Молодые таланты – наш ключевой актив
Казахстан обладает значительными ресурсами, которые могут быть использованы для ускорения своего экономического развития. Однако нефть и металлы – далеко не самые важные ресурсы. Ключевым активом нашей страны является талантливая молодежь, которая имеет невероятный потенциал. Именно так считает ректор Нового экономического университета им. Турара Рыскулова, профессор Кшиштоф Рыбиньски.
Когда приближается конец семестра, родители, как правило, спрашивают своих детей об итоговых оценках, которые те получат. Чаще всего студенты имеют как хорошие оценки, так и не очень. При этом существует две возможные реакции родителей. Одни из них фокусируются на плохих оценках, узнают о причинах и заставляют своих сыновей или дочерей улучшить их. Это наиболее распространенная реакция. Но у некоторых родителей другой подход, они больше концентрируются на хороших оценках и мотивируют своего ребенка еще больше улучшать свои навыки в той сфере, в которой он более силен.
Эта статья написана ректором университета. Однако речь в ней будет идти не об образовании, а об инвестиционной привлекательности Казахстана. Я буду писать с точки зрения профессора экономических наук, который находится в этой стране всего четыре месяца. Для начала мы рассмотрим этот вопрос используя подход родителя, обеспокоенного не очень хорошими оценками, а затем покажем, чего может добиться Казахстан, если сфокусируется на своих имеющихся сильных сторонах. При этом мы будем анализировать определенный набор статистических данных за последние 10 лет, которые важны для определения инвестиционной привлекательности Казахстана.
Давайте начнем с не очень хороших оценок. На первой странице представлены два основных показателя, раскрывающие международную инвестиционную конкурентоспособность Казахстана: объемы экспорта и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по отношению к ВВП. За последние 10 лет оба эти соотношения показали тенденцию к снижению. ПИИ снизились с 10–13% отметки до 3–7% от ВВП, в то время как экспорт опустился с 45–55% до 40%. И хотя снижение притока ПИИ отчасти можно объяснить воздействием мирового финансового кризиса, однако в других странах с переходной экономикой наблюдался рост этого показателя. В свою очередь, данные по экспорту связаны с международной конкурентоспособностью казахстанской экономики. В большей части тенденция снижения этого показателя объясняется спадом в России и девальвацией рубля, тем не менее она также показывает более глубокие структурные проблемы. Для экономистов такие тренды не являются чем-то неожиданным — большинству стран, богатых сырьевыми ресурсами, весьма трудно построить сильную экспортную базу вне нефтегазового сектора. В условиях, когда этот сектор влияет на рост заработной платы по всей стране и привлекает лучшие таланты, другие отрасли развиваются плохо. Экономисты называют это «голландской болезнью».
Теперь мы можем приступить к измерению структурной конкурентоспособности. Как известно, Всемирный банк публикует индекс Doing Business, который показывает, насколько законодательство той или иной страны дружелюбно с точки зрения ведения бизнеса. Десять лет назад Казахстан в этом рейтинге находился в пределах 60–80-го места, затем был период постоянного улучшения позиций, вплоть до прошлого года, когда страна опустилась с 50-го до 77-го места. Интересно то, что при рассмотрении отдельных компонентов индекса ухудшения не наблюдалось, более того, некоторые показатели были улучшены. Так почему же Казахстан так сдал свои позиции в общем рейтинге? Да просто другие страны улучшили свою нормативную базу быстрее, чем Казахстан. Когда все бегут, а ты идешь, они тебя обгоняют.
Всемирный экономический форум ежегодно проводит измерение конкурентоспособности страны, основываясь на мнении более 14 000 топ-менеджеров по всему миру. В этом рейтинге Казахстан поднялся с 56-го на 50-е место. Действительно, за последние 20 лет республика добилась огромного успеха, перейдя из разряда бедных стран в стан государств со средним уровнем дохода. Следующая цель — войти в число богатых стран. Однако это требует того, чтобы были построены другие ключевые факторы роста конкурентоспособности, главным из которых должна стать инновационность. К сожалению, новости в этой сфере не так хороши. В глобальном инновационном рейтинге (The Global Innovation Index) Казахстан за десять лет опустился с 61-го на 72-е место. Это означает, что республике нужно усилить политику, стимулирующую инновационную активность и внедрить лучшие международные практики в сферу продвижения инноваций.
Построение эффективных инновационных экосистем является сложной и комплексной задачей. Однако ключевой компонент инновационной системы — это человеческий капитал, особенно с точки зрения развития молодежного потенциала. Каждые три года ОЭСР проводит комплексный экзамен среди старшеклассников в возрасте пятнадцати лет для проверки их способностей (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, МПОБДС). И хотя Казахстан набирает меньше среднего балла по ОЭСР, все же имеются заметные улучшения. В период с 2009-го по 2012 год значительно возросли показатели по математике и точным наукам, и сейчас молодежь Казахстана продолжает улучшать навыки, относящиеся к пониманию или письменной речи (79% от среднего балла ОЭСР).
Все, что было сказано выше, мало отличается от поведения родителей, обеспокоенных не очень хорошими оценками своего ребенка. Но, как уже говорилось, умные родители фокусируются на сильных сторонах своего ребенка, а не на слабых. И здесь у нас появляются хорошие новости. За свою жизнь мне приходилось работать во многих странах: у себя на родине — в Польше, в США, Великобритании, во множестве европейских государств, в Японии. Последние четыре месяца у меня была возможность не раз пообщаться с нашими студентами в Казахстане, и я могу с уверенностью сказать, что здешняя молодежь является наиболее талантливой среди тех, кого я когда-либо встречал. Это наибольшее преимущество Казахстана. Целью государства, университетов и высших школ должно быть построение системы, которая позволит этим молодым талантам показать себя в успешных бизнес-проектах так, чтобы страна продолжила свой рост независимо от стоимости нефти. Вы можете увидеть подтверждение моих выводов, взглянув на позиции республики в рейтинге GTCI (Global Talent Competitiveness Index, Глобальный индекс конкурентоспособности талантов), где страна занимает 40-е место, продвинувшись на 6 мест только за последний год.
Университеты должны сыграть главную роль в создании системы, которая позволит высвободить огромный потенциал молодого поколения Казахстана. В XX веке университеты фокусировались на предоставлении знаний студентам. Сейчас же большинство вузов понимают, что этого недостаточно, и сосредоточилось на формировании у студентов комплекса компетенций (знание, навыки, отношение), которые позволят их выпускникам занять хорошие рабочие места. Но и этого недостаточно для Казахстана. Миссией университетов должно быть создание такой экосистемы, которая позволит студентам раскрыть свои таланты, развить и использовать их как для улучшения существующих компаний и предприятий, так и для создания новых, которые станут успешными на глобальном уровне.
Я недавно встречался со многими казахстанскими руководителями высшего ранга: большинство из них наши выпускники, и все они намерены внести свой вклад в процесс создания такой инновационной экосистемы. Студенты больше не должны писать такие дипломные работы, которые потом никто не читает. Они должны скооперироваться и работать с настоящими проблемами, которые предлагаются университетам их деловыми партнерами. Со студентами более не должны обращаться как с источником дешевой рабочей силы, их мозг и разум может и должен быть использован для изменения существующих бизнес-моделей и создания новых. И поверьте мне, молодое поколение Казахстана обладает невероятным потенциалом для выполнения своей роли в развитии казахстанской экономики в XXI веке. Просто дайте им шанс!
Позвольте мне еще раз вернуться к истории обеспокоенного родителя. Очень часто по телевидению, в газетах, журналах мы фокусируемся на проблемах, с которыми сталкивается наша страна. Аналогичным образом, когда обеспокоенный родитель узнает, что его ребенок получил не только хорошие оценки, но и плохие, он фокусируется на последних и вынуждает своего сына или дочь улучшить их. В результате ребенок тратит больше времени на заучивание текстов, которые ему неинтересны, и вместо того чтобы развивать свои сильные стороны и таланты, борется со слабыми. Существует множество литературы по позитивной психологии, которая объясняет, почему данная стратегия неправильна. Лучше всего — это сконцентрироваться на сильных сторонах ребенка. Когда сын или дочь показывают свое превосходство в некоторых предметах, он или она должны тратить больше времени на развитие навыков именно в этих сферах. Все это также применимо к стране. Мы хотим, чтобы Казахстан стал намного более привлекательным для иностранных инвестиций, чтобы мы могли тратить больше времени на развитие сильных сторон этой страны. Следовательно, государство должно уделять большее внимание обсуждению поддержки молодого поколения, а не тратить время на рассмотрение сфер, в которых страна занимает низкое место в международных рейтингах. Хорошей новостью здесь является то, что формирование естественных сильных сторон Казахстана намного легче, требует меньше денег и меньше времени, по сравнению с борьбой со слабыми. Например, казахстанская молодежь может извлечь выгоду из положений, дающих большую автономию хорошим университетам. Система качества национального высшего образования может быть преобразована так, чтобы больше сфокусироваться на результате обучения, а не на соблюдении стандартов. Все это цели, декларируемые Болонской системой образования, частью которой является и Казахстан. Системы проверки национальных знаний, такие как экзамен WOLD, могут быть реформированы, а вместо многовариантного тестирования мы можем проверить способности студента путем обязательного участия в проектах, сфокусированных на потребностях реального бизнеса.
Казахстан обладает значительными активами, которые могут быть использованы для ускорения развития страны. И нефть среди них — далеко не самая важная. Ключевыми ресурсами страны являются талантливые молодые люди. Дайте им развитие, помогите раскрыть их талант, дайте возможность запустить новый бизнес, основанный на их естественных преимуществах. Будущее этой страны не зависит от стоимости нефти или экономического процветания ключевых торговых партнеров. Все в руках молодого поколения Казахстана. И поверьте мне, это поколение обладает невероятным потенциалом.
Кшиштоф Рыбиньски
Имеет степень магистра компьютерных наук и Ph.D. в области экономики.
Работал программным инженером в Токио, директором программ Фонда Сорос в Центральной и Восточной Европе, консультантом Всемирного банка. Был главным экономистом и управляющим директором коммерческих банков. В 2004 г. он был назначен Заместителем Председателя Национального банка Польши указом Президента Польши и исполнял обязанности в течение четырех лет до 2008 года. В сферу его ответственности входили исследования, регулирование валютных запасов, платежные системы, денежно-кредитная статистика, международные отношения. Под его руководством НацБанк Польши изменил свою инвестиционную стратегию, получив в результате дополнительную прибыль в $1 млрд.
В 2004–2005 гг. был членом Экономической и Финансовой Комиссии ЕС, в 2007–2008 гг. – членом Польского Комитета по финансовому надзору. В 2007–2008 гг. – заместитель главы Всемирного банка в Польше.
Являлся членом Наблюдательного Совета ряда финансовых компаний (2008–2009 гг.) и партнером Ernst&Young (2008–2010 гг.).
С 2010-го по 2015 год – профессор и ректор Университета «Вистула» в Варшаве.
С февраля 2015 года занимает должность ректора Нового экономического университета имени Т. Рыскулова.