Ставка на геологоразведку «Ярды» в геологоразведку
В рамках одобренного 3 мая 2014 года проекта «Программы государственного геологического изучения недр на период 2015–2019 годов» правительство планирует направить на геологоразведку 119,68 млрд тенге бюджетных средств. Еще 900 млрд тенге будут инвестированы крупными национальными и зарубежными компаниями-недропользователями.
Новая программа геологоразведочных работ охватывает изучение территории площадью 1128 км2. Она нацелена на обеспечение геологической изученности страны с оценкой прогнозных ресурсов, укрепление минерально-сырьевой базы за счет открытия новых месторождений, наполнение банка данных цифровой геологической информацией, а также ликвидацию аварийных нефтегазовых скважин. В результате реализации программы ожидается прирост прогнозных ресурсов золота, меди и полиметаллов.
По оценке разработчиков программы, в нашей стране достаточно большие запасы ряда полезных ископаемых, а угля и железа нам хватит на 300–500 лет. Как отметил вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, имея такие запасы, Казахстан должен направить основные ресурсы на их использование, а саму программу геологоразведочных работ акцентировать на поиск ценных металлов — золота, редкоземельных металлов и меди, которые понадобятся в ближайшие 50–60 лет. Для этого предполагается активизировать работу по геологическому изучению районов вокруг моногородов.
Так, в рамках комплексного плана социально-экономического развития городов Жезказган и Сатпаев, а также Улытауского района Карагандинской области уже начато геохимическое картирование на площади более 130 тыс. м2.
Шесть вопросов
В Астане 29 апреля состоялось третье заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности президиума Национальной палаты предпринимателей. Его участники обсудили шесть жизненно важных для ГМК вопросов: повышение эффективности системы возврата НДС, проект концепции Кодекса «О недрах», создание отраслевого фонда обучения, порядок предоставления понижающих коэффициентов на услуги магистральной железнодорожной сети для предприятий отрасли, предложения по внесению изменений и дополнений в Экологический кодекс, а также введение временного запрета на вывоз не-обработанных драгоценных металлов, лома, отходов и сырьевых товаров, содержащих драгметаллы.
Так, было отмечено ухудшение ситуации с возвратом НДС казахстанским экспортерам. Сегодня одной из главных проблем в этой сфере остается невозможность проверить сдачу отчетности и оплату данного налога поставщикам товарно-материальных ценностей до производителя товара. Как результат, предприятиям возвращается лишь 25% от заявленных сумм.
Как пояснил исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, после введения в марте 2013 года Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения НДС, возврат налога резко ухудшился. Он также считает, что если правительство не исправит ситуацию, то предприятия не смогут эффективно функционировать. «По возврату НДС у нас очень много союзников во всех других отраслях. Если говорить честно, то невозврат НДС — это удар вообще по экспортерам».
Для решения этой проблемы предприниматели, участвовавшие в заседании, выдвинули несколько предложений. Во-первых, они призвали пересмотреть порядок возврата НДС, исключив необоснованные ресурсные потери налоговых органов, дублирование процедур и затягивание процесса. Во-вторых, они попросили отменить «Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату» в части удержания сумм НДС за поставщиков, не являющихся непосредственными поставщиками предприятия, предъявляющего требование о возврате НДС из бюджета. В-третьих, бизнесмены предложили установить в Налоговом кодексе юридическую ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентствам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия.
Обсуждая концепцию Кодекса «О недрах», участники дискуссии отметили, что основная его цель — более четкая дифференциация и регламентация законодательства по регулированию сферы углеводородов и твердых полезных ископаемых с учетом отраслевой специфики. По их словам, идея разработки и принятия Кодекса поддерживается недропользователями, экспертами Всемирного банка, а также крупнейшими международными добывающими компаниями, рассматривающими Казахстан в качестве привлекательного и перспективного объекта для инвестиций.
Следующий вопрос, который был рассмотрен на заседании, касался отраслевого Фонда обучения. В настоящий момент в бизнес-сообществе активно обсуждается альтернативная модель финансирования подготовки казахстанских специалистов за счет средств недропользователей в рамках контрактных обязательств, предусмотренных действующим законодательством. При этом необходимо создание соответствующего фонда, чтобы эти средства эффективно аккумулировались и использовались. Предполагается, что это положительно отразится на повышении квалификации кадров и качестве обучения в целом.
Если говорить о вопросе железнодорожных перевозок, то в настоящее время дорабатываются действующие Правила утверждения временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети и ж/д путей с объектами ж/д транспорта по договорам концессии. Цель таких изменений — создание более гибких условий для практического применения механизма предоставления временных понижающих коэффициентов на услуги магистральной железнодорожной сети.
При обсуждении поправок в Экологический кодекс участники дискуссии обратили внимание на то обстоятельство, что отдельные аспекты действующего законодательства создают неоправданно высокие административные барьеры для предпринимательства и обладают высоким коррупционным потенциалом.
В этой связи представители компаний-недропользователей выдвинули ряд инициатив. Во-первых, они предложили унифицировать и усовершенствовать терминологию экологического законодательства, устранив неточности и разночтения. Во-вторых, разработать алгоритм действий природопользователей и контролирующих органов в случае загрязнения окружающей среды, отдавая приоритет мерам, направленным на восстановление экологии и возмещение вреда в натуральной форме. В-третьих, они попросили унифицировать административные санкции и оптимизировать структуру ответственности природопользователя, чтобы исключить практику «тройной ответственности».
Кроме того, было высказано предложение по сокращению сроков выдачи разрешительных документов, что повысит конкурентоспособность предприятий, позволив им оперативно вводить инновационные методы работы и модернизировать технологии. И наконец, в качестве досудебной процедуры в вопросах защиты интересов природопользователей и разрешения экологических споров бизнесмены попросили ввести институт экологического омбудсмена.
Зачем Ирану наши бокситы?
Организация развития и модернизации горной и горно-перерабатывающей промышленности Ирана (ИМИДРО) готова профинансировать создание совместной ирано-казахстанской компании по добыче бокситов на месторождениях нашей страны. Об этом в конце апреля заявил заместитель министра промышленности, рудников и торговли ИРИ Мехди Карбасиян во время своей встречи с ответственным секретарем Министерства индустрии и новых технологий Казахстана Бейбутом Атамкуловым.
По словам г-на Карбасияна, уже сегодня Иран испытывает нехватку бокситов. И это при том, что в соответствии с программой развития алюминиевой промышленности ИРИ ее мощности должны быть доведены до 1,5 млн т алюминия в год. Поэтому перед ИМИДРО стоит задача по обеспечению этой отрасли необходимым объемом глинозема. В этой связи Иран уже сейчас готов гарантировать закупки продукции совместной компании, в то время как ее излишки могут поставляться на международный рынок через Персидский залив.
В целом ИМИДРО заинтересована в сотрудничестве с казахстанскими партнерами в области добычи и переработке полезных ископаемых, производстве сырья для алюминиевой промышленности, строительства заводов по выпуску алюминиевых слитков, развития металлургической индустрии, добычи редкоземельных металлов и др.
В свою очередь, Бейбут Атамкулов заявил о заинтересованности Казахстана в продолжении сотрудничества с Ираном в области добычи полезных ископаемых, промышленности и торговли.
Планы на жизнь Масальского ГОКа
В Акмолинской области разработан проект освоения Масальского железорудного месторождения стоимостью 480,3 млн тенге и мощностью 3 млн т концентратов в год.
По информации регионального Управления внутренней политики, проект направлен на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, что особенно актуально в контексте последних поручений главы государства. В качестве недропользователя определено ТОО «Масальский ГОК», прошедшее соответствующую регистрацию и сертификацию. В настоящее время ведутся активные работы по подготовке месторождения к промышленной разработке, в том числе строительство сопутствующей инфраструктуры.
Следующими этапами станет переход к добыче, проектированию, а также строительству карьера и обогатительной фабрики, сооружению жилищно-транспортной инфраструктуры. До конца текущего года в акимате Акмолинской области планируется рассмотреть «Отчет о разведке с подсчетом запасов железных руд на месторождении «Масальское» с последующей их постановкой на государственный баланс.
Ожидается, что, благодаря разовым поступлениям по бонусам обнаружения рудных запасов, государственный бюджет пополнится на 249 млн тенге. Кроме того, в результате реализации этого проекта предполагается создать 180 новых рабочих мест.
«Полиметалл» расширяет присутствие в Казахстане
Polymetal International plc объявила о своем намерении приобрести холдинговую компанию Altynalmas Gold Ltd, которая занимается реализацией золоторудного проекта «Кызыл». С этой целью был заключен ряд обязывающих соглашений с нынешними владельцами — компаниями Sumeru LLP и Sumeru Gold B. V. В состав проекта входят золоторудные месторождения Большевик и Бакырчик, которые расположены в северо-восточной части Казахстана.
По мнению Совета директоров российской компании, приобретение этих месторождений, отличающихся высоким содержанием золота, значительным геологоразведочным потенциалом и продолжительным сроком эксплуатации, предоставляет отличную возможность для расширения существующей базы запасов «Полиметалла». Так, в результате покупки такого крупного золотого месторождения, как Бакырчик (запасы которого достигают 6,7 млн унций золота при содержании металла в 7,5 г/т), общие запасы компании в золотом эквиваленте увеличатся примерно в полтора раза.
Общая сумма сделки составляет $618,5 млн, из которых $318,5 млн выплатят наличными, а оставшиеся $300 млн — новыми акциями «Полиметалла». Финансирование денежной части произойдет из неиспользованных кредитных линий суммарным объемом $1,3 млрд. Полностью закрыть сделку планируется в четвертом квартале нынешнего года, после того как ее одобрят власти Казахстана.
ERG может выручить $300 млн за СЗФ
В середине мая ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» подало ходатайство в Федеральную антимонопольную службу России о приобретении акций ОАО «Серовский завод ферросплавов», 99,61% которого сейчас принадлежит группе ERG (бывшая ENRC). По оценке экспертов, покупка СЗФ может обойтись ЧЭМК в $300 млн. По крайней мере, именно эта сумма складывается из единственного рыночного ориентира — стоимости оферты, сделанной банку «ВТБ-Австрия» в 2012 году.
Покупая 100% в СЗФ, Челябинский комбинат хочет довести свою долю на российском рынке ферросплавов с 70% до 90%. К тому же ЧЭМК приобретает актив, который по итогам прошлого года показал лучшие результаты, чем сам комбинат. В 2013 году Серовский завод произвел 289 тыс. т ферросплавов, выручив за них 11,8 млрд рублей, при этом чистая прибыль предприятия составила 645 млн руб. Что касается ЧЭМК, то он хотя и не предоставил данные по итогам 2013 года, все же известно, что за 9 месяцев его чистый убыток сложился на уровне 982 млн руб. Кроме того, следует добавить, что у СЗФ долги отсутствуют (по заверениям казахстанского владельца), тогда как долгосрочные обязательства ЧЭМК на 30 сентября прошлого года составляли 11,29 млрд руб.
Окончательная стоимость сделки будет определена по итогам аудиторской оценки — в том случае, конечно, если ФАС РФ даст согласие на ее проведение.
Производственная статистика по итогам января–апреля 2014 года
По данным Агентства по статистике, за четыре месяца текущего года индекс физического объема в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров составил 99,7%. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года уменьшилась добыча медных руд и железорудных окатышей, сократилось производство основных благородных и цветных металлов. При этом увеличилась добыча медных концентратов и хромовых руд.
В частности, в Казахстане за этот период было выпущено 85,915 тыс. т рафинированной необработанной, нелегированной меди, что на 28,7% меньше, чем в январе–апреле 2013 года. При этом производство необработанного цинка увеличилось до 107,109 тыс. т (+3,6%), а необработанного рафинированного свинца — до 42,835 тыс. т (+48,6%).
Кроме того, в январе–апреле было выпущено 13,566 т (–3,7%) необработанного и полуобработанного золота, а также 290,9 т (–10,6%) необработанного и полуобработанного серебра. При этом производство аффинированного золота составило 7,971 т (+4,8%), а аффинированного серебра — 288,8 т (–10,8%).
Падение зафиксировано и в угольной отрасли, где объем добычи снизился на 8,8% — до 35,071 млн т угля. В том числе производство каменного угля и лигнита составило 33,368 млн т (–9%), а угольного концентрата — 1,703 млн т (–4,3%).