Электроэнергетика 2.0: проблемы и решения
В конце октября в Алматы прошел очередной, XII Казахстанский форум энергетиков. Самыми обсуждаемыми темами стали перспективы построения «зеленой экономики» и ситуация в электроэнергетике стран ЕЭП. Делегаты форума также попытались найти ответы на вопрос о том, как Казахстану ускорить развитие возобновляемых источников энергии.
Форум традиционно был проведен в рамках международной выставки Power Kazakhstan-2013, посвященной энергетике, электротехнике и энергетическому машиностроению. Участие в выставке приняли 160 компаний из 17 стран мира, которые представили на своих стендах новейшее оборудование, технологии и услуги для отечественного энергетического комплекса. Показательно, что казахстанские экспоненты во главе с АО «KEGOC» и АО «Самрук-Энерго» заняли почти половину выставки. На втором месте оказались российские компании, а на третьем – представители Чехии. Масштаб мероприятия стал подтверждением того факта, что роль электроэнергетики как системообразующей отрасли казахстанской экономики не только не ослабевает, но и неуклонно растет. Так, по сравнению с 2012 годом площадь выставки увеличилась на 20%. Вырос и интерес к этому мероприятию: только в первый день его проведения было зарегистрировано около двух тысяч посетителей.
Что касается самого форума, то его делегатами стали 150 специалистов отрасли. В число наиболее обсуждаемых тем, помимо перспектив электроэнергетической сферы ЕЭП, также вошли вопросы, касающиеся энергоэффективных технологий, инновационных разработок для сектора, экономического стимулирования энергосбережения и развития ВИЭ.
Открывая мероприятие, управляющий дивизионом «ГЭС и ВИЭ» компании «Самрук-Энерго» Рустем Макулбеков отметил, что сегодня важными составляющими устойчивого развития любой экономики по пути зеленого роста является системный подход к энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.
По его словам, в соответствии со стратегическим планом развития Казахстана уже к 2015 году доля ВИЭ в общем объеме электропотребления республики должна составить 1,5%, а к 2020-му – более 3%. «Приоритеты, поставленные Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы, предусматривают увеличение объема выработки возобновляемой энергии до 1 млрд кВтч в год, что превысит 1% в энергобалансе Казахстана». И это далеко не предел. Согласно предварительным оценкам, суммарный потенциал республики по солнечной энергии составляет 2,5 млрд кВтч в год, по ветровой – 1820 млрд кВтч, а по энергии малых рек – 7,56 млрд кВтч.
Как отметил г-н Макулбеков, АО «Самрук-Энерго» уже приступило к реализации ряда крупных проектов в данной сфере. Среди них строительство в городе Капшагай солнечной электростанции мощностью 2 МВт с использованием монокристаллических фотоэлектрических панелей и системы слежения за солнцем, а также строительство в районе города Ерейментау ветроэлектростанции на 45 МВт с перспективой расширения до 300 МВт.
Кроме того, в Шелекском коридоре строится ВЭС мощностью 60 МВт (расширение до 300 МВт), а также станция комбинированного производства электроэнергии на основе биомассы на 5 МВт. Намечено сооружение нескольких малых ГЭС и ряда других объектов ВИЭ.
По оценкам «Самрук-Энерго», их реализация обеспечит выработку электроэнергии в объеме более 172 млн кВтч в год без расхода углеводородного топлива, а это, в свою очередь, позволит не только сэкономить более 60 тыс. т угля, но и повысить надежность энергоснабжения региона.
Вместе с тем спикер напомнил, что для развития проектов в области ВИЭ в Казахстане еще в 2009 году был принят Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». В июле этого года в него были внесены значительные поправки. Документ предусматривает: во-первых – внедрение фиксированных тарифов, во-вторых – заключение долгосрочных контрактов на произведенную возобновляемыми источниками электрическую и тепловую энергию, и в-третьих – создание специализированного расчетного центра, который будет в полном объеме приобретать энергию, выработанную с помощью ВИЭ.
Генеральный директор ТОО «Институт «Казсельэнергопроект» Александр Трофимов обратил внимание участников форума на рост интереса иностранных инвесторов к развитию в нашей стране проектов ВИЭ, что, как он считает, связано с постепенным устранением организационных и финансовых барьеров. В качестве примера г-н Трофимов привел немецкий концерн Vestas Wind Systems A/S, производящий ветрогенераторы. Эта компания рассматривает вопрос о возможности вложения в казахстанскую ветроэнергетику порядка 200 млн евро. При этом предполагается, что часть оборудования для будущих ветропарков предоставят отечественные производители.
В то же время г-н Трофимов не стал скрывать, что остается ряд проблем законодательного характера. Оказывается, согласно Закону «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» возведение инфраструктурной части для объектов ВИЭ возлагается на его собственника. И хотя данные затраты закладываются в стоимость проекта, однако четкого определения понятию «инфраструктурная часть» в законодательстве не дается. Как подчеркнул спикер, это создает возможность вольного толкования «объемов инфраструктуры» как собственниками объекта, так и экспертными и контролирующими организациями.
Кроме того, он проинформировал участников форума, что уже подготовлены дополнения к этому закону, которые должны установить «предельно допустимые цены на единицу производимой энергии» с целью уравнять их для всех ветроэлектростанций вне зависимости от их географического расположения.
В заключение своего доклада г-н Трофимов отметил, что для устойчивого и рационального развития ветроэнергетики в Казахстане необходима генеральная схема размещения ВЭС, которая учитывала бы интересы потребителей, сетевых предприятий и инвесторов, а прежде всего – интересы энергетической безопасности государства.
Продолжил эту тему Петр Квасов из АО «КазНИИэнергетики». По его мнению, сегодня темпы развития ветроэнергетики не соответствуют возможностям современного машиностроения и далеки от удовлетворения запросов потребителей. Как считает эксперт, это связано, в первую очередь, с общим недостатком ветроустановок. Во-вторых, цена 1 кВтч, производимого ветродвигателем, существенно выше стоимости энергии, получаемой за счет сжигания жидкого топлива и энергии атомных электростанций. Еще одним негативным фактором при использовании энергии ветра спикер назвал неравномерность ее поступления из-за периодов затишья.
Барьеры на пути к «зеленой экономике»
Между тем беспокойство экспертов вызывает состояние существующих электроэнергетических объектов. Так, председатель ОЮЛ «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация» Шаймерден Уразалинов заявил, что износ основных активов в отрасли превысил 60%, из-за чего наблюдаются высокие издержки и потери в сетях.
Он напомнил, что хотя электроэнергетическая сфера живет по отраслевой программе, рассчитанной на 2010–2014 годы, однако сегодня вряд ли можно назвать хотя бы одно достижение в ходе реализации этого документа, поскольку подобные вопросы никто у нас не фиксирует. «В Казахстане принимается множество отраслевых программ, однако не все они оказываются действенными и эффективными».
Чтобы изменить ситуацию в положительную сторону, г-н Уразалинов предлагает выработать «пошаговые мероприятия» в рамках выполнения долгосрочной программы развития электроэнергетической отрасли до 2030 года. «Нельзя развивать электроэнергетику вслепую, на ощупь. Иначе уже к 1 января 2016 года станции тепло- и электроснабжения могут остаться у разбитого корыта. О каком рынке может идти речь, если у нас нет конкуренции? Когда появится резерв мощности, тогда появится и конкуренция. Необходимо строить новые станции, несмотря на то что это дорогие проекты».
Затронул эксперт и вопрос обязательств Казахстана в рамках Киотского протокола. Он заявил, что «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация» уже подготовила письмо в правительство с просьбой не допустить принятия национального плана по распределению квот на парниковые выбросы в предлагаемом варианте. Проблема в том, что правительство, с одной стороны, ставит перед бизнесом и энергетиками задачу наращивать производство электроэнергии, а с другой – сокращать выбросы. По его мнению, сделать это на данном этапе практически невозможно, поскольку отечественная энергетика полностью зависит от угля и в ближайшей перспективе эта зависимость сохранится.
«У нас 83% угольной генерации, а 86% парниковых газов приходится на угольные электростанции. Как можно одновременно увеличивать объем добычи и сжигания угля и снижать выбросы? О каком развитии «зеленой экономики» мы тогда говорим? Перевод станций на газ в ближайшей перспективе не предвидится, и какова тогда альтернатива углю?»
Кроме того, г-н Уразалинов поставил под сомнение способность Казахстана запустить к 1 января 2014 года функционирование балансирующего рынка электроэнергии в режиме реального времени. По его мнению, произойти это может только к 2016 году, когда в стране появится рынок мощности.
В свою очередь генеральный директор ТОО «АлматыЭнергоСбыт» Михаил Гамбургер напомнил, что сейчас работа балансирующего рынка происходит в имитационном режиме. Основная цель его создания заключается в поддержке оптимального уровня электроэнергии и мощности ЕЭС Казахстана, поскольку стабильная и безаварийная работа энергосистемы и качество электроэнергии, поставляемой потребителям, зависят от баланса в самой энергосистеме.
По результатам мониторинга расчетного центра АО «Энергоинформ» (системного оператора балансирующего рынка), доля покупки балансирующей электроэнергии в 2010–2012 годах составила от 11% до 16%. Как считает г-н Гамбургер, переход в режим реального времени должен еще более дисциплинировать потребителей при планировании ими суточных графиков поставки-потребления электроэнергии, поскольку «оплата поставщикам будет производиться согласно заявленным объемам». В случае превышения фактического объема потребления над величиной, утвержденной системным оператором в суточном графике, недостающая часть энергии будет покупаться на балансирующем рынке. Причем по тарифу, превышающему цены на покупку по прямым договорам. При этом излишки заявленного объема будут реализовываться на этом же рынке по более низкой цене.
Однако запуск балансирующего рынка может столкнуться с объективными трудностями. Так, по информации АО «Энергоинформ», техническими возможностями для участия в регулировании в сторону уменьшения генерации сейчас располагают только ГЭС Иртышского каскада. Основным же источником балансирующей электроэнергии в сторону увеличения остается АО «Жамбылская ГРЭС», поскольку эта электростанция технически способна повысить генерацию в часы максимальных нагрузок.Впрочем, как рассказал г-н Гамбургер, практика осенне-зимнего периода (ОЗП) 2012–2013 годов показала, что в период максимальной нагрузки эта станция испытывала дефицит с поставками топлива и, соответственно, с увеличением отпускаемой мощности в час пик. А это значит, что у потребителей южной зоны отсутствуют резервы для покрытия положительных дисбалансов электроэнергии в ОЗП. В связи с этим спикер согласился с мнением г-на Уразалинова о том, что ввод балансирующего рынка в режиме реального времени возможен лишь после запуска рынка мощности.
В то же время г-н Гамбургер заверил, что его компания к этому готова уже сейчас. В частности, провайдер баланса АО «Алатау Жарык Компаниясы» подписал договор на покупку и продажу электроэнергии на балансирующем рынке с финансовым центром АО «Энергоинформ». Пересматриваются и актуализируются методики расчета фактических почасовых дисбалансов.
Говоря о нерешенных проблемах, г-н Гамбургер отметил, что на начальном этапе ввод балансирующего рынка в режиме реального времени приведет к росту затрат субъектов оптового рынка на покупку электроэнергии и на оплату услуг провайдера баланса. В результате произойдет увеличение отпускного тарифа для розничных потребителей.
Так, согласно результатам мониторинга влияния дисбалансов электроэнергии на покупной тариф для ТОО «АлматыЭнергоСбыт», рост затрат на приобретение электроэнергии составил в 2010 году 1,51%, в 2011-м – 2,65%, а в 2012-м – 2,44%.
По прогнозам эксперта, если взять за основу данные прошлого года, запуск балансирующего рынка с 1 января 2014 года даст дополнительное увеличение затрат для ТОО «АлматыЭнергоСбыт» на 2,44%, а отпускного тарифа для потребителей – на 1,4%.
Еще одной наиболее обсуждаемой темой стала проблема развития энергетической отрасли на Евразийском экономическом пространстве. Как отметил советник ЗАО «ОМК» по энергетике и представитель исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ академик РАЕН Георгий Кутовой, сотрудничество в сфере энергетики должно строиться на обеспечении экономических выгод для всех участников ЕЭП без исключения.
По его мнению, механизм выстраивания конкурентных отношений в этой сфере должен работать таким образом, чтобы не ограничивать и не тормозить реальный сектор экономики, а благоприятствовать его развитию. Эксперт с сожалением констатировал, что российский опыт в этом вопросе оказался неудачным: несмотря на проведение в России «масштабной реконструкции и модернизации организационно-правовой формы электроэнергетической отрасли, здесь не был найден адекватный режим обеспечения торговых отношений, позволяющих выиграть потребителю, а не энергетику».
В связи с этим он считает, что предстоящий этап должен быть направлен на совершенствование именно этих торгово-экономических отношений, «особенно в приграничных зонах, где производители и потребители могли бы выстраивать сотрудничество напрямую, с учетом развития конкурентной рыночной среды».
По информации г-на Кутового, в настоящее время в России дано поручение выработать предложения по созданию энергомостов в регионах Урала, Сибири и Казахстана. В рамках реализации первоочередных мероприятий уже создана транзитная линия напряжением 1150 КВт Сибирь – Казахстан – Урал. Однако, как считает эксперт, напряжение 1150 КВт слишком большое, а потому необходимо довести его до 1000 КВт, поскольку это наиболее приемлемый для всех стран-участниц вариант. В то же время он выступает против предложения перейти на напряжение 750 КВт, считая его неоптимальным решением. В любом случае потребуется реконструкция имеющегося на подстанциях оборудования, для чего необходимо будет выполнить специальное ТЭО.