Сезон охоты на абонентов
В первой половине текущего года наибольшее влияние на рынок сотовой связи в Казахстане оказали три события: изменение ставки интерконнекта, решение правительства о внедрении технологии MNR и слухи о появлении на рынке новой компании.
Языком цифр
Традиционно начнем наш обзор с общих показателей телекоммуникационной отрасли, которые указывают на то, что рынок еще на один шаг приблизился к стагнации. По данным Комитета по статистике, в первой половине 2015 года темпы роста рынка телекоммуникаций вновь снизились. За это время предприятиями связи оказано услуг на сумму 338,2 млрд тенге, что в сопоставимых ценах всего на 3,4% больше объема января–июня 2014 года. Для сравнения: годом ранее рост рынка составил более 9%.
Если говорить об отдельных направлениях, то единственным «плюсовым» сегментом оказалось предоставление доступа в Интернет. Здесь объем услуг в сумме достиг 96,3 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 21,6% больше объема услуг шести месяцев 2014 года. При этом объем услуг междугородной и международной телефонной связи снизился на 14,5% до 16,9 млрд тенге, сотовой связи — на 8,2% — до 127,8 млрд тенге, а услуг местной телефонной связи — на 4,1% — до 24,3 млрд тенге.
Наибольшие доли в общем объеме телекоммуникационных услуг по-прежнему приходятся на мобильную связь (37,9%) и Интернет (28,5%). Однако если Интернет-доступ 10 лет подряд показывает стабильный рост, то объемы услуг мобильной связи вот уже третий год медленно, но верно падают. В 2012 году они составили 297 млрд тенге, в 2013-м — 296 млрд и в 2014-м — 281 млрд тенге. Причем, судя по итогам первых шести месяцев, мобильную связь и в этом году ожидает снижение оборотов. И все же, учитывая, что этот сегмент остается наиболее значимой частью отечественного телекоммуникационного рынка, в данной статье мы подробней рассмотрим именно его.
Интерконнект как средство давления
В феврале операторы сотовой связи АО «Kcell», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» и ТОО «Алтел» договорились о снижении ставки на услуги пропуска входящего трафика (интерконнекта) с 11,1 до 8 тенге за минуту соединения. Это событие произошло в рамках совещания, состоявшегося под председательством вице-министра МИР РК Аскара Жумагалиева. Комментируя итоги переговоров, он отметил, что профильный комитет выступил площадкой для диалога, чтобы компании смогли за одним столом прийти к единому решению. «В результате в этом году интерконнект снижается на 28%. Это должно не только усилить конкуренцию на рынке, но и уменьшить затраты потребителей услуг сотовой связи».
Нововведение сразу же отразилось на монополистах рынка — материнские компании АО «Kcell» и ТОО «Кар-Тел» в своих отчетах за I квартал 2015 года зафиксировали незначительное, но снижение выручки своих казахстанских подразделений. Кстати, за неделю до совещания руководство ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (Теле2) заявляло, что будет добиваться нулевой ставки со следующего года и введения в этом году асимметричной (8,88 тенге/1 мин. при звонках на сети других операторов и 11 тенге/1 мин. при звонках на сеть Tele2). По мнению компании, ставка интерконнекта является рычагом ценового давления и не позволяет Теле2, как самой зависимой в этом плане, и дальше снижать тарифы, делая свою связь более выгодной. Несмотря на то что предложение Теле 2 не прошло, компания все равно осталась в «плюсе». Особенно учитывая то, что за 4 года она уже выплатила Beeline и Kcell за интерконнект порядка 20 млрд тенге.
Лицензия за слухи
Тогда же, в феврале, произошло еще одно событие, которое повлияло на будущее рынка сотовой связи: компании «Алтел» и Теле2 объявили о грядущем слиянии. В свою очередь, Beeline и Kcell в жесткой форме потребовали от правительства выдачи лицензий LTE, которую до этого времени имел только «Алтел». Сам «Алтел», ввиду небольшой клиентской базы и умеренной агрессивности, опасности для монополистов не представлял. Однако после слияния с Теле2 на рынке появлялся, по сути, новой оператор, обладающий мощным административным ресурсом, агрессивной маркетинговой политикой и довольно большой абонентской базой. А если прибавить к этому монополию на связь 4-го поколения, то будущее остальных сотовых операторов виделось далеко не радужным.
Сама сделка так и не состоялась. По информации, просочившейся в СМИ, стороны не смогли договориться о цене и не поделили кресла топ-менеджеров. Тем не менее положительную роль разговоры о слиянии сыграли — на волне слухов, Beeline, Kcell и Теле2 все же удалось заручиться обещанием правительства выдать им лицензии LTE. Правда, распределение частот запланировано лишь на 2017 год. Причем до этого момента компании должны обеспечить наличие сотовой связи в населенных пунктах с населением от 500 до 1 000 человек (по данным Комитета связи, информатизации и информации, это порядка 800 аулов).
По замыслу регулятора в каждом из аулов должен присутствовать хотя бы один оператор из большой тройки. Для Beeline и Kcell, которые уже развернули свои сети (в том числе и в малых населенных пунктах), выполнение данного условия особых проблем не доставит. И скорее всего, основные расходы понесет Теле2, который находится не в самой лучшей финансовой ситуации. Достаточно посмотреть на динамику показателя EBIT, отражающего наиболее затратные статьи расходов, такие как износ и амортизация, которые растут начиная со II квартала 2014 года. Та же ситуация и с капитальными затратами. При этом прирост выручки отстает от увеличения расходов. Так, в I квартале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выручка выросла на 35%, износ и амортизация — на 60%, а капзатраты — на 80%. По оценкам игроков рынка, установка одной базовой станции обходится примерно в $100 тысяч, и развертывание заведомо убыточной сети в сельской местности даст дополнительную финансовую нагрузку на Теле2. Не исключено, что для выполнения условия регулятора этому оператору понадобятся вливания со стороны материнской компании. Вопрос в том, готовы ли к этому шведы — судя по тому, что они продают Теле2-Норвегия, дела у них обстоят не самым лучшим образом.
Рабство отменят, но позже
Между тем стало известно, что запланированное на июль внедрение технологии Mobile Number Portability (MNP), позволяющее абонентам переходить к другому оператору сотовой связи с сохранением своего десятизначного номера, перенесено на следующий год. Надежды Комитета связи на то, что Мажилис достаточно быстро примет соответствующий законопроект, так и не оправдались. После его одобрения в первом чтении в рамках рабочей группы у депутатов появился ряд замечаний.
«Они не касались связи, MNP. Все замечания, предложения были адресованы правительству, — прокомментировал перенос сроков внедрения MNR руководитель управления контроля в области связи и информатизации Комитета связи, информации и информатизации МИР РК Руслан Абдикаликов. — Сейчас правительство занимается тем, что готовит заключение к законопроекту. …Заключение правительства будет в августе внесено в Мажилис, в сентябре работа над законом будет продолжена. Мы будем готовить его ко второму чтению. Затем он будет передан в Сенат, и после того как Верхняя палата Парламента примет его, законопроект передадут на подпись главе государства». По предварительным оценкам г-на Абдикаликова, теперь сроки внедрения MNP в Казахстане переносятся «где-то до конца 2015 года».
Передела рынка не будет
Учитывая тот факт, что при численности населения Казахстана в 17 млн человек общая абонентская база составляет чуть больше 26 млн увеличение числа абонентов одного оператора возможно только за счет сокращения у другого. И в этом отношении значимость отмены мобильного рабства трудно переоценить.
По данным на I квартал 2015 года, структура «сотового пирога» выглядела следующим образом. Kcell занимал 41,5% рынка (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года его доля сократилась на 4,3%), Beeline — 36,7% (–0,6%), Теле2 – 14,2% (+2,9%), «Алтел» — 7,7% (+2,1%). В Kcell объяснили сужение своей базы разовой чисткой. Компания изменила политику подсчета абонентов. Теперь предоплатные подписки засчитываются, если абонент был активным в течение последних трех месяцев. Используя новую методику, Kcell пересчитал количество абонентов за предыдущие периоды.
По итогам II квартала о росте количества абонентов заявили уже сразу две компании. Так, база Теле2 пополнилась сразу на 471 тыс. абонентов, а у Beeline она увеличилась на 121 тыс. клиентов. При этом Kcell вновь зафиксировал снижение на 69 тыс. абонентов.
Нетрудно заметить, что Теле2 медленно, но верно отбирает у «грандов» часть абонентов. В преддверии внедрения MNP руководство компании высказывало мнение, что, имея возможность сохранить номер с префиксом, абоненты обязательно выберут самую недорогую связь — Теле2.
Однако есть факты, которые ставят под сомнение уверенность компании. Один из них — опыт России, где после внедрения MNP оператора сотовой связи поменяло всего 0,5% абонентов. Кроме того, есть сразу два социологических опроса на эту тему: от компаний 4Service и PR-агентства MRG, причем их результаты по одним и тем же вопросам разнятся крайне незначительно. Так, более половины опрошенных казахстанцев заявило, что вообще не будут менять оператора. Треть ответила, что все зависит от тарифной политики и качества связи. Что касается оценки последнего показателя, то здесь, по мнению респондентов, в аутсайдерах именно Теле2 – 41% опрошенных. На высокие цены Kcell и Beeline пожаловались 39% и 32% соответственно. Впрочем, за счет самых низких тарифов Теле2 все-таки может рассчитывать на некоторое увеличение абонентов. Так, по данным исследователей, 39% опрошенных не готовы платить за сотовую связь более 1 000 тенге, 34% готовы выложить до 2 000, еще 18% — не более 3 000 тенге. В такой ситуации, если Теле2 действительно улучшит показатель качества связи и расширит зону покрытия, то потенциально может рассчитывать на 40–45% лояльных абонентов.
Тарифные войны и скандалы
Вообще, с момента своего появления в Казахстане в 2010 году Теле2 традиционно является основным ньюсмейкером. Причем, как правило, скандальным. Сразу заявив, что компания позиционирует себя как поставщика сотовой связи и мобильного Интернета по самым низким ценам, Теле2 до сих пор демпингует, ведя при этом агрессивную маркетинговую политику. Достаточно вспомнить, как в прошлом году, после того как «Алтел» предложил абонентам довольно дешевый тариф на фоне существующих в то время у всех операторов, Теле2 ответил незамедлительно, предложив еще более выгодные условия. Мини-война между двумя тарифами дошла до того, что условия по ним менялись несколько раз в день. Но если Beeline и Алтел попадают в поле зрения маркетологов Теле2 время от времени, то нынешний лидер рынка — Kcell находится под давлением постоянно. Что, впрочем, вполне объяснимо: у самого крупного оператора с завышенными тарифами отбить часть клиентуры гораздо проще.
Именно Теле2 ввел в Казахстане понятие «баннерный троллинг». Началось это в прошлом году, когда компания разместила свой баннер рядом с баннером конкурента на одном из высотных зданий Алматы. В итоге получилась фраза «Kcell рекомендует Теле2». Дело дошло до суда, однако судьи в действиях Теле2 не нашли ничего противозаконного. С того момента маркетологи Теле2 стали действовать на грани фола. Конкуренты отвечают довольно вяло. Так, Beeline на очередной выпад в свою сторону заявил, что у них есть дела поважнее, чем обращать внимание на глупости конкурента, например работать над улучшением качества услуг. А в Kcell после очередного «баннерного троллинга» назвали действия Теле2 неэтичными.
Но самым громким скандалом на рынке сотовой связи в этом году стал новый продукт Теле2 — акция «Телефон бесплатно». Абоненты компании стали получать бонусы за входящие звонки от клиентов других операторов. Накопленные бонусы можно обменять, в том числе и на новый сотовый телефон. Не прошло и месяца, как в СМИ появилась информация: некие абоненты Kcell жалуются, что их номера блокируются при попытке позвонить на Теле2. Чуть позже руководство Теле2 заявило, что обратилось в соответствующий орган с просьбой разобраться в ситуации, поскольку, помимо блокировки, существует подмена префикса номеров Kcell, и в результате абоненты не получают свои бонусы. В Kcell на подобные обвинения практически не ответили, ограничившись заявлением, что с их стороны блокировок и подмен не проводится.
Как бы то ни было, но агрессивная маркетинговая политика Теле2 уже сыграла на руку потребителям. С момента прихода компании на рынок Казахстана тарифы у всех операторов уже снизились в среднем на 30%. Впрочем, не исключено, что в ближайшее время стратегия Теле2 может измениться. В июле с поста коммерческого директора ушел Миндаугас Убартас, который проработал в Казахстане почти два года. Он принял предложение занять пост генерального директора одного из крупнейших операторов Таджикистана. Его место в компании занял Даниэль Карпович, ранее работавший главой департамента по развитию продуктов Tele2 Kazakhstan. Пока же в компании дали понять, что смена руководства не скажется на главной позиции Теле2 — предоставлять самые низкие на рынке тарифы.
Проблемный Kcell
Для «гранда» отечественного рынка сотовой связи 2015 год уже можно назвать самым сложным. В феврале, после внутреннего расследования, руководство Kcell инициировало возбуждение уголовного дела в отношении бывших топ-менеджеров, которые «нарушили внутренние процедуры и политики Компании». О каких именно нарушениях идет речь, в Kcell не уточняли. В июле Агентство по защите конкуренции обязало оператора вернуть абонентам 1,5 млрд тенге, «полученных в результате нарушений конкурентного законодательства». Не внушает оптимизма и значительное сокращение абонентской базы, а также не самые позитивные финансовые результаты по итогам II квартала. За год доходы компании в общем снизились на 10,5%. При этом поступления от голосовой связи упали на 2,1%, от дополнительных услуг — на 9,7%, а от продажи гаджетов — на 13,1%. Доходы от услуг передачи данных остались в плюсе, однако прирост этого показателя резко замедлился: так, в I–II кварталах 2015 года он составил около 6% против 20% в III–IV кварталах прошлого года. Себестоимость услуг увеличилась на 1,6%, а маржа EBITDA опустилась до 51,6%. И как итог, рекордное, за последние три года падение акций на казахстанской фондовой бирже в начале августа. Стоимость ценных бумаг Kcell снизилась почти на 10% и составила 1 150 тенге за штуку против 2 800 тенге годом ранее.
Игорь Клевцов