USD/KZT 498.34 
EUR/KZT 519.72 
 Mining & Metals Guide / MMG, 2017 год
 ОТРАСЛЕВОЙ ОБЗОР. Мы заплатим золотом!
АРХИВ

ОТРАСЛЕВОЙ ОБЗОР. Мы заплатим золотом!

Сегодня мировые цены на золото, компенсируя потери предыдущего года, демонстрируют уверенный рост, и оно вновь становится инструментом хеджирования рисков. На этом фоне Казахстану, у которого золотые ресурсы прошлого на грани исчерпания, нужны новые крупные месторождения. Однако в текущих условиях тратиться на геологоразведку готовы далеко не все недропользователи.

По данным аналитической компании Thomson Reuters GFMS, производство добычного золота в мире в 2016 году увеличилось всего на 0,4% – до 3,22 тыс. тонн. Крупнейшим в мире производителем золота с объемом 455 т остается Китай, который владеет этим титулом с 2007 года. Он же, обогнав в 2014 году Индию, является и крупнейшим его импортером. Затем идет Австралия с 270 т. На третьем месте находится Россия с 253 т, из которых 82% – добычное золото, 5% – попутное и 13% – вторичное. В пятерку стран-лидеров по добыче золота, вытеснив из нее Перу с 164,5 т, в прошлом году вошла Канада со 165 т.

Обесценение местных валют благоприятно сказалось на издержках, и суммарное предложение золота на мировом рынке с учетом операций хеджирования выросло на 2,5% – до 4,51 тыс. т. Прирост прежде всего обеспечило увеличение вторичной переработки – на 8,2% – до 1,27 тыс. т. Таким образом, доля лома в общем объеме предложения металла достигла 28%.

Около 40% добытого ресурса переплавляется в слитки, остальное идет на изготовление украшений (около 50%) и технические потребности (около 12%). По потреблению золота в технических нуждах лидируют Япония, Германия и США. По объему ювелирной промышленности среди европейских государств всех обгоняет Италия, а среди азиатских – Китай.

В прошедшем году мировой выпуск ювелирных украшений снизился на 21% – до 1,89 тыс. т – минимального значения с 2009 года. По данным отчета Thomson Reuters, профицит на рынке золота мог быть еще больше, если бы не сезонный спрос на ювелирные изделия.

Согласно данным Китайской ассоциации по золоту (China Gold Assosiation), по итогам I квартала текущего года производство этого драгметалла в КНР составило 101,2 т (снижение на 9,3%). При этом спрос на золото со стороны частных инвесторов вырос на 14,7% – до 304,14 т. Наибольший пик спроса пришелся на время празднования китайского Нового года по Лунному календарю в феврале: инвесторы интересовались в первую очередь золотыми украшениями и слитками. Продажа золотых слитков выросла на 60,18% – до 101,2 т. По мнению аналитиков, частные инвесторы таким образом защищают свои активы на время экономической нестабильности.

Спрос и перспективы

Ситуация с золотом в мире прямо противоположна ситуации с нефтью. В начале 2017 года цены продемонстрировали рост, компенсируя потери предыдущего года. Золото вновь становится инструментом хеджирования рисков, среди которых Brexit, победа Трампа, инфляция, политическая напряженность вокруг Северной Кореи и Сирии. Дальнейший восходящий тренд его котировок может быть связан уже не с геополитикой, а со снижением курса доллара и слабым (замедление до 6,2%) ростом экономики Китая. Продолжается и увеличение спроса на золото в качестве инвестиций со стороны азиатских фондов. Эксперты надеются, что эта тенденция распространится и на западные инвестиционные фонды, что позволит цене вырасти.

С начала этого года котировки золота увеличились на 12%. Если в апреле они держались на уровне $1 262–1 264 за тройскую унцию, то к концу года, скорее всего, достигнут $1 350. Согласно опросу, проведенному агентством Reuters среди аналитиков и трейдеров, средняя цена золота в 2017 году составит $1 331 за унцию, что будет самым высоким средним показателем с 2013 года.

По оценкам экспертов Bank of America, стоимость золота на мировых рынках может достичь $1 400 за тройскую унцию до конца года, При этом цены могут пойти V-образным путем, снизившись в середине года, когда Федеральная резервная система (ФРС) США повысит процентные ставки, полагают аналитики Intesa Sanpaolo SpA. Если же говорить о более долгосрочном прогнозе, то, как следует из материалов рейтингового агентства Fitch, цены на золото к 2020 году могут достичь в среднем $1 500 за унцию.

Закупив в резервы наибольшее среди центробанков мира количество золота (201 т (78%) из 257 т мировых нетто-покупок), Россия продолжает проводить политику наращивания драгметалла в резервах, поскольку только этот актив в условиях западных санкций полностью защищен от правовых и политических рисков. По данным МВФ, в марте 2017 года активно покупали золото центробанки России (золотой резерв на конец марта – 1 655,4 т), Казахстана (267,7 т) и Турции (427,85 т).

Между тем неизвлеченные мировые запасы золота в настоящее время оцениваются в 57 тыс. тонн. Если в последующие годы недропользование золота сохранится на сегодняшнем уровне, то, по данным Геологической службы США (USGS), его мировых запасов, пригодных для добычи, хватит примерно на 18 лет.

Ухудшение качества месторождений стало общей тенденцией для всех природных ресурсов. На фоне исчерпания легкодоступных и богатых россыпей золотодобыча постепенно переходит к гораздо более капиталоемкой отработке коренных месторождений. Так, Россия к 2016 году сократила долю россыпной добычи до 30% против 83%, зафиксированных 20 лет назад. Добыча рудного золота по сравнению с россыпями требует вложения больших предварительных инвестиций за несколько лет до ее непосредственного начала.

Таким образом, в ближайшие годы мы можем увидеть падение производства и, как следствие, дефицит поставок драгметалла. Ответ на это может быть только один: инвестиции в геологоразведку для обнаружения новых качественных запасов, а это значит, что в долгосрочной перспективе золото должно дорожать. Растущая цена сделает рентабельной его добычу на тех месторождениях, которые были ранее не интересны, и подстегнет инвестиции в их освоение.

Нельзя исключать и появление новых крупных месторождений золота, хотя многие эксперты уверены, что все они уже найдены и разрабатываются. Согласно прогнозу BMI Research (исследовательского подразделения агентства Fitch), добыча золота продолжит расти по 2–3% в год и в 2020 году достигнет 111,6 млн унций, а в 2021-м – 114 млн унций.

Ресурсы и добыча

Казахстан по запасам золота занимает 15-е место в мире, 3-е среди стран СНГ (после России и Узбекистана) и 17-е по объему его добычи. Сырьевая база золотодобывающей промышленности республики представлена в основном мелкими (с запасами до 25 т) и средними (от 25 до 100 т) месторождениями, на которых добывается около 70% производимого в стране золота. По уровню запасов лидирующее положение занимают Восточный (около 52%), Северный и Центральный Казахстан (30%).

Крупнейшим месторождением является Васильковское, расположенное в 17 км северо-западнее города Кокшетау. Его доказанные запасы при среднем содержании металла в руде 2,8 г/т составляют 370 т золота. Второе по величине (с рудными запасами 208 т при среднем содержании 7,5 г/т) – месторождение Бакырчик (приблизительно в 100 км от г. Семей). Следующими по промышленной значимости (общие запасы золота более 100 т) являются месторождения Аксу, Бестюбе и Жолымбет (Акмолинская область). В республике зарегистрировано около ста золотодобывающих компаний, но только 35 из них ведут добычу золота и проводят геологоразведочные работы. При этом золотодобывающие предприятия дают только одну треть золота, остальные две трети приходятся на предприятия медной и свинцово-цинковой отраслей, где золото – попутный продукт производства. Лидирующие места на рынке золотодобычи занимают АО «Казцинк», ТОО «Корпорация «Казахмыс» и Polymetal International Plc.

Polymetal намерен стать вторым по величине производителем золота в Казахстане, планируя к 2020 году получать с месторождений Варваринское и Кызыл (после запуска в 2018 году фабрики на проекте «Кызыл») почти 13 т драгметалла в год.

В 2016 году в республике было произведено 74,6 тонны золота (обработанного и полуобработанного), что на 17,1% больше, чем в 2015 году. Наибольшие объемы производства отмечены в Акмолинской области – 26,2 т (+25,9% за год и 35,1% от общереспубликанского объема). В регионе работают такие крупные компании, как Altyntau Resources (дочерняя компания «Казцинка»), «ГМК Казахалтын», RG Gold. На втором месте находится Восточно-Казахстанская область, на которую пришлось 22,9 т (+6,2% за год и 30,7% от всего объема). Здесь работают золотоизвлекательная фабрика предприятия «Алтай Кен-Байыту», филиал Altyntau Vostok, компания по добыче и переработке «Кэмп-Восток» и другие.

Замыкает тройку лидеров Карагандинская область с 8,2 т (+38% за год и 11% от всего объема). Основной игрок в регионе – компания АК «Алтыналмас» (месторождение Пустынное и участок Карьерный).

Что касается текущего года, то, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, объем производства необработанного золота в Казахстане в январе–марте составил 19,68 тыс. т, что на 27,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года. В 2018–2019 годы в республике надеются довести добычу золота до 75 тонн. Для достижения намеченного показателя важно запустить золоторудный проект «Кызыл» на месторождении Бакырчик компании Polymetal. Вероятные запасы Бакырчика оцениваются в 7,3 млн унций золота.

Немецкие инвесторы

Компания Aurum Deutschland AG вложит более 250 млн евро в строительство горно-металлургического комбината (ГМК) в Кордайском районе Жамбылской области. ГМК сможет перерабатывать руды близлежащих месторождений: Гагаринское, Шокпар, Каратас, Ргайты, Тасполы и Майбулак Восточный. В 2017 году планируется закончить предварительное ТЭО проекта, в 2019-м – приступить к строительству ГМК, а с 2020 года начать выпуск продукции в виде золотосеребряного сплава Доре. Сплав пойдет на переработку на аффинажный завод в Астане, мощности которого в настоящее время недозагружены.

Планируемый объем продукции – от 5 до 6 т золота и свыше 100 т серебра в год, что позволит ТОО «Aurum Deutschland» стать третьим производителем золота в стране и занять до 15% рынка этого металла. Операторы проекта обещают создать 1 200 рабочих мест со средней зарплатой 260 тыс. тенге и принять все меры для сохранения экологии: замкнутый оборот воды, современные газопылеуловители и т. д.

Расплата за скупость

По официальным данным, в стране насчитывается 293 месторождения золота, из которых 38% комплексных, 60% золоторудных и 2% россыпных. Как видим, «легкого» золота в Казахстане уже почти нет, а для добычи «трудного» без передовых технологий просто не обойтись. Нарастает тенденция невосполнения погашаемых запасов, общего сокращения их количества и ухудшения качества. Учтенные балансом запасы разведанных в последние годы месторождений золота характеризуются низким качеством и не могут являться эквивалентом погашенным запасам. Незначительные приросты получены полностью за счет доразведки месторождений, выявленных в советский период.

В Канаде, Австралии, США, Китае и России ежегодно на геологоразведочные работы (ГРР) выделяют от 3 до 11% бюджета. К примеру, в Австралии в разведку вкладывается в среднем $167 на квадратный километр, в Китае – $45, России – $25, а в Казахстане лишь $7. В целом в последние годы на ГРР по твердым полезным ископаемым в республике тратилось в среднем всего $135 млн в год. (Для сравнения: бюджет на развлекательные мероприятия в рамках Экспо-2017 почти втрое больше.)

Результаты соответствующие. За последние 25 лет в Китае открыто 80 с лишним новых промышленных месторождений, в России – 39, в Канаде – 19, в Австралии – 23. В Казахстане за это же время не открыто ни одного. Ожидать иного, если в добычу вкладывается в десятки раз больше, чем в разведку, не приходится. Ресурс прошлого сегодня уже исчерпан. Стране нужны новые крупные золотые месторождения, но сейчас многие компании не готовы тратиться на геологоразведку.

Вместе с тем многие районы Казахстана располагают большими перспективами на выявление золота. Предположительно «золотой пояс» республики может протягиваться с западной границы Костанайской области на юг – в сторону золоторудного месторождения Мурунтау в Узбекистане.

Дела аффинажные…

До 2012 года более половины всего золотосодержащего сырья в сплаве Доре из-за отсутствия возможности его переработки в Казахстане вывозилось для аффинажа (очистка до проб 999 и 999,9) за рубеж, в частности в Швейцарию. Сегодня оно поступает на три отечественных аффинажных завода, способных ежегодно перерабатывать до 130 т золота. Примечательно, что предприятия этой «золотой троицы» не являются конкурентами, поскольку, применяя различные технологии аффинажа, перерабатывают конкретные виды золотосодержащего сырья.

К примеру, если ТОО «Казцинк» и «Корпорация «Казахмыс» пользуются золотосодержащим шламом, получаемым при производстве цветных металлов на своих металлургических предприятиях, то столичный завод ТОО «Тау-Кен Алтын» специализируется на аффинаже сплава Доре, катодного и шлихового золота, а также переработке ювелирного и технического лома. Завод «Тау-Кен Алтын» выпускает не только стандартные слитки весом 12 кг, реализуемые Национальному банку РК, но и инвестиционные весом от 100 граммов до килограмма, а также золото в гранулах для ювелирной отрасли и изготавливает точные копии археологических экспонатов из драгметаллов.

Из добытого в прошлом году золота на аффинированное золото пришлось 37,7 т (рост на 15%), из которых «Тау-Кен Алтын» аффинировал около 12 тонн, «Казцинк» – 19 тонн, «Казахмыс» 6 тонн. На введенном в эксплуатацию в 2013 году аффинажном заводе «Тау-Кен Алтын» в текущем году запланирован выпуск 15 т золота. В 2019 году предприятие должно выйти на проектную мощность 25 т, а технологически завод готов ежегодно перерабатывать 70 т золота и 400 т серебра.

Сегодня поставки золотосодержащего сырья на предприятие осуществляют более 30 отечественных и зарубежных компаний, из которых полный цикл его переработки выдерживает лишь несколько: «Алтыналмас» (в 2016 году поставила на завод около 4 т), АО «ГМК «Казахалтын» (2 т), АО «Варваринское» (2,5 т), АО ФИК «Алел» (2,5 т). Ожидается, что скоро к ним присоединятся AltynEx Company (намерена ввести в 2017–2018 году золотоизвлекательную фабрику на месторождении Юбилейное) и российский Polymetal (планирующий в 2018 году запустить входящее в проект «Кызыл» месторождение Бакырчик). Отметим, что золото Бакырчикского месторождения с меньшим содержанием мышьяка Polymetal намерен перерабатывать в сплав Доре в России, с большим содержанием – вывозить на очистку в Китай. Затем возвращать его в Казахстан и отдавать на переработку на аффинажный завод.

… и ювелирные

Казахстан, как участник мирового рынка золота, выступает в основном в качестве экспортера аффинированного золота и импортера (до 90%) готовой ювелирной продукции. В 2016 году было импортировано 31,1 тонны ювелирных изделий. Это объясняется тем, что производители не заинтересованы в продаже золота на внутреннем рынке в силу налоговых нагрузок, заключенных контрактов и действующего нормативно-правового поля.

Наши ювелиры производят украшения в основном кустарным способом и не могут конкурировать с производителями России, Китая, Турции, Украины ни по объемам, ни по технологии. Между тем, учитывая трудоемкость производства ювелирных изделий, развитие этой отрасли могло бы позволить снизить уровень безработицы и повысить уровень жизни населения.

 Сергей Смирнов



Список статей
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem