За транзитное будущее
Лейтмотивом прошедшей в Астане IX Международной транспортной конференции «ТрансЕвразия–2014» стало становление Казахстана, в качестве основного элемента проекта по возрождению Великого шелкового пути. Ряд экспертов уверенны, что в будущем наша страна имеет все перспективы стать системообразующим транзитным хабом не только на межрегиональном, но и на межконтинентальном уровне.
Участие в конференции приняли около 300 делегатов, включая представителей профильных ведомств стран Евразии, международных и региональных организаций, финансовых и проектных институтов, а также крупных отечественных и зарубежных транспортных компаний.
Открывая пленарное заседание, глава транспортного ведомства Казахстана Женис Касымбек подчеркнул, что интеграция в мировую транспортную систему является основным направлением развития транспортно-коммуникационного комплекса республики. Он напомнил, что в нашей стране сегодня создана развитая сеть транзитных маршрутов, а по ее территории проходят пять международных транспортных коридоров. Используя их, правительство намерено переориентировать существенную часть грузопотока между Китаем и Европой, доведя долю Казахстана в общем объеме таких перевозок к 2020 году до 5%, а к 2030 году — до 10%. «Эти показатели будут достигнуты за счет развития инфраструктуры и создания благоприятных условий для транзита».
В рамках обозначенной цели в Казахстане уже построено 1 700 км новых железных дорог, в удовлетворительное и хорошее состояние приведены 19 000 км автомобильных магистралей, а также проведена реконструкция 9 аэропортов. В целом, за последние пять лет в развитие транспортной отрасли инвестировано $20,3 млрд при этом $5,4 млрд было привлечено за счет займов международных финансовых институтов. Как результат, транспортно-коммуникационный комплекс демонстрирует стабильный рост: доля отрасли в ВВП сегодня составляет 7,5%, грузооборот по всем видам транспорта и объем перевозимых грузов увеличился на 70%, а ежегодный рост пассажиропотока на авиатранспорте достиг 11%.
Вместе с тем, как считает г-н Касымбек, эти успехи нельзя считать локальными достижениями лишь одной страны, поскольку создание многовариантных путей сообщения между Европой и Азией отвечает интересам всех государств Евроазиатского континента. При этом Казахстан по своему месторасположению является наиболее перспективным транспортным хабом региона. «В последние годы, с углублением международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой, актуальным становится возрождение транспортного коридора Великий шелковый путь. То есть речь идет о создании комплексного евразийского трансконтинентального моста».
В этой связи в январе текущего года указом главы государства была принята Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана до 2020 года. В настоящее время в ее рамках реализуется около 200 проектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Планируется строительство терминалов и запуск контейнерных блок-поездов в направлении Китай — Европа — Китай. Завершается строительство трансконтинентального автодорожного коридора Западная Европа — Западный Китай, большая часть которого уже эксплуатируется. Реализация последнего проекта обеспечит самый короткий маршрут из Китая в Европу: поставки по нему позволят сократить время транспортировки с 45 (морем) до 10 дней. Как считают инициаторы проекта, новый автобан позволит уже к следующему году в полтора раза увеличить транзитные грузопотоки, а уже к 2020 году они должны удвоиться.
Обслуживать создаваемую инфраструктуру Казахстан намерен по лучшим международным стандартам. Для этого формируются альянсы с такими мировыми лидерами в этой сфере, как DP World, Swissport International, Zurich Airport и Lufthansa Consulting. Взаимодействовать эти игроки будут с отечественной мультимодальной логистической компанией KTZ Express, которая была создана в прошлом году на базе НК «Қазақстан темір жолы». В ее задачу входит консолидация всех национальных логистических активов: уже сейчас в доверительное управление ей переданы морпорт Актау и 6 аэропортов. Кроме того, компания является оператором проекта СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота». За счет приобретения двух сухогрузных судов она получила статус судоходной.
Серьезным достижением Казахстана г-н Касымбек назвал создание фактически новой отрасли экономики — транспортного машиностроения. В период с 2009-го по 2012 год совместно с ведущими мировыми производителями железнодорожной продукции, такими как Alstom, GE и Talgo, были построены заводы по выпуску тепловозов, электровозов, грузовых и пассажирских вагонов. Только по итогам прошлого года объем их продукции составил более $1,1 млрд. Причем, помимо удовлетворения внутренних потребностей, она уже поставляется в Таджикистан, Украину, Эстонию и Кыргызстан.
Если говорить о самых последних проектах в этой сфере, то в 2013 году стартовало строительство завода по производству рельсобалочной продукции с использованием технологии Siemens, а до конца текущего года должно быть завершено создание предприятия по выпуску дизельных двигателей GEVO мощностью 300 единиц в год.
Одновременно наша страна намерена наращивать свой авиационный потенциал. Так, к 2020 году будут открыты 75 новых международных воздушных маршрутов, а их общее число достигнет 128. В связи с этим руководитель транспортного ведомства напомнил, что в 2014 году с национального авиаперевозчика «Эйр Астана» были сняты ограничения на расширение частоты и географии полетов в страны Евросоюза. До конца текущего года планируется снять этот барьер для всех крупных казахстанских авиаперевозчиков.
Что касается инфраструктуры аэропортов, то на данный момент в республике проведена реконструкция 13 взлетно-посадочных полос и 9 терминалов. В общей сложности в Казахстане действуют 18 аэропортов, 12 из них имеют категорию ИКАО.
Не забывают в правительстве и о развитии морского потенциала — уже сейчас на международный морской порт Актау приходится 24% от общего грузооборота на Каспийском море. «В настоящее время, совместно с сингапурской компанией IPD, поэтапно реализуется проект по расширению порта в северном направлении. Планируется, что после модернизации пропускная способность всех морских портов Казахстана будет увеличена с 16,8 до 20,5 млн т», — резюмировал свое выступление г-н Касымбек.
Транспортная интеграция
В свою очередь, министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Даниал Ахметов отметил, что ключевым элементом развития инфраструктуры ЕАЭС будет проведение скоординированной транспортной политики. Один из основных приоритетов — создание общего рынка транспортных услуг, который подразумевает под собой либерализацию, установление единых подходов к развитию конкуренции и предотвращению недобросовестной конкуренции, формирование унифицированной тарифной политики, а также устранение нефизических барьеров. «Порядок, условия и этапы либерализации будут определяться отдельными международными договорами в рамках Союза с учетом отраслевых особенностей. Так, например, в области развития автомобильного транспорта члены ЕАЭС к 1 января 2016 года примут программу поэтапной либерализации в сфере каботажных перевозок на период с 2016-го по 2025 год».
В сфере железнодорожного транспорта большие возможности открывает создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) Казахстана, России и Беларуси. «В результате доля транзитных перевозок из Китая в Европейский союз через территорию ЕЭП железнодорожным транспортом увеличится более чем в 10 раз и составит в совокупном объеме более 7%». По расчетам г-на Ахметова, доходы от использования инфраструктуры ОТЛК превысят $1,5 млрд будет создано 43 тысячи новых рабочих мест, а общий грузооборот достигнет 4 млн контейнеров.
Еще один совместный проект Казахстан, Беларусь и Россия намерены реализовать в сфере авиационного сообщения. «Мы понимаем, что замыкаться в одном общем пространстве ни одна страна не должна, поэтому мы разрабатываем программу «Единого евразийского неба», поскольку альтернативы интеграции нет. Этот проект будет способствовать превращению воздушного пространства ЕАЭС в востребованный транзитный мост между Европой и Юго-Восточной Азией, а также другими континентами».
По словам г-на Ахметова, проект предусматривает создание общего рынка авиационных услуг и единой зоны транспортировки воздухом. Вместе с тем внедряться он будет поэтапно. «Мы должны понимать, что сегодня авиация, предположим, Казахстана и Беларуси неконкурентоспособна с российской. Поэтому программа будет предусматривать этапность и создание конкретных условий. Но двигаться по этому пути нужно».
Напомним, что казахстанские авиакомпании ранее уже заявляли о экономической нецелесообразности либерализации воздушного пространства в рамках ЕАЭС, поскольку это несет риски неравной конкуренции и может убить отечественную авиацию. Как результат, норма о «Едином евразийском небе» была исключена из договора о создании ЕАЭС. Комментируя это решение вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров пояснил, что странам-участницам необходимо прежде всего гармонизировать законодательство и стандарты в авиационной отрасли своих стран. «По переходу к «Единому евразийскому небу» (в том понимании, которое есть в Европе) мы категорически против, и мы отстояли это в существующем проекте Договора. Для нас это было критически важно».
Несмотря на данное обстоятельство, Даниал Ахметов остается оптимистом, считая, что в будущем Астана может стать крупным транзитным узлом для обслуживания пассажиропотоков Казахстана, Южного Урала и Западной Сибири. Он также добавил, что на становление казахстанских аэропортов в качестве международных хабов будет влиять развитие других международных транспортных артерий, проходящих по нашей территории. «Условия для формирования сети позволит создать новая высокоскоростная железная дорога по маршруту Минск — Москва — Астана — Алматы. К примеру, Казань и Астана могут стать новыми авиационными хабами, способными обеспечить международное транспортное сообщение».
Не только Евразия
Еще более грандиозные перспективы для Казахстана обрисовал заместитель министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов, который считает, что наша страна может стать системообразующим звеном не только на континентальном, но и межконтинентальном уровне. Так, он отводит Казахстану большую роль в реализации проекта транспортного коридора N.E.W. Этот маршрут пройдет из Китая через территорию Казахстана, затем России и далее через Мурманский морской торговый порт (который станет пунктом перегрузки контейнеров с железной дороги на корабли) до восточного побережья США.
Сегодня, чтобы доставить груз из Западного Китая на восточное побережье США, его отправляют сначала в порты Юго-Восточного Китая, далее через Тихий океан в Сан-Франциско, а потом транзитом через весь Американский континент, на восточное побережье. «Это долго и дорого. Та инфраструктура, которую мы сегодня создаем, позволит это сделать быстрее и дешевле. А интеграция России и Казахстана позволяет это сделать на еще более высоком и позитивном уровне».
По оценке г-на Цыденова, коридор N.E.W. более чем втрое сокращает расстояние перевозки грузов из Западного Китая в США, не только обеспечивая скорейшую доставку, но и составляя серьезную ценовую конкуренцию любым альтернативным путям.
Весьма оптимистично оценивают транзитное будущее Казахстана и представители частного бизнеса. Так, председатель правления ENRC Logistics Эдуард Каплан считает, что единое таможенное пространство значительно облегчает процедуры по доставке грузов, а перспективы наземного коридора из Китая в Европу становятся более реальными после упрощения таможенных процедур. «С созданием Таможенного и Евразийского экономического союзов у нас появляется больше возможностей инициировать предоставление тех или иных скидок на товары не просто для того, чтобы заработали больше прибыли трейдеры или грузоотправители, а для наращивания объемов перевозок по тем или иным направлениям. Мы думаем, что от этого экономика Казахстана, грузоотправители и экспортеры будут развиваться еще более успешно».
Вместе с тем г-н Каплан подчеркнул, что национальному регулятору необходимо продолжить развитие нормативно-правовой базы и кадрового потенциала логистической отрасли Казахстана.
Редакционный обзор