USD/KZT 447.4  -1.49
EUR/KZT 477.55  -0.38
 KAZAKHSTAN №5, 2015 год
 KAZENERGY 2015. За диверсификацию!
АРХИВ

За диверсификацию!

Как заявил генеральный директор АО «КазТрансОйл» Кайргельды Кабылдин, диверсификация поставок углеводородов на мировые рынки будет одним из стратегических направлений деятельности национальных компаний.

Создание эффективно функционирующей сопутствующей инфраструктуры является одним из факторов привлечения инвестиций в энергетику, поскольку без ее наличия не будет достаточно благоприятного климата для реализации проектов в этой сфере. При этом геополитическое положение Казахстана дает здесь ряд стратегических преимуществ. Если посмотреть на карту, то на западе у нас расположен огромный нефтеносный бассейн Каспийского моря, в котором сегодня уже поощряются разработки таких месторождений, как Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в Азербайджане, Северо-Каспийский проект в Казахстане, месторождение Корчагина в России, а также Челекен и месторождения блока 1 в Туркменистане. Все они будут потенциальными источниками поставок УВС.

Туркменистан, Азербайджан, Иран и Россия являются крупными держателями нефти и газа. Однако в настоящий момент происходит трансформация поставок. Раньше мы все были нацелены на Европу, Черное и Балтийское моря. Сегодня нефтяные и газовые потоки все больше ориентируются на Восток. В частности, российские углеводороды уже сейчас отправляются на Тихий океан и в Китай. При этом Казахстан осуществляет транзит российской нефти и туркменского газа в КНР. Для этого мы создали систему «Казахстан — Китай» — это нефте- и газопроводы, которые рассчитаны на растущие объемы поставок углеводородного сырья на такой большой рынок, каким является КНР.

По данным Международного энергетического агентства, Азиатско-Тихоокеанский регион потребляет 33% производимых в мире энергоресурсов. И главные игроки здесь это, безусловно, Китай и Индия. Являясь чистыми импортерами, они закупают большие объемы нефти и газа со всего мира. Предполагается, что в перспективе основным драйвером роста потребления в этом регионе будет Индия. Уже сегодня прогнозируют, что потребление нефти и газа в этой стране ежегодно будет увеличиваться на 3%, в то время как в Китае этот показатель составит 1,6%. Таким образом, сегодня и КНР, и Индия являются основными энергетическими рынками. В перспективе именно эти страны будут скупать углеводородное сырье, которое производится вокруг них.

Казахстан уже создал многовекторную, эффективную и надежную систему транспортировки нефти. Сегодня мы диверсифицируем поставки из республики в бассейн Черного и Балтийского морей, выходим по системе Актау — Баку — Джейхан в бассейн Средиземного моря и осуществляем экспорт в Китай. Всегда говорили, что Казахстан — закрытая страна. Но мир меняется, и мы предполагаем, что наша республика может использовать свою инфраструктуру для транспортировки нефти и газа на растущий азиатский рынок и будет энергетическим мостом между Европой и Азией.

В начале 2000-х нефтепровод Казахстан — Китай некоторые экспортеры называли мечтой, которая не сбудется. Однако прошло всего 15 лет, и сегодня и нефть, и газ идут до китайской границы. Казахстан будет востребован для транзита углеводородного сырья — как российского из Западной Сибири, так и каспийского в Азиатский регион. У нас есть два крупных покупателя, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. До КНР мы уже дошли, и сейчас надо развивать перспективное направление на Индию. Это всего лишь 2,5 тысячи километров, это тоже возможно решить. Эксперты могут сказать, что есть риски транзитных стран, таких как Пакистан, Афганистан. Но мне кажется, что именно нефте- и газопроводы являются элементами международной стабильности. Для того, чтобы быстрее урегулировать эти конфликты — если вы посмотрите, то нигде сегодня не трогают инфраструктуру для нефти и газа. Сегодня мы имеем российский проект ВСТО, который позволяет поставлять до 80 млн тонн российской нефти на рынки Тихого океана, газопровод «Сила Сибири», по которому подписано соглашение между КНР и РФ. Казахстан создал нефтепровод Казахстан — Китай и газопровод Туркменистан — Узбекистан — Казахстан. В этой связи выход на Индию является стратегическим необходимым для развития, и я уверен, что это направление будет реализовано. Вопрос, конечно, когда и кем, но оно точно будет востребовано всемирным сообществом для поставок в первую очередь каспийских и российских нефти и газа на рынки Индийского океана.

Для реализации проекта строительства нефтепровода Казахстан — Индия имеется все необходимое. Из западносибирского бассейна есть нефтепровод Омск — Павлодар — Шымкент производительностью до 25 млн тонн, который на данный момент не загружен, есть нефтепровод Казахстан — Китай, мощностью до 20 млн тонн, который тоже полностью не загружен.

Именно диверсификация поставок нефти и газа на международные рынки будет одним из стратегических направлений деятельности национальных компаний «КазМунайГаз» и «КазтрансОйл». Сегодня в Казахстане имеется и научный, и технический потенциал, который уже признан международными нефтяными компаниями и позволяет нам реализовывать такие проекты.  



Список статей
KAZENERGY 2015. За энергорынок!  Таир Мансуров 
KAZENERGY 2015. За диверсификацию!  Кайргельды Кабылдин 
МАНГИСТАУ. От нефти до бензина  Ракимбек Амиржанов 
ГЕОЛОГИЯ. Глубинные привилегии  Балтабек Куандыков 
RIXOS PRESIDENT ASTANA. Ивенты класса люкс  Гульмира Темирбекова 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem