХ и алюминиевых профилей. Запустили второй в Казахстане завод по переработке стекла… Причем многие из этих предприятий ориентированы на весь рынок Казахстана, а некоторые уже выходят на экспорт.
Среди показательных проектов в других отраслях могу отметить птицекомплекс по выращиванию, убою и глубокой переработке мяса индейки, запущенный компанией «Ордабасы құс» под торговой маркой «Дәмді ет». Уже сейчас порядка 30% этой продукции экспортируется в Россию. Компания «HILL Corp.», опять же впервые в республике, запустила завод по производству высококлассных смазочных материалов с брендом Fastroil по американской технологии. На данный момент предприятие обеспечивает 40% внутреннего рынка. В сфере машиностроения компания Karlskrona LB AC наладила производство насосов и затворных дисков по немецкой технологии, а «Кентауский трансформаторный завод» провел широкомасштабную модернизацию и открыл цех по производству комплектующих для своих трансформаторов, увеличив местное содержание в своей продукции.
Я мог бы еще долго перечислять — список введенных проектов у нас самый большой по республике. И поверьте, каждым из них мы можем по праву гордиться.
По оценкам правительства, Ваш регион является едва ли не самым результативным по итогам первой пятилетки. В чем секрет такого успеха?
Мы решили системно подойти к улучшению бизнес-климата. Прежде всего с учетом задач программы индустриализации провели анализ потенциала и определили приоритетные отрасли экономики региона — АПК, пищевая промышленность, легпром, туризм, энергетика, стройматериалы, логистика, фармацевтика. Хороший потенциал есть в нефтехимии и металлургии. Составили карту перспективных проектов и проработали их рациональное размещение в разрезе районов и городов с учетом специализации. Затем выявили узкие места в привлечении инвесторов и развитии предпринимательства, такие как административные барьеры, отсутствие единой информационной базы, необходимой инфраструктуры, квалифицированных кадров и т. д.
И уже на основании этих данных мы смогли выстроить эффективный механизм государственной поддержки на региональном уровне. Для этого наряду с АО «НК «СПК «Шымкент» (которое отвечает за крупные проекты и точки роста экономики) были созданы отдельные структурные подразделения областного акимата и в целом система управления региональными институтами развития.
Так, для снижения админбарьеров для бизнеса и инвесторов в ноябре 2012 года впервые в Казахстане при нашем акимате был открыт Центр обслуживания предпринимателей с филиалами во всех городах и районах области, который действует по принципу «одного окна». Сегодня бизнесменам не нужно бегать по разным инстанциям, чтобы начать новый проект. Обратившись в ЦОП ЮКО, они могут получить весь комплекс услуг, начиная от обучения, консультаций, составления бизнес-плана и заканчивая сопровождением проектов. Здесь же помогут определиться с подготовкой заявки и выбором тех или иных инструментов гос-поддержки. И все это, заметьте, абсолютно бесплатно.
Благодаря ЦОПу мы также кардинально сократили сроки получения разрешительных документов. Например, для разрешения на строительство теперь вместо 160 требуется всего 36 дней, получение технических условий на потребление газа сократили с 90 до 7 дней, а на подключение к электроснабжению — с 30 до 15 дней. Назовите мне другой регион, который может похвастаться такой оперативностью?
Кроме того, при ЦОП ЮКО функционирует Школа предпринимательства, где обучают начинающих и действующих предпринимателей. Проводятся курсы по основам ведения бизнеса, также тематические семинары-тренинги и практические мастер-классы на базе действующих предприятий и хозяйств. В этом году мы выделили из областного бюджета 1,9 млрд тенге на строительство таких школ в каждом районе и городе области.
Это очень удобно — обучившись, начинающие бизнесмены сразу получают все, чтобы начать свое дело (бизнес-план, финансирование, различные разрешения, регистрацию и др.). Фактически ЦОП ЮКО и Школа предпринимательства осуществляют функции бизнес-инкубатора. Согласитесь, это кардинальное решение проблемы МСБ. За 2,5 года в ЦОПе оказана поддержка 45 тыс. предпринимателям, а это почти 35% от их общего количества в области.
Еще одно наше ноу-хау — региональный инвестиционный центр «Максимум». Это финансовый институт для проектов МСБ, прежде всего в сельской местности, который мы капитализировали за счет местного бюджета. РИЦ «Максимум» поддерживает проекты Карты индустриализации, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, лизинг сельхозтехники и оборудования, инновационные проекты. Основными инструментами являются прямое кредитование под 7% годовых, финансовый лизинг под 8% годовых и микрокредитование через дочернюю организацию МФО «Ырыс» под 6,5–12% годовых. При этом, в отличие от тех же банков, здесь нет комиссий за выдачу и обслуживание кредитов. В общей сложности с 2009 года профинансировано уже 10 тыс. проектов на сумму 27,5 млрд тенге. И качество кредитного портфеля просто отличное — возвратность составляет около 90%. Какой банк может похвастаться таким показателем?
Что касается привлечения инвесторов и трансферта технологий, то в 2012 году для этого мы создали ТОО «Шымкент инновация». Работая в обоих направлениях, данный центр фактически представляет собой НАТР и KAZNEX INVEST в одном лице. И это вполне оправданно — ведь нам нужны не просто инвестиции, но и новые технологии для решения конкретных проблем. За последние два года «Шымкент инновацией» проведены роуд-шоу с участием предпринимателей региона в европейские (Германия, Швейцария, Италия, Польша, Чехия и Венгрия) и азиатские страны (Малайзия, Индонезия и Южная Корея), а также в Россию и Турцию для презентации наших инвестиционных возможностей, налаживания делового сотрудничества и обмена опытом. По итогам этой работы в области начата реализация более 30 инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов на общую сумму более $2 млрд. В этом году мы продолжаем активно развивать данное направление.
Насколько мы знаем, привлекая инвесторов, в ЮКО делают большую ставку на развитие индустриальных зон?
Это действительно так, и здесь у нас тоже собственный подход. Зачастую в этой сфере сначала начинают искать проекты, а уже потом задумываются о создании условий. Тогда как опыт показывает, что 70–80% инвесторов приходит только после подведения инфраструктуры, убедившись в ее наличии. Первый шаг должно делать государство. Поэтому мы решили рискнуть и прежде всего озадачились подготовкой индустриальных площадок со всей необходимой инфраструктурой. И это себя полностью оправдало.
Так, в 2010 году в Шымкенте открылась наша первая индустриальная зона «Оңтүстік» с общей площадью 337 га. На подведение инфраструктуры затратили 5,8 млрд тенге. Сегодня в ней размещен 71 проект, из которых 45 уже пущено в эксплуатацию. Причем на каждый бюджетный тенге было привелечено 13,2 тенге в виде частных инвестиций. За это время в виде налогов и платежей от запущенных предприятий мы уже получили в бюджет около 3 млрд тенге. Еще пару лет — и затраты бюджета на создание этой ИЗ полностью окупятся.
На данный момент Зона уже заполнена на 90%, поэтому в пригороде Шымкента мы создали еще три — ИЗ «Бадам», ИЗ «Тассай» и «Агро-индустриальную зону», каждая из которых специализируется на конкретном отраслевом направлении. Здесь же расположена «Казахско-Турецкая индустриальная зона». Управлять ею будем совместно с турецкими партнерами. Мы отвечаем за инфраструктуру, а они взяли на себя обязательства по привлечению инвесторов. Согласитесь, идеальные условия для сотрудничества.
Более того, мы пошли еще дальше и сейчас ведем работу по развитию 14 малых индустриальных зон во всех районах и городах области площадью от 50 до 100 га каждая. А для того чтобы все это хозяйство функционировало эффективно, при АО «НК «СПК «Шымкент» организована Управляющая компания индустриальными зонами «Оңтүстік». Ее основная задача — предоставлять эксплуатационные, инжиниринговые, административно-хозяйственные, логистические и консультационно-аутсорсинговые услуги. По мере роста количества активных участников ИЗ деятельность управляющей компании будет становиться все более прибыльной. Эти деньги пойдут на расширение действующих и открытие новых зон. Фактически мы сможем обходиться без вложения на эти цели дополнительных средств из бюджета.
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что теперь у нас полностью выстроена вся работа — начиная от привлечения инвестиций, внедрения новых технологий и обеспечения инфраструктурой до снижения админбарьеров и предоставления финансирования. Все системные вопросы решены, и ЮКО в новую пятилетку вошла, что называется, во всеоружии. Сейчас в Карту индустриализации на 2015–2019 годы уже входят 104 проекта, а через два месяца будем ее обновлять — включим еще 10 проектов. В целом в ходе второго этапа программы индустриально-инновационного развития планируется создать порядка
19 тыс. новых рабочих мест.
Какие факторы можно считать основными преимуществами области с точки зрения ее инвестиционного потенциала и что оказывает ограничивающее воздействие в этой сфере?
Среди основных преимуществ я бы назвал сбалансированную структуру экономики, удобное географическое месторасположение и логистический потенциал, и самое главное — человеческие ресурсы.
Огромное наше преимущество — это благоприятные климатические условия и большие площади орошаемых земель. У нас можно заниматься всем — овощи, фрукты, бахчевые, животноводство, рыбоводство. По ряду сельскохозяйственных культур и продуктов питания ЮКО уже является ведущим регионом Казахстана. Так, мы обеспечиваем 100% производства хлопка, 70% винограда, 64% бахчевых, 38% сафлора, 36% плодов и 23% овощей. Сейчас в ЮКО работают 33,9% всех сельхозпредприятий и 24,5% производителей напитков, размещаются 87% всех тепличных комплексов рес-публики. В прошлом году разработали и запустили программу животноводства, есть большие планы в сфере интенсивного садоводства с использованием опыта Турции, Италии и Польши. Все это позволяет активно инвестировать в производство продуктов питания, в том числе с ориентацией на экспорт в Центральную Азию и в Россию. Это огромный рынок.
Важным фактором является логистический потенциал. Строительство автодороги Западная Европа — Западный Китай открывает кратчайший международный маршрут между Европой и Азией. Кроме того, ЮКО может играть роль южных ворот Евразийского экономического союза в Узбекистан и другие страны Центральной Азии с совокупным населением в 40 млн человек. В этой связи сейчас мы активно прорабатываем и реализуем ряд проектов по строительству торгово-логистических центров по всей территории региона.
Очень интересный проект в этой сфере — развитие международного аэропорта в Шымкенте с доведением пассажирооборота до 2,5 млн человек в год. В его рамках запланировано возведение пассажирского и грузового терминалов, которые будут интегрированы с железнодорожной и автобусными станциями, а также транспортно-логистическим центром площадью в 92 га. Такая концепция сейчас активно используется в Европе, однако на территории СНГ она будет использована впервые. Это значительно повышает эффективность логистики.
Но, конечно, самое главное богатство — это наши люди, которые по своей природе очень предприимчивы. Опять же мы являемся самой густонаселенной областью Казахстана и имеем огромные людские ресурсы. Правда сейчас ощущается определенная нехватка профессиональных кадров — открывается много новых современных заводов, и конкуренция на рынке труда усилилась. Но и это решаемо. При участии наших крупных предприятий неплохо сейчас развивается профтехобразование и дуальная система. Вместе с тем в этом году мы начинаем строительство нового университета в Шымкенте, который будет работать по модели Назарбаев Университета в партнерстве с ведущими вузами США и Германии. Я думаю, что уже через пять лет он станет «кузницей» высококвалифицированных специалистов международного уровня.
Конечно, есть и узкие места. Большая проблема — высокие тарифы на газ и электроэнергию. Мы зависим от импортного узбекского газа, и хотя определенный объем голубого топлива поступает из западных регионов, все же 1 тысяча м3 у нас стоит 25 тыс. тенге. Такой цены нигде в нашей стране нет. Та же ситуация с электроэнергией. Имея один ТЭЦ и Шадринскую ГЭС, мы на 50% зависим от поставок электричества Северного Казахстана. Проблему дефицита мы уже решаем — прорабатываем более 20 проектов в сфере ВИЭ. Это солнечные и ветроэлектростанции, а также малые ГЭС с участием французских и немецких инвесторов. В этом году запускаем 5 из них общей мощностью 107 МВт, а в следующем году еще 6 на 183 МВт. В конечном счете это позволит нам полностью закрыть ситуацию энергодефицита. Проблема в том, что на уровень тарифов в целом это никак не влияет. И в этом плане мы серьезно теряем с точки зрения инвестпривлекательности по сравнению с другими областями. К сожалению, на своем уровне этот вопрос нам не решить.
Очевидно и то, что мы не можем тягаться с западными, центральными и восточными регионами республики по запасам природных ископаемых (кроме урана). Однако именно такая ситуация, как у нас, заставляет по максимуму включать деловые качества — инициативность, решительность, предприимчивость и готовность к партнерству.