Драйверы новой экономики
Отечественная экономика проявляет все признаки стагнации. К такому пессимистичному выводу пришли делегаты форума «Эксперт-200-Казахстан», опираясь на показатель совокупного роста объемов продаж 200 крупнейших компаний страны. Впрочем, представители «новой экономики», и в частности автопрома, пообещали, что уже в ближайшие несколько лет изменят ситуацию к лучшему.
Концентрации стало больше
Основной целью форума, проведенного «Эксперт РА Казахстан» 22 ноября в Астане, стало обсуждение результатов исследования крупнейших компаний республики и определение ключевых тенденций развития крупного бизнеса. Участие в мероприятии приняли представители государственных органов, топ-менеджмент ряда казахстанских предприятий, а также экономисты и независимые эксперты.
В нынешнем году рейтинг «Эксперт-200-Казахстан» стал вдвое больше и теперь он охватывает топ-200 крупнейших отечественных компаний. Как отметили авторы исследования,объем реализации продукции этих компаний по итогам 2012 года составил 22,3 трлн тенге, или $149,6 млрд, увеличившись всего на 6% по сравнению с 2011 годом. Для сравнения: годом ранее рост продаж компаний из списка топ-100 достиг 30%.
Причины стагнации, еще более заметной на фоне 6%-ной инфляции по итогам прошлого года, эксперты объясняют резким замедлением динамики бизнеса добывающих компаний. «Рост выручки нефтяных предприятий по итогам 2012 года составил 0,4%, в то время как годом ранее объем их реализации вырос примерно на 40%. Столь разительный контраст легко объясним стабилизацией объема добычи, с одной стороны, и цен на углеводороды, с другой. Так, если в 2011 году мировая цена на нефть сорта Brent выросла на 39%, то в 2012-м – меньше чем на 1%», – прокомментировал ситуацию генеральный директор «Эксперт РА Казахстан» Адиль Мамажанов.
Еще ощутимее торможение мировой экономики – неблагоприятная ценовая конъюнктура сказалась на крупном отечественном металлургическом бизнесе: выручка вошедших в рейтинг предприятий чермета снизилась на 16%, а у цветмета она увеличилась на скромные 1,1%.
Вместе с тем, в отличие от экспортно ориентированных секторов, отрасли, связанные с удовлетворением внутреннего потребительского спроса, в «спячку» не впадали. Согласно представленной в исследовании информации Министерства экономики и бюджетного планирования, в 2012 году хороший рост наблюдался в сфере услуг. В торговле он составил 14,6%, в общепите – 11,2%, в финансовой и страховой деятельности – 11,7%, а в сфере информации и связи – впечатляющие 20,5%.
Примечательно, что двукратное увеличение числа участников рейтинга не сильно сказалось на их доле в формировании ВВП. Если по итогам 2011 года на топ-100 казахстанских компаний приходилось порядка 72% всего ВВП, то дополнительная сотня игроков прибавила к этому показателю всего 2%, увеличив его до 74%. Как считают авторы исследования, это говорит об «очень высокой» концентрации в нашей экономике. «Расширение списка лишь подтвердило эту констатацию. В то время как 10 крупнейших компаний дали более 60% совокупной выручки рейтинга, на долю всей второй сотни пришлось только 9% от этого показателя».
В такой ситуации совсем неудивительно, что абсолютным лидером отечественной экономики, по версии «Эксперт-200-Казахстан», в очередной раз стало АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». В 2012 году доходы этого гиганта квазигосударственного сектора увеличились на 12%, составив 4,9 трлн тенге (против 4,4 трлн годом ранее). Основную выручку Фонду по-прежнему приносит АО «КазМунайГаз», доходы которого за прошлый год выросли на 13% – до 2,9 трлн тенге.
Вопреки общему падению роста нефтедобычи, второе место за собой сохранило СП «Тенгизшевройл». И хотя продажи компании сократились на 7% – до 3,4 трлн тенге, она, как и в 2011 году, удерживает лидерство по размерам прибыли до налогообложения – 1,8 трлн тенге против 1,2 трлн годом ранее.
Третью строчку занял еще один нефтегазовый гигант – «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», отобрав «бронзу» у корпорации ENRC PLS, которая спустилась на четвертую позицию. Далее следуют «СНПС-Актобемунайгаз», «Мангистаумунайгаз», Корпорация Kazakhmys Plc, «Казцинк» и «ПетроКазахстан». Ну а замыкает первую десятку «АрселорМиттал Темиртау» (см. табл.).
Таким образом, в верхней части рейтинга по-прежнему превалирует нефтяной сектор. Более того, как подчеркивают эксперты, относительно скромные результаты отрасли – временное явление, поскольку ввод новых проектов позволит уже к 2022 году увеличить нефтедобычу практически вдвое – с 79 млн т до 140 млн т в год.
Весьма неплохо чувствуют себя сервисные компании, большинство из которых обслуживает именно нефтяную отрасль. Активное строительство инфраструктуры на шельфе Каспия и возросшие объемы геологоразведки на суше позволили им в прошлом году «заткнуть за пояс» своих заказчиков по темпам роста выручки – порядка 22%.
Основные дискуссии в ходе форума были сосредоточены на условиях развития сегмента так называемой «новой экономики». В исследовании под этим понятием понимаются компании, созданные или коренным образом модернизированные за годы независимости и не специализирующиеся исключительно на добыче ресурсов. В рейтинге этому критерию соответствует более 100 участников.Их доходы за прошлый год увеличилась на 20% – до 4,5 трлн тенге, составив 20% совокупной выручки топ-200. При этом значительная часть представителей «новой экономики» работает в сфере услуг и ориентирована на внутренний рынок. Речь прежде всего здесь идет о предприятиях торговли, банках и телекоме, которые дают более половины выручки данного сегмента.
Еще примерно 20% составляют доходы новых промышленных предприятий. Как предполагают эксперты, развитие этих компаний в среднесрочной перспективе в большей степени будет обеспечено усилиями государства, в первую очередь через реализацию программы ФИИР. При этом рост обрабатывающей промышленности будет происходить за счет спроса в секторах, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов, а также экспорта в соседние страны.
Судя по выступлению на форуме министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, невпечатляющие показатели выручки экспортно ориентированных, в частности металлургических предприятий, не смогли поколебать его веру в их перспективность: «Предварительно в рамках экспортной стратегии мы просчитали рынки для наших продуктов, рассмотрев 45 из них. Это приграничные регионы России (порядка десяти), Беларусь, Украина, Западный Китай, Центральная Азия, а также Турция и Кавказ».
По словам министра, его ведомство оценило потенциал этих рынков по определенным видам продукции на ближайшие 10 лет. «С учетом этого идет выбор приоритетов. Поэтому мы считаем, что потенциал Таможенного союза в рамках следующего этапа развития занимает очень большое место. Конечно, это нелегко. Есть много вопросов, над которыми надо работать, но без подходов к освоению экспорта, без развития этих рынков дальнейшее форсированное развитие промышленности невозможно. Мы это четко понимаем. Понимаем сложности, и в наших инструментах поддержки мы это учтем».
В качестве примера освоения новых рынков он привел поставки казахстанской продукции в Афганистан, объем которых в 2013 году уже достиг $300 млн. «Это в основном несырьевой экспорт… Это уже серьезный показатель того, что наши частные предприятия уже выходят на такие рынки».
Еще одной позитивной тенденцией стал рост спроса на новые легковые автомобили. Согласно результатам исследования только за 2012 год этот рынок в Казахстане вырос на 117%. Как считают эксперты, это стало прямым следствием десятикратного падения импорта подержанных авто после увеличения ввозных пошлин и ввода в эксплуатацию собственных сборочных мощностей.
В результате неплохой рост в прошлом году показали казахстанские автопроизводители и автодилеры. Так, компания «Астана Моторс» переместилась в рейтинге с 78-го на 43-е место, продемонстрировав рост выручки на 117%, а «БИПЭК Авто» взлетела со 138-го на 55-е место. С ростом продаж на 185% она стала одной из самых динамично развивающихся компаний, входящих в рейтинг. Что касается «АЗИЯ АВТО», то она тоже «на коне» – ей удалось сменить 143-ю на 71-ю позицию. Сегодня на эту компанию приходится более 80% всех собранных в стране легковых авто: только в 2012 году она выпустила 16,5 тыс. машин на сумму 50 млрд тенге.
Неудивительно, что на фоне таких показателей нашего автопрома одним из самых оптимистичных спикеров форума оказался президент группы автомобильных компаний «Allur Group» Андрей Лаврентьев. Выступая, он отметил благотворное влияние на отрасль Таможенного союза, чьи заградительные пошлины на автомобили из третьих стран помогли становлению отечественных производителей. «Каждый четвертый автомобиль, продаваемый у нас в последние три года, собран в нашей республике. Такими показателями роста могут похвастаться всего две страны – Узбекистан и Корея».
По оценкам г-на Лаврентьева, к 2020 году общий объем автомобильного рынка Казахстана увеличится до 560 тыс. автомобилей, из них порядка 200 тыс. будет произведено в республике. Еще примерно 150 тыс. составит потенциал экспорта на внешние рынки. «В настоящее время имеется много стран, где казахстанская продукция востребована. Кроме того, немаловажно, что сегодня исчерпана проблема доверия казахстанского потребителя к отечественным авто. Поэтому если правительство позволит нам не думать о наших проблемах и будущих векторах, то мы начнем переход к следующему этапу и займемся своими внутренними вопросами».
Как считает г-н Лаврентьев, каждый доллар, вложенный правительством в автопромышленность, дает $2,5 дополнительных инвестиций в сервисную отрасль. При этом 1 рабочее место на предприятии формирует до 11 рабочих мест в смежных производствах. «Рынок Казахстана достаточно большой. Только в 2013 году, по нашим оценкам, его объем составил $3,5 млрд. Если здесь будет оставаться хотя бы 25% того, что мы производим, то это уже большая цифра».
На помощь надейся, но сам не плошай
Присутствующий на форуме Премьер-министр Серик Ахметов намек на необходимость поддержки со стороны правительства воспринял, однако заметил, что основную работу по обеспечению конкурентоспособности своей продукции бизнес должен осуществлять сам. «Некоторые отечественные производители в нашей экономике нашли свои ниши по реализации собственной продукции и услуг, но мы на пороге создания Евразийского экономического союза. Это достаточно большой рынок, и там тоже не дремлют. Беларусь, не имея такой мощной, как Казахстан и Россия, сырьевой базы, диверсифицируется в секторе обрабатывающей отрасли, сфере услуг, агропромышленном секторе, готовится к конкуренции. То же самое делают и большинство предприятий Российской Федерации».
Он также напомнил, что республика находится на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. «Почти десятилетний переговорный процесс завершается, и я думаю, что этот процесс уже не остановить. И основной наш партнер по Таможенному союзу – Российская Федерация – активно двигается вместе с нами. Недалек тот день, когда Казахстан де-факто вступит в ВТО. Это означает, что наши потребители будут иметь достаточно качественный продукт. И насколько наши предприятия, новые производства, новые секторы будут конкурентоспособны в этих условиях?»
Не обошелся премьер и без критики в адрес конкретных компаний. Так, на выступление главного финансового директора Kcell Бауржана Аязбаева глава правительства отреагировал вопросом: «Когда мы будем пользоваться Kcell и будем уверены в качестве связи?» По мнению г-на Ахметова, финансовых возможностей для улучшения услуг у этого оператора сотовой связи более чем достаточно, поскольку «монопольное положение компании очевидно».
В свою очередь, г-н Аязбаев попытался парировать замечания главы Кабмина: «Мы с вами согласны. Индустрия сейчас стоит перед вызовами значительного роста трафика. Мы над этим работаем. На всех заседаниях правительства мы даем четкие обязательства, что обеспечим качество, особенно в рамках EXPO-2017. Фактически у нас установка базовых станций в Астане идет каждый день ускоренным темпом».
В ответ Серик Ахметов призвал компанию активней развивать свои услуги, предупредив, что если этого не сделает Kcell, то эти ниши займут другие и введут более качественную связь. «Это при ваших стратегических планах будет ударом для компании».
Далее уже всем участникам форума он напомнил, что в рамках ВТО и ЕЭП вслед за товарами в Казахстан придут услуги. «Обострение конкуренции почувствуется в ближайшее время, и наш бизнес должен быть готов. Вы сегодня в этой нише прекрасно чувствуете себя, но завтра проникновение по всем направлениям вытеснит ваш продукт, и тогда вы будете ругать правительство».
В такой ситуации бизнесу нужно более широко использовать услуги отечественных консалтинговых компаний. «Ведь мы в вопросах экспорта и локализации фактически не пользуемся нашими консалтинговыми услугами, а на это надо обратить особое внимание», – подчеркнул премьер.
И все же, как минимум, одна отрасль – автопром –сумела на форуме заручиться, по крайней мере его устным обещанием, помочь в решении наиболее острого для себя вопроса. Речь идет о введении Россией утилизационного сбора на автомобили, в том числе и казахстанского производства.
Эту проблему на форуме поднял президент ТОО «Астана Групп», председатель президиума Ассоциации казахстанского автобизнеса Нурлан Смагулов: «Одна из тем, которая лежит на поверхности, – это утилизационный сбор. Это дискриминация по отношению к Казахстану. Это не просто амбиции российского авторынка – это реалии. Россия решила сделать свой рынок белым: они и Калининградскую зону обязали платить этот сбор, и своих производителей. Но есть одна тонкость – своим производителям они компенсируют из бюджета, а машины, собранные в Казахстане, при экспорте в Россию будут облагаться сбором». Из-за этого, по словам г-на Смагулова, в текущем году его компания не смогла отправить в Россию 1,5 тыс. грузовиков.
Признав, что это вопрос «чувствительный», Серик Ахметов пообещал: «Думаю, что решение мы в любом случае найдем. Возможно, внутри страны окажем поддержку автопрому, пока не решим к 2015 году все вопросы взаимоотношений экспортно-импортных пошлин».
Глава правительства также заверил, что Кабмин готов регулярно вести переговоры с казахстанским бизнесом, чтобы решать его «самые наболевшие проблемы». В первую очередь речь идет о Национальной палате предпринимателей: «НПП уже стала достаточно хорошей силой. Самое главное – чтобы она не огосударствилась. Палата должна дышать одним воздухом с бизнесом, а если она начнет рядом с правительством превращаться в другое его крыло – ничего от этого хорошего не будет». При этом он подчеркнул, что НПП нужно стать своего рода оппонентом правительству. «Это такая зонтичная структура, которая будет в первую очередь защищать и представлять интересы бизнеса. И это, я считаю, нормально. Мы готовы два раза в год садиться за круглый стол и лоб в лоб рассматривать острые вопросы, по которым нужно определяться и решать. Я думаю, это может быть очень хорошим форматом», – резюмировал премьер.